Город отметил: «Золотой софит» в своем репертуаре

10 ноября 2015, 12:16
Версия для печати Версия для печати

В Петербурге раздали «Золотые софиты». Высшая городская театральная премия при выборе лауреатов применила свои давние принципы: выбор спектакля-фаворита, которому достается львиная доля призов, предпочтение давно известных имен и полное отсутствие внимания к молодым театральным художникам, новым театральным идеям и формам – словом, к процессу.

Спектаклем-фаворитом оказался спектакль Юрия Бутусова «Город. Женитьба. Гоголь», поставленный в Театре им. Ленсовета. Он получил призы в четырех номинациях. Лучшим актерским ансамблем названо трио Сергей Мигицко (Яичница, экзекутор), Евгений Филатов (Анучкин, отставной пехотный офицер) и Александр Новиков (Жевакин, моряк), лучшей актрисой – Анна Ковальчук, исполнившая роль невесты Агафьи Тихоновны, Юрий Бутусов объявлен лучшим режиссером, спектакль в целом – лучшим драматическим спектаклем на большой сцене.

В остальных номинациях – тоже вполне понятные, знакомые люди. Режиссер Анджей Бубень за лучший спектакль малой формы – «Детство 45-53: а завтра будет счастье» по тексту Людмилы Улицкой Театра-фестиваля «Балтийский дом». Дмитрий Воробьев за роль Петера Эгермана в спектакле «Из жизни марионеток» в постановке того же Анджея Бубеня, но уже в Большом драматическом театре им. Г.А. Товстоногова. Художник Олег Головко за сценографию к тому же спектаклю. Борис Улитин за роль учителя в спектакле «Визит дамы» в постановке Татьяны Казаковой в Театре Комедии им. Н.П. Акимова.

И дело даже не в том, что средний возраст номинантов «Софита» регулярно переваливает за полвека. И не в том, что работы тех, кто удостоился наград, – некачественные. Работы – нормальные, добротные. Но у всех этих людей есть уже немало наград и немало настоящих открытий. И, я уверена, что они сами, предложи им такой опыт, с удовольствием отдали бы свои призы тем, кто наступает им на пятки, спасает от творческого застоя, раздвигает границы театрального сознания – дерзким экспериментаторам (даже в собственных театрах), которые ставят перед собой невозможные задачи и умудряются их решать.

Жизнь в театральном Петербурге – пока еще – бурлит и вполне соответствует новому веку. Молодежь экспериментирует в том числе и с классикой: пробует, ищет новые формы, вполне очевидно и во многом побеждает. На вскидку: есть замечательно любопытный спектакль «Братья» по «Карамазовым» Достоевского, где актерский ансамбль существует, но связи между актерами – небанальны, опосредованы, как и связи с романом; сами работы актеров – сложные по задачам, приемам, проблематике, которые застроены на вырост, спектакль дышит, меняется, растет. Именно в этом спектакле, в роли Митеньки Карамазова, замечательно работает Филипп Дьячков, который в итоге получил «Софит» за роль Ильи в спектакле «14+» в постановке Алексея Забегина и Владимира Антипова в «Этюд-театре». Вообще «Приют комедианта» – и это «Фонтанка» тоже уже отмечала – стабильно радует вниманием к молодежи и к экспериментам. И если уж на то пошло, то спектакль «Тысяча и одна…» Яны Туминой, где три зрелых артиста, Марина Солопченко, Андрей Шимко и Михаил Самочко, раскрываются с совершенно неожиданных сторон и в нестандартном жанре квеста, нисколько не меньше достоин того, чтобы быть отмеченным городской театральной премией, чем «Барьер», поставленный той же Яной Туминой в «Особняке» и награжденный в разделе «Негосударственные театры». Несравнимо интереснее, неожиданнее, отважнее, современнее артист БДТ Дмитрий Воробьев работает в спектакле «Пьяные» Андрея Могучего по современному тексту Ивана Вырыпаева, чем в спектакле «Из жизни марионеток» про сексуальные неврозы продвинутых в этом плане европейцев, до которых нам еще расти и расти (ну, или падать и падать): вам ведь господа никогда не хотелось убить свою жену от чересчур хорошей жизни, по совершенно необъяснимым причинам, которые под силу вскрыть лишь первоклассному психоаналитику (профессия, которая так и не стала у нас популярной)? Но главная проблема – даже не в сюжете, а в том, что по эстетике спектакль Бубеня – третьесортный авангард, который встретишь во многих европейских провинциях, где есть театр. Да и у художника Олега Головко работы были несравнимо более интересные, ритмичные, мобильные: тот же «Dress code» в том же «Приюте комедианта», например.

И совершенно непонятно, куда делась традиционная номинация «Дебют»? Если уж те, кто раздают призы, сочли, что «Братья и сестры – 2015», вышедшие в МДТ, – не совсем новая режиссерская работа Льва Додина, то в этом спектакле есть, как минимум, очень достойная работа Евгения Сальникова, исполнившего не самую, согласитесь, простую роль Михаила Пряслина.

Можно еще долго-долго задавать вопросы, глядя на унылую и даже убогую картину современного петербургского театра, каким он увиделся тем, кто взял на себя право определять лауреатов «Золотого софита», но проблема в том, что обратиться с вопросами не к кому. Потому что без ответа остается главный вопрос: «А судьи кто?» – его «Фонтанка» уже поднимала в этом году, сразу после объявления номинантов. Механизм голосования в этой городской премии запутан до безобразия. После экспертов за дело берется номинационный совет, который правит список, предоставленный экспертами (чего нет и не может быть ни в одной уважающей себя премии). И назвать имена этих номинаторов и то, по какому принципу они отбираются, не берутся ни представители СТД, ни представители комитета по культуре (соучредители премии). А дальше начинается совсем уже нелепица. Потому что все списки – музыкальные, драматические, государственные театры и негосударственные – сводятся в один и за два дня до церемонии раздаются огромному количеству (около полусотни) представителей театрального сообщества. Список их меняется каждый год, причем, он нигде не оглашается (оба сайта «Золотого софита» – не функционируют). Голосование проходит тайным образом, и отследить, кто из голосующих видел спектакли, а кто нет, не представляется возможным. А стало быть, и оспаривать или обсуждать решения «неизвестно, кого» – тоже странно.

Так что назовем внеконкурсных лауреатов, которые обычно бывают безупречны – и в этом году таковы.

Специальный приз «Экспертного совета»: Полина Дудкина и Сергей Стукалов за виртуозное исполнение режиссёрского замысла в экспериментальном спектакле «ZHOLDAK DREAMS: похитители чувств» в постановке Андрия Жолдака. Большой драматический театр им. Г.А. Товстоногова. Каменноостровский театр. Тут стоит, пожалуй, уточнить, что два названных молодых артиста стажерской группы БДТ действительно виртуозно озвучивают всех героев спектакля, находясь на его периферии, перед сценической площадкой.

Специальные дипломы Экспертного совета: Ларисе Леоновой, Ирине Соколовой, Татьяне Пилецкой, Вере Карповой, Татьяне Захаровой – за исполнение ролей участниц музыкального ансамбля «Наитие» в спектакле «Баба Шанель». Режиссер-постановщик — Юрий Цуркану. Театр «Русская антреприза имени Андрея Миронова».

Специальный приз Экспертного совета
Галине Карелиной – «За неукротимый творческий энтузиазм и бескорыстный вклад в развитие студийного движения»

Премии номинационного совета «За творческое долголетие и уникальный вклад в театральную культуру Санкт-Петербурга" – актрисе Театра комедии Вере Карповой, хореографу Николаю Боярчикову, художественному руководителю театра «Пушкинская школа», актеру, режиссеру, писателю Владимиру Рецептеру.

Премия «За поддержку театрального искусства в Санкт-Петербурге и Ленинградской области» – депутату Анастасии Мельниковой.

Премия «За расширение культурного пространства и укрепление международных театральных связей» генеральному директору театра-фестиваля «Балтийский дом» Сергею Шубу.

Премия имени Георгия Александровича Товстоногова «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства» – художественному руководителю театра « Мастерская» Григорию Козлову.

Жанна Зарецкая, «Фонтанка.ру»

 

Проект "Афиша Plus" реализован на средства гранта Санкт-Петербурга

Символ власти от Возрождения до Хусейна. Эрмитаж отреставрировал и показывает «Вавилонскую башню»

В Аполлоновом зале Зимнего дворца до 2 июня можно посмотреть небольшую, но интересную выставку «… и сделаем себе имя...». Она знакомит с итогами реставрации картины «Вавилонская башня», привезенной после Великой Отечественной войны из Германии, а также с экспонатами, раскрывающими канонический сюжет с разных сторон. Помимо самой работы, доселе неизвестной широкой публике и изображающей башню не такой, как обычно, посетители музея узнают, где Вавилонская башня стояла в реальности, как выглядела на самом деле, и почему в XVI-XVII веках в Европе на нее распространилась такая мода, что башню можно было увидеть в каждом богатом доме.

Статьи

>