«Думали - шахтеры заволнуют, а оказалось – зайцы»
В корпусе Бенуа начала работу выставка «Россия. Реализм. 21 век». Здесь можно увидеть работы молодого поколения российских художников, которые демонстрируют, какие возможности для творчества предоставляет личная интерпретация еще недавно главенствующего, а ныне если не опального, то уж точно не мейнстримного художественного метода. Возможности эти поистине безграничны: результаты творческих поисков порой парадоксальны и почти всегда – неожиданны.
Несмотря на заявленную «молодость» участников, в их списке достаточно имен «на слуху»: Дмитрий Грецкий, Екатерина и Игорь Пестовы, Дмитрий Локтионов, Керим Рагимов, Хамид Савкуев, Таисия Короткова, номинированная в этом году на премию Кандинского, и другие. Завсегдатаям выставок современного искусства этот список скажет многое, а публику обычную стоит предупредить: насладиться умиротворяющими видами с наивными березками и подернутыми дымкой перелесками в этой экспозиции не получится. Авторы-реалисты 21 века не стремятся показать жизнь в ее точном видении. Здесь обязательны поиск аллегорий и аллюзии, все очень метафорично, везде есть отсылки к личному восприятию реальности.
Отрешиться от хрестоматийных подходов к реализму призывает один из кураторов выставки Любовь Шакирова:
- Реализм – это отражение формы самой реальности. Почему наша реальность – леса и перелески? У меня в окошке, например, совсем другая картина. И мы хотели расширить само понятие реализма. У нас нет широкого опыта демонстрации массовому зрителю представленных работ. Было интересно, что в итоге получится.
И все-таки подсознание публики – великая вещь. Одним из центров притяжения зрительского интереса стала картина Дмитрия Локтионова «Зайцы и капуста. Предчувствие гражданской войны», что поначалу стало для устроителей некоторым сюрпризом.
- Эти зайцы сыграли в точку, – продолжает Любовь Шакирова. – Мы сами удивляемся, что они так всех волнуют. Думали – шахтеры заволнуют, а оказалось – зайцы. Наверно, сыграла роль их близость к традиционным реалистическим стереотипам. Ведь, если подумать, зайцы Локтионова – это те же мишки Шишкина.
На выставке в корпусе Бенуа, как и на любом проекте Русского музея, можно найти массу интересного. Вот и сейчас только зайцами дело не обошлось. Одним из смысловых центров экспозиции стала работа Хамида Савкуева «Время собирать камни». Отсылок в ней – тьма: здесь можно увидеть и наследование Александру Дейнеке, и присутствие мотивов творчества Фердинанада Ходлера. Эстетика живописи 60-х годов дополняется национальными чертами и притчевостью, характерной для эпохи 70-80-х.
Выставили в корпусе Бенуа и работы из нашумевшего проекта Дмитрия Грецкого (совместно с Евгенией Кац) Terracotta Worries. Почти пятиметровые портреты учеников художника (идея роста) стоят на постаменте из книг и кирпичей (идея образования и глины, из которой, кажется, можно вылепить, что угодно). Но человек остается вечной загадкой, а ребенок – загадкой вдвойне. Звучит, возможно, банально. Но эти гигантские изображения не могут не произвести впечатления.
Как и положено в реализме, художники исследуют в своих сюжетах взаимосвязь внешнего и внутреннего – изображены ли на полотне свежеосвежеванная говяжья голова с проникновенными глазами или поединок на соревновании по армреслингу – настоящий гимн «качковской» эстетики. Кураторы убеждены в непреходящей актуальности и таких тем для творчества.
- Мышечную массу показывают по телевизору, – продолжает рассказ Любовь Шакирова. – И художнику тоже интересно. Реализм ведь изображает наше время – сейчас на всех континентах люди увлекаются трансформациями тела. Играют в ролевые игры, представляют себя героями фэнтези: Конаном-варваром, Терминатором. И художник задумывается, насколько меняет личность такое телесное преображение.
Словом, открывшаяся в корпусе Бенуа выставка еще станет темой многочисленных обсуждений в музейных и зрительских кругах. И думающему посетителю пропустить ее было бы досадно. Но изрядное количество художественных провокаций заставляет снова и снова сомневаться и задавать собеседнику «Фонтанки» вопрос: это и есть реализм?
- Кто его знает… Нам кажется, что реализм сегодняшнего дня – такой. Березки художники рисовали всегда – и в двадцатом веке, и раньше, и сейчас. Но надо же посмотреть, что изменилось. В конце концов, какая жизнь – такой и реализм.
Евгений Хакназаров, «Фонтанка.ру»
Невеликий комбинатор: Никита Кологривый изображает отцовский инстинкт в сериале «Комбинация»
Новости
- 12 сентября 2024 - «Хорёк, нападающий на маленькую ящерицу, замершую на тыкве». Эрмитаж купил важный голландский пейзаж
- 12 сентября 2024 - «Он внедряется в сферы, которые были преференцией человека». Швыдкой и Эрнст высказались об искусственном интеллекте
- 12 сентября 2024 - «Диву даëшься: кукла запела». Надежда Бабкина и робот Арди спели дуэтом на Культурном форуме
- 11 сентября 2024 - В Петербурге распределили 250 миллионов на кинопроизводство, лидер — лента Алексея Учителя
- 10 сентября 2024 - Российское авторское общество впервые раскрыло объем выплат правообладателям из недружественных стран
Статьи
-
08 сентября 2024, 23:58На 81-м Венецианском кинофестивале «Золотой лев» достался фильму Педро Альмодовара «Комната по соседству». Тему режиссер выбрал не из легких: героиня пытается принять собственную скорую смерть. И некоторые другие призеры этого года тоже будто тронуты могильным холодком. Разбираемся, какие фильмы и за что нынче наградили на острове Лидо.
-
04 сентября 2024, 17:08
-
03 сентября 2024, 12:47
-
02 сентября 2024, 19:04