«Красный матрос» даст прикурить и покажет вождей революции

24 сентября 2015, 10:58
Версия для печати Версия для печати

Ленин и Сталин как зеркала русской революции. Трепетные отношения российских солдат с табаком. Самая крупная транспортная катастрофа на Неве. 100-летие Великого Октября. И на десерт – 40 ранее не публиковавшихся фотографий группы «Аквариум». Петербургское издательство «Красный матрос» отметило 20-летие и презентовало планы на ближайшую трехлетку.

Близкое к «Митькам» издательство «Красный матрос» выпустит новую книгу о группе «Аквариум» и Борисе Гребенщикове. Она выйдет из типографии в течение недели и вскоре будет представлена публике. Об этом сообщил ее автор, журналист и поэт, один из основателей «Аквариума» Анатолий Гуницкий.

– Книга будет называться «Мой «Аквариум»». Это не история группы, не теоретические рассуждения об этой команде. В книге собрано все, что я об «Аквариуме» писал, – статьи, интервью на разных сайтах, – рассказал Гуницкий.

– Книжка будет проиллюстрирована 40 фотографиями «Аквариума» и Гребенщикова, которые раньше нигде не публиковались, – добавил главный редактор и основатель издательства «Красный матрос» Михаил Сапего.

Сборник обсуждали 21 сентября в петербургской библиотеке имени Голицына, где «Красный матрос» праздновал свое двадцатилетие. Здесь же Михаил Сапего презентовал новые крупные проекты, которыми издательство займется в ближайшие годы.

– У нас наметился альбомный, выставочный подход к проектам, – замечает редактор.
В связи с этим вспоминаются книжка «Бутафорское счастье» и выставка по ее мотивам, открытая в июне в Фонтанном доме. Тогда «Красный матрос» показал коллекцию бутафорских фотографий XIX и XXвеков. Трогательно-серьезные лица запечатлены в старинных фотостудиях на фоне искусственных машин, аэропланов, карет и дворцов.

– Сейчас готовится еще несколько подобного рода альбомов, – информирует Сапего. – Один из них называется «Табак и война». Я с некоторых пор собираю по непонятной, на первый взгляд, причине рукодельные портсигары и кисеты. Первым мне попался в антикварном магазине солдатский портсигар времен Сталинградской битвы – очень милый, лубочный почти что. Потом к нему приросла большая коллекция других портсигаров, кисетов, спичечниц. В альбоме все это дополнено фотографиями солдат, матросов и их письмами с фронта. В одном говорится, что солдат вмонтировал в портсигар фотографию своей любимой. И каждый раз, ложась спать, кладет портсигар в изголовье. И так солдату легче переживать это все.

Ленин и Сталин как мирные атомы

«Красный матрос» также готовит проект «100 великих Октябрин». Это альбом, где каждый разворот посвящен какой-то годовщине Октябрьской революции – начиная с 1917 до 2017 года.

– Тезис: «Есть у революции начало, нет у революции конца» все-таки действует. Задача была – показать, как отношение к празднику менялось. Как революционный пафос спадал, и что происходит с понятием «Великий Октябрь» сегодня, – комментирует Михаил Сапего.

Еще один близкий по теме альбом назван пространно – «Честное слово, Красная звезда, Ленина и Сталина обманывать нельзя». Такую поговорку произносили советские дети, убеждая, что говорят чистую правду. В книжке соберут изображения двух вождей – но не профессиональные, а любительские.

– Это портреты, сделанные не из-под палки. Простыми людьми, подростками, порой не умевшими хорошо рисовать, выжигать, стругать. Ленин и Сталин заявлены в названии, но они, что называется, мирные атомы. Они – как зеркала, в которых отражается простодушие нашего русского, советского народа, – рассуждает Сапего.

Все три альбома выйдут в 2016-2017 годах. В следующем году появится и еще одно издание – не такое масштабное по охвату событий, но несомненно интересное для петербуржцев. Готовить его помогает главный библиограф Библиотеки имени Маяковского и ответственный редактор «Красного матроса» Лидия Нижанковская.

– Рабочее название проекта – «Буревестник», – рассказывает Михаил Сапего. – «Красный матрос» интересуется историей разных событий из жизни города. Пять лет назад сделали книжку о самом крупном трамвайном ДТП в Петербурге-Ленинграде. Оно произошло в 1930 году у Московских ворот, где трамвай столкнулся с поездом. Теперь мы заинтересовались гибелью парохода «Буревестник» в августе 1926 года. Это крупнейшая трагедия в акватории Невы. Погибло 60 с лишним человек.

Удивительное матросское везение

Напомним, «Красный Матрос» отпочковался в 1995 году от творческого объединения «Митьки». Михаил Сапего вспоминает эти события так:

– Тогда я на время бросил пить, и мне очень скучно было существовать. У «Митьков» был уже свой издательский бренд. Я выпустил две книжки, а на третьей «Митьки» мне сказали: «Не части, потерпи». Была уже очередь других авторов. Я совершил никем не замеченный бунт и, хотя книжек издавать не умел, объявил о создании своего бренда. Это была авантюра, и ее шансы на успех были очень малы. Двадцать лет – не столько знаменательная дата, сколько дата, говорящая о чем-то удивительном, о том, чего могло и не быть.

Всего «Красный матрос» создал больше 200 публикаций. Слово «публикации» употреблено не случайно, ведь издательство печатает не только книги, но и выпускает диски со старинными и забытыми песнями.

Книжки «Матроса» компонуются в несколько серий. Самая знаменитая – «Про…» – это рассказы о каких-нибудь примечательных, но забытых персонажах или эпизодах из отечественной истории: разведчике Василии Рябове, ленинградских школьницах Ане Бирюковой и Капе Вознесенской, писавших дневники во время блокады. Авторы таких книг пускаются в настоящие исторические расследования, сидят в архивах, рыщут по букинистическим магазинам, отправляются в другие города.

– Документальные проекты в последнее время превалируют. Предпочтение им отдается в силу беззащитности персонажей и событий, которые становятся поводом той или иной книги, – свидетельствует Михаил Сапего.

В документальной традиции выдержана и другая знаменитая серия «Репринт». «Красный матрос» переиздает книги позднеимперские или раннесоветские. Неизменно забавные заголовки («Сборник задач противоалкогольного содержания», «Дети дошкольники о Ленине», «Как приготовить чай и кофе из культурных и дикорастущих растений Ленобласти») не должны вводить в заблуждение – маленькие курьезные эпизоды не только смешат, но и помогают лучше понять историю. Например, одно из изданий подобного рода – «Прописи прямого письма для начальныхъ училищъ» за 1914 год. Писать тогда детям приходилось без наклона. Такая система, выяснили красноматросовцы, была введена в подражание Англии, одной из главнейших союзниц Российской империи в начале XX века.

Михаил Сапего говорит, что настоящим издателем ощутил себя после того, как испытал «чувство ответственности»: «Если кормить потенциального автора обещаниями – он либо тебе морду набьет, либо уйдет, не прощаясь».

Елена Кузнецова, «Фонтанка.ру»

Проект "Афиша Plus" реализован на средства гранта Санкт-Петербурга

«Он жил как рок-звезда, он ушел точно так же». В Мариинском театре простились с Владимиром Шкляровым

Белые цветы — букеты лизиантусов, роз, лилий — держали в руках зрители, выстроившись в очередь у входа в исторической здание Мариинского театра, где утром 21 ноября прощались с его погибшим премьером Владимиром Шкляровым. Мимо проносили большие венки — от семей, организаций… Задолго до назначенного часа прощания очередь доросла до ближайшего светофора — в основном, стояли женщины, молодые и постарше, кто-то даже с коляской. Сбоку у входа переминался с ноги на ногу мужчина в спортивном костюме с белой корзиной белых роз и лентой, на которой виделись слова «Дорогому Владимиру… красивому человеку…».

Статьи

>