В Театральном музее можно услышать и увидеть Товстоногова

В петербургском Театральном музее открыта выставка к столетию Георгия Александровича Товстоногова, выдающегося режиссера XX столетия, более 30 лет возглавлявшего Большой драматический театр на Фонтанке, который с 1992 года носит его имя.
Поначалу странным кажется минимализм, не идущий вроде бы ни к грандиозной дате – 100-летию Мастера, – ни к величию созданного им театра: БДТ при Товстоногове обрел мировую известность, его сценические шедевры увидела Европа, Англия и обитатели заокеанского континента. А выставка занимает два небольших зала на пятом этаже. В первом, совсем крошечном, вытянутом в длину, смотрят друг на друга Товстоноговы, запечатленные современниками. И совершенно очевидно, что портрет работы Валерия Метика, словно поймавшего единой линией всю фигуру Мастера разом, всегда собранную, цельную, устремленную вперед, с неизменной дымящейся сигаретой, которую Товстоногов держал самыми кончиками тонких пальцев, изящно, как представители русской богемы эпохи модерна, гораздо больше говорит о характере, о сути этой колоссальной личности, чем парадный портрет Глазунова. Тут же – эскизы декораций. Но все это оставляет впечатление осколков, а не целого.
От экспозиции второго зала – то же впечатление. Выгородки с двумя-тремя деталями декораций того или иного спектакля, с двумя-тремя костюмами, макеты «Истории лошади» и «На всякого мудреца довольно простоты», передающие мастерство Эдуарда Кочергина, соратника Товстоногова и по сей день главного художника БДТ, возможно, вызовут ностальгию у тех, кто помнит те спектакли, помнит, как выглядели в этих платьях в «Ревизоре» Людмила Макарова и Наталья Тенякова, но вряд ли возбудят интерес молодых.
Впрочем, есть все же у выставки «Посвящение Мастеру. К 100-летию со дня рождения Георгия Товстоногова» изюмика. Посреди второго зала установлен режиссерский стол – тот который монтировался в зале БДТ, и за которым Георгий Александрович сидел на репетициях. Говорят, его нашли в закромах театра. Вокруг стола – стулья из товстоноговского БДТ, а перед ними – большой экран. На нем мелькают исторические кадры: репетиции, закулисье Большого драматического, сам Мастер, его известные всей стране актеры – Кирилл Лавров, Ефим Копелян, Зинаида Шарко, Людмила Макарова, Сергей Юрский, Татьяна Доронина, Владислав Стржельчик, Олег Басилашвили и многие, многие другие. По залу расставлены еще несколько «окошек в историю», индивидуальных гаджетов с наушниками. И можно сесть на стул (а кому повезет – то и в кресло, в которое садился Басилашвили, играя князя Серпуховского в «Истории лошади») – и нырнуть в прошлое: оказаться на репетиции «Трех сестер» или «Дяди Вани», услышать свидетельства современников – того же Кочергина, кинорежиссера Алексея Германа ст., который после института попал на практику к Товстоногову, Генриетты Яновской, Олега Басилашвили, Сергея Юрского. Можно увидеть самого Товстоногова. Все они произносят очень важные фразы. И вот из этих фраз, пожалуй, можно сложить некий образ великого театра.
«Между вами нет контакта, вы все заранее придумали – а без контакта нельзя сыграть ни одну, ни другую роль», – говорит Товстоногов Зинаиде Шарко, которая репетирует Ольгу в «Трех сестрах» (премьера 1965 года). «Те очки не годятся совсем, в них он – писарь, а эти выдают интеллигента», – это уже Юрскому-Тузенбаху. «Не нравятся мне эти очки – в них сразу и немец, и интеллигент: нечего играть», – это уже Юрский – Мастеру. Ни грана празднословия, внимание к мелочам и подробностям, концентрированная, напряженная работа, пульсация творческого поиска. Таким был БДТ изнутри. И все это – результат знаменательного шага, который, по словам самого Товстоногова, ни до него, ни после никому позволен не был. По разрешению свыше он, придя в стагнирующий театр в 1956 году, уволил 36 человек и набрал новых, людей своей группы крови, горячих до работы, вызывающе талантливых и дерзких, как и сам Товстоногов.
Если искать форуму товстоноговского БДТ в контексте исторического момента, то ее, пожалуй, наиболее точно формулирует с одного из экранчиков ученица Мастера, ныне худрук московского ТЮЗа Генриетта Яновская: «В театре Товстоногова каждый человек на сцене имел ценность, все артисты играли так, что эпизодических ролей не было, как и проходных фраз. И это особенно остро ощущалось в зале БДТ, потому что в жизни, которой мы тогда жили, человек ценности не имел».
Выставка «Посвящение Мастеру. К 100-летию со дня рождения Георгия Товстоногова» продлится до 31 января 2016 года.
Жанна Зарецкая, «Фонтанка.ру»

Куда деваются запрещенные книги? «Фонтанка» узнала, как сейчас в России устроена книготорговля
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 03 июля 2025 - В «Свином рыле» открывают выставку работ солиста Мариинского театра Евгения Никитина
- 02 июля 2025 - Крепость «Корела» вошла в состав Выборгского объединённого музея-заповедника — теперь ее отреставрируют
- 02 июля 2025 - Михаил Швыдкой: «Было бы куда честнее вернуться к цензуре»
- 30 июня 2025 - Начались съемки продолжения «Дьявол носит Prada». Мерил Стрип, Энн Хэтэуэй и Эмили Блант вернутся!
- 30 июня 2025 - Спектакли в Русском музее и ДЛТ, режиссер из Китая и световые инсталляции. Александринка раскрыла планы на новый сезон
Статьи
-
03 июля 2025, 07:11Увидеть Петербург петровского времени своими глазами — с не дошедшими до наших времен церквями и каналами, о которых не знают даже коренные, с роскошными парусниками в невских водах, с легендарными ассамблеями и фейерверками, загорающимися в ночном небе, с движущимися работниками и каретами, — все это было возможно в музее-макете «Петровская Акватория» на верхнем этаже торгового центра, в который выходит станция метро «Адмиралтейская». Однако с 7 июля врата в петровский Петербург закрываются: музей попросили освободить помещения прямо посреди туристического сезона. 31 июля в 10 утра представитель арендодателя придет с проверкой.
-
01 июля 2025, 17:00В июле зрительским интересом будут заправлять исключительно российские телесериалы: Константин Плотников в роли Петра Великого в исторической драме «Государь», масштабная экранизация романов Веры Камши — «Этерна», магический реализм 90-х в сериале Романа Михайлова «Путешествие на солнце и обратно», Мария Аронова в школьной комедии «Олдскул». А из зарубежных телепроектов зрители ждут возвращение «Декстера» и космодрамы «Основание».
-
30 июня 2025, 20:28Эрмитаж открыл в Николаевском зале выставку «К барьеру!», посвященную поединкам и дуэлям — от древнегреческого Ахилла до танцовщика Сержа Лифаря, — на ней можно увидеть оружие, точь-в-точь как-то, на котором стрелялись Пушкин с Дантесом и Лермонтов с Мартыновым, узнать, какие мелочи становились поводами для дуэлей и почему древние греки выясняли отношения другим путем.