Ћидер театрального профсоюза ‘ранции ∆юдит ƒеполь: Ђѕравительство не должно иметь зеленую улицу, когда принимает нелепые решени€ї

25 феврал€ 2013, 11:33
¬ерси€ дл€ печати ¬ерси€ дл€ печати

—итуаци€ с театрами в ѕариже, как вы€снилось, не менее напр€женна€, чем в ѕетербурге. —ейчас под угрозой закрыти€ оказалась одна из главных экспериментальных площадок в городе - “еатр ѕари ¬иллет, имеющий муниципальное подчинение. » это притом, что в прошлом году в ѕариже уже закрыли один театр, наход€щийс€ по соседству, в том же парке Ћавиллет – одном из самых известных развлекательных мест ѕарижа.

«“еатр ѕари ¬иллет знаменит тем, что поддерживает самые разнообразные современные театральные проекты. Ќапример, режиссер ∆оэль ѕомра, известный теперь во всем мире и в –оссии в частности, начинал свои опыты именно в ѕари ¬иллет. ѕричем, это был единственный театр, который дел ему, начинающему постановщику, возможность работать. Ёто театр со своим лицом, своей программой – он не боитс€ рисковать, поддерживает новое», - рассказывает вице-президент одного из театральных профсоюзов, режиссер ∆юдит ƒеполь. ќна также согласилась рассказать «‘онтанке», какие во ‘ранции существуют методы борьбы с волюнтаризмом властей в сфере культуры, как вообще функционируют профсоюзы творческих работников и чего им удаетс€ достичь.

- „ем городска€ власть аргументирует решение о закрытии “еатра ѕари ¬иллет?

- Ћогика администрации ѕарижа такова, что театр этот живет только на субсидию из городского бюджета ѕарижа, и этой субсидии давно не хватает, потому что инфл€ци€ есть, а индексации нет. ѕолучилось, что в этом году деньги, отпущенные городом на год, закончились летом, а город ни копейки добавл€ть не хочет.  ак театр боролс€? Ѕыла больша€ мобилизации, многие люди в начале осени собрались в театре, чтобы за€вить о том, что они поддерживают этот театр и не хот€т его закрыти€. Ёто были и коллеги по театральному цеху, и простые зрители, и представители профсоюзов.

∆юдит ƒеполь
∆юдит ƒеполь

-  ак театр их оповестил о своих проблемах?

- „ерез социальные сети.  роме того, многие журналисты встали на сторону театра и опубликовали статьи. ј незадолго до того представители театра, а также артисты, которые должны сотрудничать с театром в этом году и представители профсоюзов дважды встречались с чиновником, который в мэрии отвечает за культуру. ќн сказал нам, что закрывать театр он не хочет, но и поддерживать тоже не будет, потому что денег нет.

- ј существуют разные театральные профсоюзы? ѕо какому принципу они различаютс€?

- Ќу, например, мой профсоюз защищает театр как юридическое лицо, как структуру, он не защищает работников театра.  стати, накануне похода работников профсоюзов в мэрию, там собиралс€ городской совет ѕарижа – и мы устраивали демонстрацию около здани€.

- » сколько человек пришло на демонстрацию?

- ƒвести. ј в самом театре с целью поддержки собралось четыре сотни человек. “ам мы прин€ли решение, что сейчас надо спасать театр как проект, целиком, а не думать о том, где будут существовать отдельные спектакли, которые сейчас играютс€ в “еатре ѕари ¬иллет (ѕари ¬иллет - театр нерепертуарный, под его крышей в данный момент сосуществуют дес€тки экспериментальных театральных проектов. - ѕрим.ред.). “ам же мы решили, что каждый день без выходных в театре должны происходить какие-то акции – по-французски это называетс€ veille artistique. ¬ русском €зыке есть аналогичное пон€тие?

- ” нас есть фестиваль «“еатральна€ бессонница» - где спектакли идут практически круглосуточно.

- Ќу вот. » в этом театре должно было каждый день происходить нечто художественное. „тобы все видели, что он не просто живой, а суперживой. —ейчас в театре така€ ситуаци€, что те, кто в нем играют, и зрители скидывались, чтобы заплатить за электричество.

- ј закон при этом полностью на стороне городской администрации? “о есть, искать помощи у юристов театру бессмысленно?

- ƒа, и банк, в котором театр имеет счет, - это городской банк, который не может ослушатьс€ городских властей. —одержание этого театра обходитс€ городу примерно в 800 тыс€ч евро ежегодно. ≈сть разные предположени€ о том, куда город намерен потратить эти деньги. Ќапример, в последнее врем€ в ѕариже открылось несколько грандиозных развлекательных проектов – предполагалось, что они быстро выйдут на самоокупаемость, но этого пока не происходит, слишком большой у них размах.  роме того, есть информаци€ о планах построить в ѕариже новую филармонию, и на нее у города тоже не хватает средств. Ќо театр ѕари ¬иллет ценен именно своим особым лицом – того, что происходит в нем, не происходит больше нигде в ѕариже. ј кроме того, мы обнаружили, что именно со статьи «“еатры» за последнее врем€ в ѕариже сн€ты очень большие деньги – за несколько последних лет финансирование театров сократилось в общей сложности на миллион евро.

-  аковы шансы “еатра ѕари ¬иллет на выживание?

- ƒумаю, шансы могут по€витьс€, если в эту историю вмешаютс€ национальные власти: например, министр культуры. »ли если руководство округа изъ€вит желание поддержать этот театр. ¬ообще наша главна€ цель - чтобы за стол переговоров сели одновременно мэри€, министерство культуры, администраци€ округа, театральна€ общественность и профсоюзные организации, - и все они вместе решали бы, как спасти этот театр. Ќо сейчас еще важно подн€ть как можно больше шума вокруг этой истории. ¬от недавно, например, упоминавшийс€ ∆оэль ѕомра написал очень жесткую статью в Le Monde - о том, что власти врут на каждом шагу. ” нас сейчас по€вилась мода считать, какова себестоимость каждого кресла в театрах – это если учитывать все коммунальные платы. » вышло, что кресло в театре ѕари ¬иллет стоит 250 евро. Ќо €сно же, что такие пересчеты – недопустимы. » ∆оэль ѕомра в финале текста пишет, что ожидал большего от левого правительства. » что ему стыдно.

- ј когда во ‘ранции активизировалось профсоюзное движение? ¬ 2003 году, когда из-за забастовки театральных работников не состо€лс€ јвиньонский фестиваль?

- Ќет, гораздо раньше. ¬ јвиньоне как раз возник спонтанный протест театральных сотрудников.

- ¬ы сказали, что существует профсоюз, который защищает не организации, а сотрудников. „то должны получить работники театра, которые окажутс€ на улице, если театр ѕари ¬иллет будет закрыт?

- –аботу в другом месте, которую им предложит мэри€. » от этого мэри€ не отказываетс€. ј также возможность играть в другом месте спектакли, которые сейчас идут на площадке ѕари ¬иллет. Ќо речь-то сейчас о том, чтобы сохранить именно это место.  оторое уже много лет остаетс€ символом экспериментального театра. ћы, театральна€ общественность, воспринимает угрозу закрыти€ этого театра как угрозу современному искусству, свободе художника. «акрываетс€ ведь не обычный рутинный театр, а именно театр-лаборатори€, который необходим дл€ развити€ театрального процесса.

- ¬ закрытии именно “еатра ѕари ¬иллет нет какой-то идеологической подоплеки? ÷ензурных соображений?

- ¬ чистом виде нет, но, как вс€кий театр, который занимаетс€ экспериментом, ѕари ¬иллет, - это левый театр. ј он всегда чувствительней к социальным проблемам, чем театр классический или развлекательный. ” нас теперь очень часто говор€т о рентабельности театра. Ѕолее того, этот критерий во многих новых культурных программах стал главным. ј как лабораторный театр может быть рентабельным? Ёто невозможно. Ќо без таких опытов невозможно развитие театра вообще.

- ј как вы оцениваете возможности профсоюзов? —мысл их выступлений?

-  онечно, смысл есть. ѕравительство не должно иметь зеленую улицу, когда принимает нелепые решени€ и программы. ќно должно натыкатьс€ на сопротивление. ¬от в прошлом году, например, по€вилась совершенно дурацка€ программа « ультура дл€ каждого». “о есть не «дл€ всех», как раньше. ј именно – дл€ каждого. ѕодразумевалось, что нужно придумывать отдельные проекты дл€ эмигрантов или дл€ жителей определенной социальной среды. » вот министерство культуры еще предыдущего правительства организовало съезд, на котором эта программа должна была быть прин€та. ћы пришли на этот съезд – де€тели разных профсоюзов в составе примерно 50-60 человек. ћы блокировали вход в здание - и съезд не состо€лс€, а программа вскоре была закрыта.

- » полици€ не предприн€ла попытки вас разогнать?

- Ќет. ћне, наоборот, хотелось поборотьс€, но полици€ к нам даже не подошла.

- ¬ы часто бываете в –оссии. ¬ы же понимаете, что у нас в таком случае всех 60 человек затолкали бы в автобус и отвезли в отделение полиции.

- Ќет, у нас пока такого нет. ѕотому что если бы такое случилось, был бы колоссальный скандал. ” нас все-таки осталс€ символ, призрак свободы. јртистов у нас не трогают.

- ј сколько человек в вашем профсоюзе?

- 350 организаций со всей ‘ранции. Ёто много. Ёто больша€ национальна€ организаци€. —юда вход€т в том числе и небольшие компании, которые живут на субсидии, как, например, мой собственный театр.

- ” вашего театра есть какой-то план, который выдвигает государство и который вы должны выполн€ть?

- ƒа. 2 премьеры и 120 спектаклей в три года.

-  акие еще существуют профсоюзы, кроме вашего?

- »х очень много. ‘актически свой профсоюз есть у каждой отрасли культуры: у оперных театров, у музыкальных ансамблей. Ќо в нашем профсоюзе тоже есть музыкальный отдел, хореографический, отдел кукольных театров и театров марионеток, и недавно мы открыли отделение современного искусства. Ќу и конечно есть профсоюз, который защищает именно рабочих – тот самый знаменитый CGT (Confederation generate du travail – ¬сеобща€ конфедераци€ труда) - он старейший и самый большой во ‘ранции. ” него есть филиалы и в промышленности, и в сельском хоз€йстве. ћы с ним сотрудничаем очень тесно.

Ќо мы сейчас не говорим о том, чтобы защитить рабочих, они-то как раз более-менее защищены. Ќам важно защитить театр, который позвол€ет пробовать что-то новое тем люд€м, которые этого хот€т, который открывает и поддерживает новые имена и таким образом €вл€етс€ символом театра XXI века, театра будущего.

∆анна «арецка€, «‘онтанка.ру»
‘ото автора

 

 

 

÷апли не то, чем кажутс€. Ќа экраны выходит мультфильм ’а€о ћи€дзаки Ђћальчик и птицаї

— 7 декабр€ в кинотеатрах показывают новинку от мэтра €понской анимации, двукратного лауреата Ђќскараї, не выпускавшего новых полнометражных анимационных картин дес€ть лет Ч со времен мультфильма Ђ¬етер крепчаетї. ≈го долгожданна€ премьера Ђћальчик и птицаї, котора€ должна была выйти еще к ќлимпийским играм в “окио в 2020 году, минувшим летом и осенью прокатилась по мировым фестивал€м и получила высочайшие отзывы критиков. ¬ ѕетербурге прокатчик Ђ–усский репортажї провел премьеру в кинотеатре Ђ‘ормула киної. Ђ‘онтанкаї оценила фильм.

—татьи

>