Слава Полунин вернет в Россию Олега Попова и других клоунов

17 ноября 2015, 21:33
Версия для печати Версия для печати

Художественный руководитель Цирка на Фонтанке Вячеслав Полунин и генеральный директор компании «Росгосцирк» Вадим Гаглоев представили программу секции «Цирк и уличный театр», которая будет работать в рамках IV Санкт-Петербургского международного культурного форума с 14 по 16 декабря.

Вся программа будет распределена по трем направлениям, на три подсекции. Подсекция «Новый цирк и уличный театр», которая прежде рассматривала разные аспекты цирка XXI века, нынче будет посвящена исключительно искусству клоунады и его проблемам. Их, по словам Вячеслава Полунина, - две. Первая заключается в том, что российские клоуны разъехались из страны по всему земному шару. Вторая – в том, что представители этой древней цирковой профессии вообще предпочитают работать где угодно – в театре, в кабаре, на городских улицах и площадях, – но только не на манеже. Для того, чтобы разобраться, почему это происходит и что надо сделать, чтобы вернуть клоунов в цирк вообще и в российский цирк в частности, Полунин соберет на форуме шестьдесят клоунов из России и всего мира.

Клоун Джанго Эдвардс – знаменитый на весь мир король анархистов из Испании, проведет мастер-класс для более чем 40 клоунов «Росгосцирка». А клоун Лео Басси (тоже из Испании, из Мадрида) – которого Полунин озарактеризовал как «главного экстремиста», расскажет о психологических аспектах профессии клоуна. Отдельно на форуме будет представлена женская клоунада: за нее в ответе две выдающиеся представительницы профессии – Гарди Хютер и Лара Херц. Наконец, российскую клоунаду и ее традиции будут представлять сам Полунин, Александр Фриш и легендарный Олег Попов, который четверть века по личным причинам не выступал в России, а теперь не только примет участие в открытии Цирка на Фонтанке после капитального ремонта 15 декабря, но и – представители «Росгосцирка» очень надеются, что это случится – в течение двух месяцев, февраля-марта 2016 года, будет выступать с программой «Пусть всегда будет солнце», состоящей из лучших номеров советского цирка.

Легенда советского цирка Олег Попов оказался в президиуме наряду с реальными спикерами
Легенда советского цирка Олег Попов оказался в президиуме наряду с реальными спикерами

В рамках этой же секции выступит и представительница еще одной легендарной фамилии – Фрателлини. Наследница великих итальянских клоунов, кумиров основателя Цирка на Фонтанке Гаэтано Чинизелли Валери Фрателлини живет во Франции, где руководит Школой циркового искусства – в ней можно научиться любой цирковой профессии, кроме профессии дрессировщика. Синьора Фрателлини расскажет об истории клоунады от ее истоков.

Вторая подсекция будет посвящена социальному театру. У этого направления, тоже уже традиционного, нынче опять-таки будет специализация: представители разных цирков поделятся опытом работы с пожилыми людьми. В частности, упоминавшийся уже российский клоун Александр Фрай в рамках форума проведет мастер-класс по программе «Бабушки, не хотите ли поработать в цирке?», посвященной реабилитации людей немолодого возраста с помощью цирковых технологий и методик.

Наконец, в третьей посекции участники и гости Культурного форума обсудят методы и принципы работы сегодняшних цирковых импресарио и то, как им взаимодействовать с новым цирком и как способствовать продвижению этого цирка в мире.

Поскольку долгожданное открытие Цирка на Фонтанке пройдет также в рамках Культурного форума, то оно было представлено особо. Прежде всего, как «Фонтанка» уже писала, наш главный городской цирк поменяет название на историческое: Цирк Чинизелли. Во-вторых, Цирк Чинизелли будет подчиняться не напрямую Министерству культуры, как это было прежде, а «Росгосцирку». Уже в процессе пресс-конференции стало очевидно, что Вячеслав Полунин и Вадим Гаглоев работают в тесном контакте – в частности, оба они вдохновлены идеей вернуть России Олега Попова.

Гаглоев на пару со своим заместителем Олегом Чесноковым рассказали собравшимся о стратегических намерениях, связанных с цирком в Петербурге: например, о планах привозить в Россию лучшие достижения мирового цирка, техническим требованиям которых будет соответствовать обновленный Цирк Чинизелли и прежде всего, крыша: на ней теперь не только красуется шпиль, запечатленный на дореволюционных фотографиях, но и крепятся конструкции, которых прежний, просевший от времени купол, выдержать не смог бы.

«Ни одного современного полетного номера нельзя было привезти до ремонта», – добавил со своей стороны Вячеслав Полунин. И принялся рассказывать о художественном наполнении (в самом широком смысле этого слова) обновленного циркового пространства, которое прежде выглядело сараем.

- Теперь, когда на сарай Цирк на Фонтанке больше не похож, мы начнем вторую часть работ по его обновлению, связанную с красотой, с дизайном. Будем возвращать цирку старый стиль Чинизелли – вытютюкивать, как я это называю. Только надо денег немного заработать. Внутри цирка все должно преобразиться: торговые лавочки должны будут превратиться в изумительной красоты витрины. А собственно музею сейчас отдан весь третий этаж. Но вот там как раз все должно стать как можно современнее: там работают прекрасные люди, и они стараются, но пока это все происходит на карточках и ручкой, а надо вспомнить, что мы живем в век цифровых технологий.

Кроме того, Вячеслав Полунин рассказал, что уже сейчас существует такое место, где кристаллизуется ядро нового Цирка Чинизелли. Находится оно в помещении гостиницы артистов цирка на Инженерной улице, где работа кипит круглосуточно. Там, по словам Полунина, возик, к счастью, целый отдел новых программ: функционируют три репетиционных зала, где работают цирковые люди со всего света.

В этом пространстве действует несколько лабораторий, – рассказал Вячеслав Полунин. Лаборатория «Упсала», посвященная детскому социальному цирку. Лаборатория «Саженцы» – связанная отнюдь не с дачными растениями (хотя Полунин, по его признанию, прочел недавно лекцию как садовод и лауреат какой-то престижной французской премии за оформление пространства вокруг его, Славиного, центра клоунады под Парижем "Желтая мельница"). «Саженцы» готовят спектакль открытия. И там все ходят перепачканные сажей, поскольку в основе шоу открытия  лежит сюжет «Золушки». Наконец, в лабораторном пространстве в помещении гостиницы выпускаются книжки и фильмы. К открытию будут выпущены три исторические книжки, чтобы те, кто придут на открытие, сразу понимали, откуда что взялось.

- Первая книжка посвящена Чинизелли: афиши, программки, семья, – комментирует Полунин. – Мы сидели и руками переписывали все имена и фамилии. Книга получилась необыкновенной красоты. Второй альбом – афиши клоунов русского цирка с описью того, что сделал каждый человек. Третья книга: «Конгресс дураков» – рассказывает о современном состоянии театрального направления клоунов, начиная с Марселя Марсо, Дарио Фо – там на каждого человека отведено по развороту. Кроме того, у нас – огромный видеоархив, где собрана и антология современных цирковых спектаклей. На одну из лабораторий, например, мы привезли троих ребят-жонглеров. И все, кто на них смотрел, решили, что жонглирование – главное, чем нужно заниматься в жизни. Это новый поэтический цирк, где перемешаны реальное существование человека и его профессия. В этих лабораториях и вообще во всем, что мы делаем, мы пытаемся расширить горизоны понимания цирка. И нам кажется, у нас это получается».

Более подробно Вячеслав Полунин остановился на спектакле-открытии. Это будет спектакль «Тысяча и одна Золушка». Как пояснил Полунин, именно вариацией на этот сюжет в Цирке Чинизелли традиционно встречали Новый год – и каждый раз это была совершенно новая «Золушка». В той, что мы увидим 15 декабря, будет задействован прежде всего роскошный зрелищный цирк Гии Эрадзе – Слава Полунин считает, что никто лучше него не сможет представить королевский дворец. В роли Золушки, как и в прошлом году, на арену выйдет чудная Алиса Олейник. А вот исполнителя роли Принца Слава Полунин, по его признанию, долго искал – и в результате пригласил Кутеро, самого значительного из молодых клоунов, которого Полунин охарактеризовал как «Пьеро с фантаститческим, нежным юмором». Роли мачехи и дочек – опять-таки по давней цирковой традиции – тоже исполнят клоуны. Прием, Мачеху сыграют в очередь Николай Терентьев, знаменитый участник номера «Блю канари» из спектакля театра "Лицедеи", и Лара Херц, от которой даже сам Полунин не знает, чего ожидать, но уверен, что это будет нечто исключительно талантливое и по-хорошему сумасшедшее. Разумеется, в открытии примет участие Олег Попов. А постановкой шоу в целом занимается актер и режиссер Виталий Салтыков.

Худрук Цирка Чинизелли особенно подчеркнул, что гостей на этом представлении, которое будет называться "Бал у Чинизелли" замарашками как раз не ждут. Гости должны быть в бальных костюмах: дамы и леди – в костюмах фей, а кавалеры всех возрастов – как минимум, с усами Чинизелли (вы ведь все представляете себе, как они выглядят – тонкие с загнутыми вверх кончиками).

И эта «Золушка» – только начало нового цирка в Петербурге. По словам Полунина, он написал три сценария – эпохальных – на сотни людей. «Все, что я за свою жизнь сделал, я вложил в эти спектакли. И намерен собирать для них людей со всего света», – подытожил свою подробную речь Слава. Отрадно, что представители «Росгосцирка» выразили полную готовность во всём  помогать уникальному клоуну на посту руководителя федерального учредения.

Жанна Зарецкая, «Фонтанка.ру»

Проект "Афиша Plus" реализован на средства гранта Санкт-Петербурга

«Он жил как рок-звезда, он ушел точно так же». В Мариинском театре простились с Владимиром Шкляровым

Белые цветы — букеты лизиантусов, роз, лилий — держали в руках зрители, выстроившись в очередь у входа в исторической здание Мариинского театра, где утром 21 ноября прощались с его погибшим премьером Владимиром Шкляровым. Мимо проносили большие венки — от семей, организаций… Задолго до назначенного часа прощания очередь доросла до ближайшего светофора — в основном, стояли женщины, молодые и постарше, кто-то даже с коляской. Сбоку у входа переминался с ноги на ногу мужчина в спортивном костюме с белой корзиной белых роз и лентой, на которой виделись слова «Дорогому Владимиру… красивому человеку…».

Статьи

>