В Театральном музее можно услышать и увидеть Товстоногова

В петербургском Театральном музее открыта выставка к столетию Георгия Александровича Товстоногова, выдающегося режиссера XX столетия, более 30 лет возглавлявшего Большой драматический театр на Фонтанке, который с 1992 года носит его имя.
Поначалу странным кажется минимализм, не идущий вроде бы ни к грандиозной дате – 100-летию Мастера, – ни к величию созданного им театра: БДТ при Товстоногове обрел мировую известность, его сценические шедевры увидела Европа, Англия и обитатели заокеанского континента. А выставка занимает два небольших зала на пятом этаже. В первом, совсем крошечном, вытянутом в длину, смотрят друг на друга Товстоноговы, запечатленные современниками. И совершенно очевидно, что портрет работы Валерия Метика, словно поймавшего единой линией всю фигуру Мастера разом, всегда собранную, цельную, устремленную вперед, с неизменной дымящейся сигаретой, которую Товстоногов держал самыми кончиками тонких пальцев, изящно, как представители русской богемы эпохи модерна, гораздо больше говорит о характере, о сути этой колоссальной личности, чем парадный портрет Глазунова. Тут же – эскизы декораций. Но все это оставляет впечатление осколков, а не целого.
От экспозиции второго зала – то же впечатление. Выгородки с двумя-тремя деталями декораций того или иного спектакля, с двумя-тремя костюмами, макеты «Истории лошади» и «На всякого мудреца довольно простоты», передающие мастерство Эдуарда Кочергина, соратника Товстоногова и по сей день главного художника БДТ, возможно, вызовут ностальгию у тех, кто помнит те спектакли, помнит, как выглядели в этих платьях в «Ревизоре» Людмила Макарова и Наталья Тенякова, но вряд ли возбудят интерес молодых.
Впрочем, есть все же у выставки «Посвящение Мастеру. К 100-летию со дня рождения Георгия Товстоногова» изюмика. Посреди второго зала установлен режиссерский стол – тот который монтировался в зале БДТ, и за которым Георгий Александрович сидел на репетициях. Говорят, его нашли в закромах театра. Вокруг стола – стулья из товстоноговского БДТ, а перед ними – большой экран. На нем мелькают исторические кадры: репетиции, закулисье Большого драматического, сам Мастер, его известные всей стране актеры – Кирилл Лавров, Ефим Копелян, Зинаида Шарко, Людмила Макарова, Сергей Юрский, Татьяна Доронина, Владислав Стржельчик, Олег Басилашвили и многие, многие другие. По залу расставлены еще несколько «окошек в историю», индивидуальных гаджетов с наушниками. И можно сесть на стул (а кому повезет – то и в кресло, в которое садился Басилашвили, играя князя Серпуховского в «Истории лошади») – и нырнуть в прошлое: оказаться на репетиции «Трех сестер» или «Дяди Вани», услышать свидетельства современников – того же Кочергина, кинорежиссера Алексея Германа ст., который после института попал на практику к Товстоногову, Генриетты Яновской, Олега Басилашвили, Сергея Юрского. Можно увидеть самого Товстоногова. Все они произносят очень важные фразы. И вот из этих фраз, пожалуй, можно сложить некий образ великого театра.
«Между вами нет контакта, вы все заранее придумали – а без контакта нельзя сыграть ни одну, ни другую роль», – говорит Товстоногов Зинаиде Шарко, которая репетирует Ольгу в «Трех сестрах» (премьера 1965 года). «Те очки не годятся совсем, в них он – писарь, а эти выдают интеллигента», – это уже Юрскому-Тузенбаху. «Не нравятся мне эти очки – в них сразу и немец, и интеллигент: нечего играть», – это уже Юрский – Мастеру. Ни грана празднословия, внимание к мелочам и подробностям, концентрированная, напряженная работа, пульсация творческого поиска. Таким был БДТ изнутри. И все это – результат знаменательного шага, который, по словам самого Товстоногова, ни до него, ни после никому позволен не был. По разрешению свыше он, придя в стагнирующий театр в 1956 году, уволил 36 человек и набрал новых, людей своей группы крови, горячих до работы, вызывающе талантливых и дерзких, как и сам Товстоногов.
Если искать форуму товстоноговского БДТ в контексте исторического момента, то ее, пожалуй, наиболее точно формулирует с одного из экранчиков ученица Мастера, ныне худрук московского ТЮЗа Генриетта Яновская: «В театре Товстоногова каждый человек на сцене имел ценность, все артисты играли так, что эпизодических ролей не было, как и проходных фраз. И это особенно остро ощущалось в зале БДТ, потому что в жизни, которой мы тогда жили, человек ценности не имел».
Выставка «Посвящение Мастеру. К 100-летию со дня рождения Георгия Товстоногова» продлится до 31 января 2016 года.
Жанна Зарецкая, «Фонтанка.ру»

«Здесь, к счастью, не Третьяковская галерея». Выставка Куинджи в Русском музее идёт против тренда, и получается красиво
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 13 сентября 2025 - В Петербурге вручили Эрмитажную премию — но Курентзис срочно вылетел к семье
- 12 сентября 2025 - Путин обсудил с Любимовой квотирование иностранного кино
- 12 сентября 2025 - В Александровском парке Царского Села восстановят Китайский театр — он стал руиной еще в войну
- 11 сентября 2025 - «Нам нужен аналог Госкино». Глава «Газпром-медиа» Жаров рассказал, как сделать так, чтобы российское кино смотрел весь мир
- 11 сентября 2025 - Милош Бикович рассказал о своей роли Меншикова в предстоящем «Рождении империи»
Статьи
-
12 сентября 2025, 14:26Здание кинотеатра «Прибой» — вернее, его реинкарнация после разрушения и долгого кропотливого строительства, — наконец, открылось в качестве долгожданного Центра современного искусства имени Сергея Курехина. И хотя это абсолютно новое строение, только по общим чертам планировки которого можно угадать его былые контуры, оно вызывает ностальгические воспоминания о многих часах, проведенных на SKIFах, — бесшабашных, драматичных и доходящих до предела эмоций нойзовых музыкальных выступлениях, показах разных причудливых мод и многом другом.
-
10 сентября 2025, 18:47
-
08 сентября 2025, 12:35
-
07 сентября 2025, 13:50