Слава Полунин вернет в Россию Олега Попова и других клоунов
Художественный руководитель Цирка на Фонтанке Вячеслав Полунин и генеральный директор компании «Росгосцирк» Вадим Гаглоев представили программу секции «Цирк и уличный театр», которая будет работать в рамках IV Санкт-Петербургского международного культурного форума с 14 по 16 декабря.
Вся программа будет распределена по трем направлениям, на три подсекции. Подсекция «Новый цирк и уличный театр», которая прежде рассматривала разные аспекты цирка XXI века, нынче будет посвящена исключительно искусству клоунады и его проблемам. Их, по словам Вячеслава Полунина, - две. Первая заключается в том, что российские клоуны разъехались из страны по всему земному шару. Вторая – в том, что представители этой древней цирковой профессии вообще предпочитают работать где угодно – в театре, в кабаре, на городских улицах и площадях, – но только не на манеже. Для того, чтобы разобраться, почему это происходит и что надо сделать, чтобы вернуть клоунов в цирк вообще и в российский цирк в частности, Полунин соберет на форуме шестьдесят клоунов из России и всего мира.
Клоун Джанго Эдвардс – знаменитый на весь мир король анархистов из Испании, проведет мастер-класс для более чем 40 клоунов «Росгосцирка». А клоун Лео Басси (тоже из Испании, из Мадрида) – которого Полунин озарактеризовал как «главного экстремиста», расскажет о психологических аспектах профессии клоуна. Отдельно на форуме будет представлена женская клоунада: за нее в ответе две выдающиеся представительницы профессии – Гарди Хютер и Лара Херц. Наконец, российскую клоунаду и ее традиции будут представлять сам Полунин, Александр Фриш и легендарный Олег Попов, который четверть века по личным причинам не выступал в России, а теперь не только примет участие в открытии Цирка на Фонтанке после капитального ремонта 15 декабря, но и – представители «Росгосцирка» очень надеются, что это случится – в течение двух месяцев, февраля-марта 2016 года, будет выступать с программой «Пусть всегда будет солнце», состоящей из лучших номеров советского цирка.
Легенда советского цирка Олег Попов оказался в президиуме наряду с реальными спикерами
В рамках этой же секции выступит и представительница еще одной легендарной фамилии – Фрателлини. Наследница великих итальянских клоунов, кумиров основателя Цирка на Фонтанке Гаэтано Чинизелли Валери Фрателлини живет во Франции, где руководит Школой циркового искусства – в ней можно научиться любой цирковой профессии, кроме профессии дрессировщика. Синьора Фрателлини расскажет об истории клоунады от ее истоков.
Вторая подсекция будет посвящена социальному театру. У этого направления, тоже уже традиционного, нынче опять-таки будет специализация: представители разных цирков поделятся опытом работы с пожилыми людьми. В частности, упоминавшийся уже российский клоун Александр Фрай в рамках форума проведет мастер-класс по программе «Бабушки, не хотите ли поработать в цирке?», посвященной реабилитации людей немолодого возраста с помощью цирковых технологий и методик.
Наконец, в третьей посекции участники и гости Культурного форума обсудят методы и принципы работы сегодняшних цирковых импресарио и то, как им взаимодействовать с новым цирком и как способствовать продвижению этого цирка в мире.
Поскольку долгожданное открытие Цирка на Фонтанке пройдет также в рамках Культурного форума, то оно было представлено особо. Прежде всего, как «Фонтанка» уже писала, наш главный городской цирк поменяет название на историческое: Цирк Чинизелли. Во-вторых, Цирк Чинизелли будет подчиняться не напрямую Министерству культуры, как это было прежде, а «Росгосцирку». Уже в процессе пресс-конференции стало очевидно, что Вячеслав Полунин и Вадим Гаглоев работают в тесном контакте – в частности, оба они вдохновлены идеей вернуть России Олега Попова.
Гаглоев на пару со своим заместителем Олегом Чесноковым рассказали собравшимся о стратегических намерениях, связанных с цирком в Петербурге: например, о планах привозить в Россию лучшие достижения мирового цирка, техническим требованиям которых будет соответствовать обновленный Цирк Чинизелли и прежде всего, крыша: на ней теперь не только красуется шпиль, запечатленный на дореволюционных фотографиях, но и крепятся конструкции, которых прежний, просевший от времени купол, выдержать не смог бы.
«Ни одного современного полетного номера нельзя было привезти до ремонта», – добавил со своей стороны Вячеслав Полунин. И принялся рассказывать о художественном наполнении (в самом широком смысле этого слова) обновленного циркового пространства, которое прежде выглядело сараем.
- Теперь, когда на сарай Цирк на Фонтанке больше не похож, мы начнем вторую часть работ по его обновлению, связанную с красотой, с дизайном. Будем возвращать цирку старый стиль Чинизелли – вытютюкивать, как я это называю. Только надо денег немного заработать. Внутри цирка все должно преобразиться: торговые лавочки должны будут превратиться в изумительной красоты витрины. А собственно музею сейчас отдан весь третий этаж. Но вот там как раз все должно стать как можно современнее: там работают прекрасные люди, и они стараются, но пока это все происходит на карточках и ручкой, а надо вспомнить, что мы живем в век цифровых технологий.
Кроме того, Вячеслав Полунин рассказал, что уже сейчас существует такое место, где кристаллизуется ядро нового Цирка Чинизелли. Находится оно в помещении гостиницы артистов цирка на Инженерной улице, где работа кипит круглосуточно. Там, по словам Полунина, возик, к счастью, целый отдел новых программ: функционируют три репетиционных зала, где работают цирковые люди со всего света.
В этом пространстве действует несколько лабораторий, – рассказал Вячеслав Полунин. Лаборатория «Упсала», посвященная детскому социальному цирку. Лаборатория «Саженцы» – связанная отнюдь не с дачными растениями (хотя Полунин, по его признанию, прочел недавно лекцию как садовод и лауреат какой-то престижной французской премии за оформление пространства вокруг его, Славиного, центра клоунады под Парижем "Желтая мельница"). «Саженцы» готовят спектакль открытия. И там все ходят перепачканные сажей, поскольку в основе шоу открытия лежит сюжет «Золушки». Наконец, в лабораторном пространстве в помещении гостиницы выпускаются книжки и фильмы. К открытию будут выпущены три исторические книжки, чтобы те, кто придут на открытие, сразу понимали, откуда что взялось.
- Первая книжка посвящена Чинизелли: афиши, программки, семья, – комментирует Полунин. – Мы сидели и руками переписывали все имена и фамилии. Книга получилась необыкновенной красоты. Второй альбом – афиши клоунов русского цирка с описью того, что сделал каждый человек. Третья книга: «Конгресс дураков» – рассказывает о современном состоянии театрального направления клоунов, начиная с Марселя Марсо, Дарио Фо – там на каждого человека отведено по развороту. Кроме того, у нас – огромный видеоархив, где собрана и антология современных цирковых спектаклей. На одну из лабораторий, например, мы привезли троих ребят-жонглеров. И все, кто на них смотрел, решили, что жонглирование – главное, чем нужно заниматься в жизни. Это новый поэтический цирк, где перемешаны реальное существование человека и его профессия. В этих лабораториях и вообще во всем, что мы делаем, мы пытаемся расширить горизоны понимания цирка. И нам кажется, у нас это получается».
Более подробно Вячеслав Полунин остановился на спектакле-открытии. Это будет спектакль «Тысяча и одна Золушка». Как пояснил Полунин, именно вариацией на этот сюжет в Цирке Чинизелли традиционно встречали Новый год – и каждый раз это была совершенно новая «Золушка». В той, что мы увидим 15 декабря, будет задействован прежде всего роскошный зрелищный цирк Гии Эрадзе – Слава Полунин считает, что никто лучше него не сможет представить королевский дворец. В роли Золушки, как и в прошлом году, на арену выйдет чудная Алиса Олейник. А вот исполнителя роли Принца Слава Полунин, по его признанию, долго искал – и в результате пригласил Кутеро, самого значительного из молодых клоунов, которого Полунин охарактеризовал как «Пьеро с фантаститческим, нежным юмором». Роли мачехи и дочек – опять-таки по давней цирковой традиции – тоже исполнят клоуны. Прием, Мачеху сыграют в очередь Николай Терентьев, знаменитый участник номера «Блю канари» из спектакля театра "Лицедеи", и Лара Херц, от которой даже сам Полунин не знает, чего ожидать, но уверен, что это будет нечто исключительно талантливое и по-хорошему сумасшедшее. Разумеется, в открытии примет участие Олег Попов. А постановкой шоу в целом занимается актер и режиссер Виталий Салтыков.
Худрук Цирка Чинизелли особенно подчеркнул, что гостей на этом представлении, которое будет называться "Бал у Чинизелли" замарашками как раз не ждут. Гости должны быть в бальных костюмах: дамы и леди – в костюмах фей, а кавалеры всех возрастов – как минимум, с усами Чинизелли (вы ведь все представляете себе, как они выглядят – тонкие с загнутыми вверх кончиками).
И эта «Золушка» – только начало нового цирка в Петербурге. По словам Полунина, он написал три сценария – эпохальных – на сотни людей. «Все, что я за свою жизнь сделал, я вложил в эти спектакли. И намерен собирать для них людей со всего света», – подытожил свою подробную речь Слава. Отрадно, что представители «Росгосцирка» выразили полную готовность во всём помогать уникальному клоуну на посту руководителя федерального учредения.
Жанна Зарецкая, «Фонтанка.ру»
«Он жил как рок-звезда, он ушел точно так же». В Мариинском театре простились с Владимиром Шкляровым
Новости
- 21 ноября 2024 - Премию «Просветитель» вручили книгам о раке, хайпе и Гагарине
- 20 ноября 2024 - На производство фильмов в России выделят дополнительно по 2,6 миллиарда ежегодно
- 19 ноября 2024 - Группа «КИНО» победила в патентных спорах за «Симфоническое КИНО»
- 14 ноября 2024 - Премия BAFTA будет отзывать награды у лауреатов, осужденных за преступления
- 14 ноября 2024 - Британский музей получит самый дорогой дар в истории музеев страны