Новый свет в конце "Ткачей"

02 сентября 2012, 19:47
Версия для печати Версия для печати

С 23 августа по 30 сентября в креативном пространстве «Ткачи» на  Набережной Обводного канала, 60 проходит выставка «Начало света» Натальи Цветковой и Татьяны Лаптевой. По уверению организаторов, выставка связана с Микеланджело. Обозреватель «Фонтанки» никакой связи с творчеством великого итальянца в объектах не нашел, зато обнаружил весьма занятную особенность публики.  

«Ткачи» похожи на рыцарский замок с башней-донжоном. Да и стоит эта бывшая ткацкая фабрика - постройка середины XIX века - на реке, как и полагается настоящей крепости. Именно поэтому интересно посещать бывшие производственные помещения, ведущие новую жизнь, – там все предназначалось как раз не для жизни, и напоминает, скорее, декорацию к приключенческому фильму. Многие петербуржцы в детстве именно поэтому любили посещать Новую Голландию.

Креативное пространство «Ткачи» - это  заводское здание кирпичного стиля, который был обычен для петербургских фабричных помещений середины XIX -  начала XX века. Кирпичный стиль пришел из Англии, чтоб хоть немного разнообразить промышленный пейзаж города, так что замки и авантюры закономерно приходят на ум. В Москве сейчас, как известно, многие бывшие заводы переделаны под галереи, творческие мастерские, богемные кафе, а слава «Винзавода» давно стала европейской. В Петербурге все не так масштабно, хотя на «Красном треугольнике» уже года три дают концерты рок-группы российской «премьер-лиги» и снимают мастерские художники, в «Новой Голландии» кипит выставочная жизнь, а здание бывшей бумагопрядильной мануфактуры, теперь называется креативным пространством «Ткачи».

Тут сделан аккуратный ремонт. И хипстеры, популярные у нас в стране, как нигде в мире, наводнили помещение. Молодые люди с окладистыми бородами, одетые в клетчатые рубашки и саму покупку майки с V-образным вырезом и затейливой надписью воспринимающие как акт искусства; девушки в отрезных по талии платьях и кедах; те и другие в пресловутых узких штанах и авиаторских очках.  Многие из них, пришедших на открытие выставки «Начало света», очевидно, работают в тех же «Ткачах», только этажом или двумя ниже – там расположились магазины в том же, хипстерском стиле: салон модных велосипедов – ярких и с корзинками, но очень дорогих,  лавочка мебели 70-80-х годов прошлого века, какое-то агентство, кажется, туристическое. Когда я поднималась по лестнице, два молодых человека – сотрудника агентства - играли в пинг-понг. Эта игра происходила за стеклянной перегородкой, и смотрелась крайне увлекательно, будто это тоже художественная акция.

Внешний облик новых обитателей «Ткачей», который можно было бы назвать модным словом «лук», был тщательно продуманным. Как будто все участники прилагали изрядные усилия, чтоб выглядеть как инженер 60-70-х годов, но без его интеллекта и навыков.  

На самом деле, хипстеры – не художники. Они могут работать в маркетинге, PR, продакт плэйсменте. Но они и в сферу потребления вносят креативный элемент. Креативное потребление – вот идея хипстерства.

Сама выставка «Начало света» выглядит на этом увлекательном фоне скромно: потолок выставочного зала украшен свернутыми «улиткой» полотнищами ткани, подсвеченной по краю. В театре подобный декор мог бы изображать грозовое небо или, скажем, северное сияние. Из ткани то там, то здесь выглядывают кисти рук. В пресс-релизе выставки написано¸ что они – точно микеланджеловские фрески Сикстинской капеллы – «создают реплику верхнего мира».

Довольно странно сравнивать петербуржских художниц¸ наших современниц Цветкову и Лаптеву с титаном эпохи Возрождения - Микеланджело только потому, что руки в их композиции повторяют классический жест кисти Бога-Отца с микеланджеловской фрески с Адамом. В инсталляции Цветковой и Лаптевой не заметно никакого юмора, поэтому соотнести «Начало света» с акциями одного из пионеров соц-арта Марселя Дюшана, пририсовавшего «Моне Лизе» усы и бороду, тоже не получается.  нельзя сказать, что это похоже на знаменитое произведение поп-арта, когда «Джоконде» Леонардо да Винчи пририсовали усы и бороду. Руки довольно слабо исполнены в ремесленном отношении, и вряд ли этот прокол связано с какой-то художественной необходимостью.

Скорее «Начало света» рождает ассоциации с работами группы Recycle. Продвигаемые галеристом Маратом Гельманом выходцы из Краснодарского художественно-промышленного училища  получили в 2010 году премию Кандинского. На фестивале в Твери арт-группа выставляла подсвеченные фигуры из пластиковой сетки («Сквозь-1», «Сквозь-2») и там главный световой акцент тоже делался именно на кисти рук. Правда, Recycle лучше справляются с лепкой формы и точнее чувствуют задачи актуального искусства.

Композиция при входе также напоминает объект из Твери, только она собрана из жестянок с надписью «Parlament», а там были монеты. Еще одна неизбежно возникающая ассоциация – скульптуры из сетки Надежды Зубаревой, петербурженки, давно известной профессионалам искусства.

Однако, несмотря на некоторую вторичность арт-объектов и излишнюю претенциозность идеи, ощущение от выставки в целом остается очень приятное – особенно если воспринимать сами объекты как профессиональный декор потолка последнего этажа  фудкорта торгового комплекса или бизнес-центра , а не как самостоятельное произведение актуального искусства.   

Сходить в «Ткачи» стоит еще и затем, зачем молодежь часто залезает в старые дома -  посмотреть, какой открывается вид из этих окон. Он не разочарует настоящего петербуржца - это одна из лучших городских панорам. Ну а упомянутые выше хипстеры играют роль новых вызывающих цветов на старом добротном балконе.  Новый модный Парижский музей современного искусства - Palais de Tokyo - тоже учитывает важность сочетания старого места и новой публики, на этом основывая свой успех.  Однако все же не стоит забывать о том, что сто очков вперед таким пространствам дают экспозиции, имеющие отношения к молодежной культуре и экспрессивному актуальному искусству.

Екатерина Валова, «Фонтанка.ру»
Фото автора

37 000 поражающих элементов и раскуроченный холст: как в Русском музее восстанавливали работы из Таганрога

В Мраморном дворце открылась выставка живописи, графики и одной скульптуры из Таганрогского художественного музея «Спасённые шедевры. Русский музей — Таганрогу». Петербургские реставраторы трудились восемь месяцев после ракетной атаки по южному городу 28 июля 2023 года.

Статьи

>