Марс наш! Самый ожидаемый фильм года - на экранах

09 октября 2015, 13:44
Версия для печати Версия для печати

В конце сентября этого года ученые NASA сообщили о том, что они обнаружили на Марсе воду. Планета оказалась действительно пригодной для колонизации. Спустя две недели, на экраны выходит «Марсианин» Ридли Скотта, с Мэттом Деймоном в главной роли. Сопоставление этих двух фактов может помочь понять, почему очередной фильм про космос — настолько революционный и необычный.

Революционность и необычность начинаются уже на стадии книжки, по мотивам которой «Марсианин» снят. Она, в свою очередь, продемонстрировала в полный рост новую эпоху в жизни литературы: американец Энди Уир написал фантастическую книжку про астронавта, которого коллеги сочли мертвым и оставили на далеком Марсе. А тот выжил, вышел с Землей на связь и спасся. Текст Уир публиковать не собирался — просто выложил в сеть. Что не помешало ему быть прочитанным и приобрести популярность. 

Видео YouTube 20th Century Fox Russia

Взявшись за этот сюжет, классик фантастического кино, автор «Бегущего по лезвию» и «Чужого», Ридли Скотт принял революционную эстафету у литератора. И совершил собственный переворот — уже не в индустрии, а в сфере чистого искусства.

Космос в кинематографической традиции — от «Сталкера» и «Космической одиссеи» до «Интерстеллара» – принято показывать опасной стихией, сферой неизведанного. Темной дырой, в которой теряются белоснежные покорители межзвездных пространств.

Скотт отважился это традицию сломать — Марс в «Марсианине» не опасен и не страшен. Он впервые явлен зрителю, как это ни парадоксально звучит, приземленно. Важна не разница планет, а сходства — на них и наведен фокус.

Снятый в иорданской пустыне Вади Рум, среди красных песков, скал и каньонов, Марс здесь больше похож на обратную сторону Дикого Запада. Здесь колесят на марсоходах под Hot Stuff Донны Саммер, выращивают картошку, фигачат селфи. В общем, делают все то же, что и на Земле, только с большим задором и в скафандрах. Скотт родство планет еще и подчеркивает — параллельно показывает действия на них. Земляне ковыряются с железяками — и на красной планете тоже звенят отвертками. Тут обедают — и там пора перекусить.

Скотт показывает Марс обычной (ключевое слово) планетой — такой же, как наша. И от этого – внимание – ужас коллизии «Марсианина» не стирается, а только укрупняется: кошмар забытости на огромной планете — не в том, что она незнакома, а единственно только – в диком одиночестве и противостоянии с природой. И то, и другое Мэтт Деймон умеет играть отлично — что не устает демонстрировать в полный рост.

Скотту еще и хватает иронии. Выбрать в качестве исполнителя роли потерянного космонавта «Рядового Райана» — правда очень остроумно. Не говоря уже о том, что совсем не так давно — в «Интерстелларе» Кристофера Нолана — он же играл другого забытого космонавта. Но самая смешная шутка — еще раз внимание — ждет зрителей уже только на финальных титрах. Редкий случай, когда выбор песни для них окончательно определяет интонацию фильма.

Что это за песня, мы вам, конечно, не скажем. Что называется, идите и смотрите. Имеющий уши да услышит. А вот что надо сказать обязательно, так это то, что по воздействию на сознание современников явление «Марсианина» по масштабу вполне сравнимо с присоединением Крыма к России. Столько лет пели про красную планету песни, рассказывали о ней страшилки, мечтали, как там будут яблони цвести – словом, тянулись к ней, и все не могли дотянуться. И вот — свершилось. По планете, пусть и на экране, катается Мэтт Деймон, который слушает Донну Саммер, выращивает там картошку, и, того гляди, установит с кем-нибудь прямую линию. В общем, Марс наш! И «Марсианин» – тот редкий (в фантастике, понятно) случай, когда экранная реальность с бытовой почти совпала. Я имею ввиду ту самую воду, которую нашли на красной планете аккурат перед премьерой фильма Скотта. А теперь еще обещают к 2018 году совершить туда пилотируемый полет. Вот тогда заживе-е-ем!

Иван Чувиляев, специально для «Фонтанки.ру»

Проект "Афиша Plus" реализован на средства гранта Санкт-Петербурга

«Прокофьев, к счастью для этой музыки, после 1937-го года сам не писал свои партитуры»

Мировая премьера двух сочинений Сергея Прокофьева состоится 9 декабря на сцене Академической Капеллы. О том, где находились все это время ноты, кто их восстановил, и что это за музыка, «Фонтанка» узнала у дирижера Антона Лубченко — художественного руководителя Фестиваля имени Станислава Горковенко, в рамках которого пройдет концерт.

Статьи

>