
Марс наш! Самый ожидаемый фильм года - на экранах

В конце сентября этого года ученые NASA сообщили о том, что они обнаружили на Марсе воду. Планета оказалась действительно пригодной для колонизации. Спустя две недели, на экраны выходит «Марсианин» Ридли Скотта, с Мэттом Деймоном в главной роли. Сопоставление этих двух фактов может помочь понять, почему очередной фильм про космос — настолько революционный и необычный.
Революционность и необычность начинаются уже на стадии книжки, по мотивам которой «Марсианин» снят. Она, в свою очередь, продемонстрировала в полный рост новую эпоху в жизни литературы: американец Энди Уир написал фантастическую книжку про астронавта, которого коллеги сочли мертвым и оставили на далеком Марсе. А тот выжил, вышел с Землей на связь и спасся. Текст Уир публиковать не собирался — просто выложил в сеть. Что не помешало ему быть прочитанным и приобрести популярность.
Видео YouTube 20th Century Fox Russia
Взявшись за этот сюжет, классик фантастического кино, автор «Бегущего по лезвию» и «Чужого», Ридли Скотт принял революционную эстафету у литератора. И совершил собственный переворот — уже не в индустрии, а в сфере чистого искусства.
Космос в кинематографической традиции — от «Сталкера» и «Космической одиссеи» до «Интерстеллара» – принято показывать опасной стихией, сферой неизведанного. Темной дырой, в которой теряются белоснежные покорители межзвездных пространств.
Скотт отважился это традицию сломать — Марс в «Марсианине» не опасен и не страшен. Он впервые явлен зрителю, как это ни парадоксально звучит, приземленно. Важна не разница планет, а сходства — на них и наведен фокус.
Снятый в иорданской пустыне Вади Рум, среди красных песков, скал и каньонов, Марс здесь больше похож на обратную сторону Дикого Запада. Здесь колесят на марсоходах под Hot Stuff Донны Саммер, выращивают картошку, фигачат селфи. В общем, делают все то же, что и на Земле, только с большим задором и в скафандрах. Скотт родство планет еще и подчеркивает — параллельно показывает действия на них. Земляне ковыряются с железяками — и на красной планете тоже звенят отвертками. Тут обедают — и там пора перекусить.
Скотт показывает Марс обычной (ключевое слово) планетой — такой же, как наша. И от этого – внимание – ужас коллизии «Марсианина» не стирается, а только укрупняется: кошмар забытости на огромной планете — не в том, что она незнакома, а единственно только – в диком одиночестве и противостоянии с природой. И то, и другое Мэтт Деймон умеет играть отлично — что не устает демонстрировать в полный рост.
Скотту еще и хватает иронии. Выбрать в качестве исполнителя роли потерянного космонавта «Рядового Райана» — правда очень остроумно. Не говоря уже о том, что совсем не так давно — в «Интерстелларе» Кристофера Нолана — он же играл другого забытого космонавта. Но самая смешная шутка — еще раз внимание — ждет зрителей уже только на финальных титрах. Редкий случай, когда выбор песни для них окончательно определяет интонацию фильма.
Что это за песня, мы вам, конечно, не скажем. Что называется, идите и смотрите. Имеющий уши да услышит. А вот что надо сказать обязательно, так это то, что по воздействию на сознание современников явление «Марсианина» по масштабу вполне сравнимо с присоединением Крыма к России. Столько лет пели про красную планету песни, рассказывали о ней страшилки, мечтали, как там будут яблони цвести – словом, тянулись к ней, и все не могли дотянуться. И вот — свершилось. По планете, пусть и на экране, катается Мэтт Деймон, который слушает Донну Саммер, выращивает там картошку, и, того гляди, установит с кем-нибудь прямую линию. В общем, Марс наш! И «Марсианин» – тот редкий (в фантастике, понятно) случай, когда экранная реальность с бытовой почти совпала. Я имею ввиду ту самую воду, которую нашли на красной планете аккурат перед премьерой фильма Скотта. А теперь еще обещают к 2018 году совершить туда пилотируемый полет. Вот тогда заживе-е-ем!
Иван Чувиляев, специально для «Фонтанки.ру»

Куда пойти 17 — 19 октября: мир Хармса в Фонтанном доме, «Слово-движение» в МДТ и «Послание к человеку»
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 16 октября 2025 - С соседями подружиться не получилось. Книжный «Фаренгейт 451» переезжает в третий раз
- 15 октября 2025 - «Послание к человеку» откроют в Петербурге «Слоны-призраки» Вернера Херцога
- 15 октября 2025 - В Корпусе Бенуа заметили протечки — Русский музей проводит осмотры
- 15 октября 2025 - История экскурсовода из Самарканда и роман-опера из Китая. «Ясная Поляна» назвала победителей
- 14 октября 2025 - У дирижера Теодора Курентзиса вышла первая книга стихов
Статьи
-
16 октября 2025, 18:29С 17 по 25 октября Петербург снова станет столицей документального, игрового, анимационного и экспериментального кино: публику соберёт 35-й Международный кинофестиваль «Послание к человеку». В рамки Международного, Национального и экспериментального конкурсов, а также 11 спецпрограмм уместились более 170 фильмов из 43 стран мира. Рассказываем про самые важные показы фестиваля.
-
15 октября 2025, 16:30Петербург 15 октября узнает имена победителей II Международного конкурса молодых оперных исполнителей имени Ф. И. Шаляпина. Третий тур и гала-концерт пройдут на сцене Большого зала Филармонии. Накануне маэстро Фабио Мастранджело провел с финалистами и председателем жюри конкурса Вероникой Джиоевой открытую репетицию этого концерта на новой площадке своего театра — в Концертном зале на Английской набережной, где только-только завершилась реставрация
-
14 октября 2025, 21:16Музей-макет исторического центра Санкт-Петербурга «Петровская акватория», здания, корабли и жители которого были спешно «эвакуированы» на склад из-за внезапного досрочного расторжения договора аренды с новыми владельцами ТРК «Адмирал», нашел новое пристанище. «Фонтанка» поговорила с директором уникального проекта о том, как миниатюрный Петербург пережил переезд, что было утрачено из-за сжатых сроков и где теперь (и когда) искать полюбившуюся экспозицию.
-
14 октября 2025, 21:21В зале № 86 Русского музея началась первая комплексная научная реставрация больших полотен Григория Угрюмова (1764 — 1823) «Взятие Казани 2 октября 1552 года» и «Призвание Михаила Фёдоровича на царство 14 марта 1613 года». Более двухсот лет назад обе композиции заказал Павел I для убранства Воскресенского зала Михайловского замка, и создавал их Угрюмов в одно время, однако сегодня картины выглядят по-разному. «Фонтанка» узнала у реставраторов секреты картин, открывшиеся перед основным этапом реставрации.
-
06 октября 2025, 14:55
-
13 октября 2025, 18:17
-
05 октября 2025, 19:22