Народный артист России Валерий Дегтярь отметил юбилей

22 октября 2015, 17:12
Версия для печати Версия для печати

21 октября народный артист России Валерий Александрович Дегтярь, актер БДТ им. Г.А.Товстоногова с 1997 года отметил круглую дату.

Дегтярь – один из самых востребованных артистов Петербурга с впечатляюще широким диапазоном возможностей. Ему подвластны самые разные жанры и стили: от буффонады до интеллектуальной драмы, от утонченной комедии до психологической хроники. И секрет внятности, естественности, особой человеческой убедительности его героев – в том, что артист Валерий Дегтярь, обладая чувством меры, вкуса и формы, наделен талантом скрупулезно воссоздавать тот процесс, который лучше всего передает выражение «жизнь человеческого духа».

Журналист Эрик Ларсен, который в «Загадочных вариациях» приезжал на встречу с писателем – нобелевским лауреатом (его играл Андрей Толубеев), а попадал в ситуацию расследования ключевой истории своей трагической личной жизни, выглядел человеком без кожи, хотя и держал форму из последних сил. Мольеровский Жорж Данден, женившийся на дворянке в погоне за титулом, – в спектакле, поставленном в БДТ французском командой, – кажется, впервые на петербургской сцене в исполнении Валерия Дегтяря выглядел страдательным, а не смешным героем, ребенком-идеалистом, который поверил в магию титула, женился на глупой и пошлой бабе, и испытал мильон самых мучительных и неподдельных терзаний, которые не могли не вызвать искреннего сочувствия, причем, не только у мужчин, но и у женщин.

Валерий Дегтярь в спектакля
Валерий Дегтярь в спектакля "Пьяные", режиссер Андрей Могучий

Фото: Стас Левшин/Пресс-служба БДТ

Вообще, артист Дегтярь обладает уникальным сценическим обаянием. Именно оно, а также интеллектуальная энергия, которую актер способен излучать на сцене, поднимала на мифологический уровень и Григория Отрепьева и Маркиза де Поза. Цельность этих очень разных по сути и характерам «политических» героев, ясность их целей пронизывал тот актерский нерв, который соединял историю и современность и заставлял слова Пушкина и Шиллера звучать со сцены так, точно они написаны вчера.

Прямо-таки виртуозной работой оказалась роль физика-ядерщика Вернера Гейзенберга в «Копенгагене» Темура Чхеидзе – одном из самых внятных и страшных высказываний о войне с театральной сцены нулевых. За два с небольшим часа, в течение которых два физика-ядерщика, Бор – Олег Басилашвили и Гейзенерг – Валерий Дегтярь, озвучивали научные выкладки, восстанавливая ход исследований по созданию самого, на сегодняшний день, смертоносного орудия, в спектакле четырежды взрывалась атомная бомба. Два сильнейших актера Большого драматического театра при этом рассказывали историю страстей, не физиологического, но интеллектуального свойства, почти детективную историю о том, как ничтожные случайности на пути к грандиозным открытиям спасли человечество от катастрофы, которая была бы неминуемой, кабы Германия получила атомную бомбу, находясь в состоянии войны. Басилашвили и Дегтярь создавали то разреженное поле диалога, в котором, казалось, можно при известном напряжении зрения разглядеть мерцание предгрозовых зарниц.

Валерий Дегтярь в спектакле
Валерий Дегтярь в спектакле "Человек", режиссер Томи Янежич (Словения)

Фото: Стас Левшин/Пресс-служба БДТ

С возрастом Валерий Дегтярь становится все мощнее, все тоньше и, кажется, все острее чувствует сегодняшнюю интонацию. С приходом в БДТ нового худрука Андрея Могучего он не только не остался невостребованным, а играет в целых трех спектаклях обновленного БДТ. И это очень разные герои. Эпизодический полицейский из «Что делать» выделяется из «опергруппы» широко раскрытыми, удивленными, ясными глазами и способностью с детской непосредственностью задавать вопросы начальству. Директор кинофестиваля Марк Гардениц, больной раком легких, – из замечательных «Пьяных» Могучего – как раз наоборот, лишен артистом какой бы то ни было сентиментальности и пафоса. Поэтому ему всякий раз удается добиться звенящей тишины, когда он неожиданно и неожиданно-зло обращается залу, уже вроде бы настроившемуся смотреть комедию: «Кто из вас не боится этого чертового рака, пусть сделает шаг вперед!»

Валерий Дегтярь в спектакля
Валерий Дегтярь в спектакля "Пьяные", режиссер Андрей Могучий

Фото: Стас Левшин/Пресс-служба БДТ

Наконец, в спектакле «Человек. Опыт психолога в концлагере» Дегтярь – фактически единственный из артистов, кто создает сценически образ по законам, условно говоря, «психологического театра». Остальные в соответствии с замыслом словенского режиссера Томи Янежича существуют по закону театра остранения. Но театр – такое искусство, в котором поверить можно только в то, что достоверно прожито. И именно благодаря тому заключенному №119104, которого играет Дегтярь, зритель в зале получает возможность получить живой, непосредственный опыт всех психологических состояний, которые проживает человек за порогом концлагеря – состояний, непостижимых для нормального сознания, но благодаря феноменальной игре артиста Валерия Дегтяря становящихся практически осязаемыми.

Жанна Зарецкая, «Фонтанка.ру»

Проект "Афиша Plus" реализован на средства гранта Санкт-Петербурга

Символ власти от Возрождения до Хусейна. Эрмитаж отреставрировал и показывает «Вавилонскую башню»

В Аполлоновом зале Зимнего дворца до 2 июня можно посмотреть небольшую, но интересную выставку «… и сделаем себе имя...». Она знакомит с итогами реставрации картины «Вавилонская башня», привезенной после Великой Отечественной войны из Германии, а также с экспонатами, раскрывающими канонический сюжет с разных сторон. Помимо самой работы, доселе неизвестной широкой публике и изображающей башню не такой, как обычно, посетители музея узнают, где Вавилонская башня стояла в реальности, как выглядела на самом деле, и почему в XVI-XVII веках в Европе на нее распространилась такая мода, что башню можно было увидеть в каждом богатом доме.

Статьи

>