
Марс наш! Самый ожидаемый фильм года - на экранах

В конце сентября этого года ученые NASA сообщили о том, что они обнаружили на Марсе воду. Планета оказалась действительно пригодной для колонизации. Спустя две недели, на экраны выходит «Марсианин» Ридли Скотта, с Мэттом Деймоном в главной роли. Сопоставление этих двух фактов может помочь понять, почему очередной фильм про космос — настолько революционный и необычный.
Революционность и необычность начинаются уже на стадии книжки, по мотивам которой «Марсианин» снят. Она, в свою очередь, продемонстрировала в полный рост новую эпоху в жизни литературы: американец Энди Уир написал фантастическую книжку про астронавта, которого коллеги сочли мертвым и оставили на далеком Марсе. А тот выжил, вышел с Землей на связь и спасся. Текст Уир публиковать не собирался — просто выложил в сеть. Что не помешало ему быть прочитанным и приобрести популярность.
Видео YouTube 20th Century Fox Russia
Взявшись за этот сюжет, классик фантастического кино, автор «Бегущего по лезвию» и «Чужого», Ридли Скотт принял революционную эстафету у литератора. И совершил собственный переворот — уже не в индустрии, а в сфере чистого искусства.
Космос в кинематографической традиции — от «Сталкера» и «Космической одиссеи» до «Интерстеллара» – принято показывать опасной стихией, сферой неизведанного. Темной дырой, в которой теряются белоснежные покорители межзвездных пространств.
Скотт отважился это традицию сломать — Марс в «Марсианине» не опасен и не страшен. Он впервые явлен зрителю, как это ни парадоксально звучит, приземленно. Важна не разница планет, а сходства — на них и наведен фокус.
Снятый в иорданской пустыне Вади Рум, среди красных песков, скал и каньонов, Марс здесь больше похож на обратную сторону Дикого Запада. Здесь колесят на марсоходах под Hot Stuff Донны Саммер, выращивают картошку, фигачат селфи. В общем, делают все то же, что и на Земле, только с большим задором и в скафандрах. Скотт родство планет еще и подчеркивает — параллельно показывает действия на них. Земляне ковыряются с железяками — и на красной планете тоже звенят отвертками. Тут обедают — и там пора перекусить.
Скотт показывает Марс обычной (ключевое слово) планетой — такой же, как наша. И от этого – внимание – ужас коллизии «Марсианина» не стирается, а только укрупняется: кошмар забытости на огромной планете — не в том, что она незнакома, а единственно только – в диком одиночестве и противостоянии с природой. И то, и другое Мэтт Деймон умеет играть отлично — что не устает демонстрировать в полный рост.
Скотту еще и хватает иронии. Выбрать в качестве исполнителя роли потерянного космонавта «Рядового Райана» — правда очень остроумно. Не говоря уже о том, что совсем не так давно — в «Интерстелларе» Кристофера Нолана — он же играл другого забытого космонавта. Но самая смешная шутка — еще раз внимание — ждет зрителей уже только на финальных титрах. Редкий случай, когда выбор песни для них окончательно определяет интонацию фильма.
Что это за песня, мы вам, конечно, не скажем. Что называется, идите и смотрите. Имеющий уши да услышит. А вот что надо сказать обязательно, так это то, что по воздействию на сознание современников явление «Марсианина» по масштабу вполне сравнимо с присоединением Крыма к России. Столько лет пели про красную планету песни, рассказывали о ней страшилки, мечтали, как там будут яблони цвести – словом, тянулись к ней, и все не могли дотянуться. И вот — свершилось. По планете, пусть и на экране, катается Мэтт Деймон, который слушает Донну Саммер, выращивает там картошку, и, того гляди, установит с кем-нибудь прямую линию. В общем, Марс наш! И «Марсианин» – тот редкий (в фантастике, понятно) случай, когда экранная реальность с бытовой почти совпала. Я имею ввиду ту самую воду, которую нашли на красной планете аккурат перед премьерой фильма Скотта. А теперь еще обещают к 2018 году совершить туда пилотируемый полет. Вот тогда заживе-е-ем!
Иван Чувиляев, специально для «Фонтанки.ру»

Секрет Фонтенбло, борода Франциска I и танцующие без кожи: Эрмитаж раскрывает страницы французской графики
Новости
15 марта 2025 - Великая симфония Дмитрия Шостаковича прозвучит в Петербургской филармонии
- 26 марта 2025 - Пушкинский музей пересмотрит закупки последних лет, в их числе оказалась картина Никаса Сафронова
- 25 марта 2025 - Летающая леди, выпавший зуб и купание в фонтане. Вышел первый трейлер продолжения «Чебурашки»
- 24 марта 2025 - В Москве вручили премию «Ника» за 2024 год: «Мастер и Маргарита» забрали все лучшее
- 22 марта 2025 - Весеннее солнце подсветило скульптуры в Академии художеств — посмотрите, какие они на пленке
- 22 марта 2025 - Фотограф и художник-метафизик Валентин Самарин умер в Петербурге
Статьи
-
25 марта 2025, 15:10Ежегодный праздник для всех, кто интересуется балетом и современным танцем, — Международный фестиваль Dance Open откроется в Петербурге уже 18 апреля. В преддверии события основатель и художественный руководитель фестиваля Екатерина Галанова рассказала «Фонтанке» о юморе и философии в танце, «эзотерическом балете», барочной музыке и вызовах для организаторов.
-
24 марта 2025, 18:50Петербуржец Петр Шерешевский хорошо известен театралам не только в двух столицах, но и по всей России. География его спектаклей настолько обширна, что можно запускать специальный туристический маршрут: и в театр с удовольствием сходишь, и страну узнаешь. Сейчас Шерешевский — главный режиссер сразу двух театров в Москве и Петербурге; на премьеру «Три» в Камерном театре Малыщицкого не достать билетов; МХТ в составе Больших гастролей привез в Петербург спектакль «Маскарад с закрытыми глазами». Мы встретились с режиссером в рамках проекта «(От)Личный Петербург» и поговорили об агрессивных птицах мира, израильском Чехове и спектаклях, на которые можно приходить голодными.