
В спектакле по Прилепину натуральная отбитая печень сыграла главную роль

Только оркестровая яма ДК им. Ленсовета спасла зрителей от самого непосредственного контакта с искусством. Московские зрители "Допроса" по повести Захара Прилепина, говорят, жаловались, что получили «бонус» виде кусков натуральной кровоточащей печенки, летевшей в зал. Запредельный натурализм был призван помочь соотечественникам в зале справиться со страхами главных героев, которые, как ни крути, живут в каждом из нас.
Захар Прилепин и сам не знает, что делать его героям. Актеры Михаил Сиворин и Роман Данилин, вдвоем сыгравшие всех персонажей повести «Допрос», тоже так и не смогли сказать, как бы поступили в ситуации своих персонажей. Михаил Сиворин, общаясь со зрителями, признался, что дать в морду заводскому рабочему смог бы легко, а вот полицейскому, даже опустившемуся до истязаний и насилия, не смог бы. "Барьер, - сказал, - бить лицо тому, кто при исполнении". Герой того, который «при исполнении» тоже не бьет, только замахивается, но вместо удара остаются тающие в воздухе размашистые движения. Всех людей такого типа он характеризует простыми буквами алфавита.
"МУ"
Мужиками герои становятся по ходу действия, хотя у них есть множество поводов, чтобы сломаться. Молодой парень, "ботаник", "читала" и друг его Леха, книг толком не знавший, попали под подозрение в убийстве. Следователь разбираться не настроен - есть же и свидетельница, и улики. Дело за малым - "расколоть". Режиссер Владимир Дель, в российских столицах больше знакомый по другому своему "творению" - сыну Илье, уже снискавшем славу на театральном поприще, людей на сцене не бьет, да и вообще артисты говорят о героях в третьем лице. Однако натурализм при этом зашкаливает: боль и кровь не просто театральная, она долетает до зрителей в прямом смысле слова - ошметками печени. Следователь ее терзает ударами пластиковой бутылки, «отбивает внутренности» точными ударами, не оставляющими следов, а рядом корчится актер.
По окончании спектакля у Прилепина с труппой был небольшой творческий вечер. Обычные вопросы и восторги. Трижды в разных вариациях писателя просили назвать главный переломный момент его жизни, считая, что все описанное должно быть личным опытом. Трижды Прилепин называл разные причины, говоря, что вех в его жизни предостаточно.
"ДА"
Да, молодые актеры уже покинули родной для них, режиссера Деля и самого писателя Прилепина Скопин под Рязанью, но некая провинциальность - не в дурном смысле, а в народном, том, что Прилепин называет "географической неизбежностью", - сквозит в их немного примитивной, читай, интуитивной игре на уровне инстинктов. Они снимают первую проститутку, напиваются и танцуют на сцене настолько от души, с такой дикой самоотдачей, что веришь в из полный аутентизм.
Однако сами артисты уверяют, что не ходили по полицейским участкам в поисках сцен насилия, даже в армии не служили. Они, конечно, по жизни мужики, каждый день это доказывающие своим поступками себе и миру. А со спектаклем, во честное слово: "Все игра". Ничего личного.
Зато Прилепин поделился: мол, не шел на поводу у тренда ненависти к полиции. Его повесть - три реальных жизненных истории, собранные в одну. На самом деле, следователь, ошибившись в подозреваемом, пригласил невинно обвиненного в сауну с проститутками. И все остальное тоже было. Только вот не сказал Прилепин про то, что по обычной привычке людей, смотрящих телевизор, их интересовало. Бутылка с минеральной водой, которой был оскорблен герой без имени Николаев, - он ее в какой настоящей жизни подсмотрел? На новостях про ОВД Дальний? Или эту дичь и раньше знали, но общество было не таким озлобленным и накрученным?
"КИ"
Китча, - вот его единственного не хватило в "Допросе". Артисты и режиссер так и не довели ситуацию до полного абсурда, не вынесли окончательный и безоговорочный вердикт тому, о чем играют. Потому и танцы, и мультифункциональность актеров, успевающих переодеться, пока напарник договаривает последнюю реплику, и выйти на сцену уже то опером, то следаком, то подругой Ларкой, то бабкой, - местами напоминали капустник, а не социально-ответственную акцию.
Так что не поленитесь книгу прочитать, тем более, что "Допрос" вошел в сборник "Восьмерка", который не так давно закончили экранизировать и скоро фильм Алексея учителя выйдет в прокат. Читателям стоит самим пережить ужас даже не самого допроса, а ломки простого человека в жерновах системы.
Ксения Потеева, фото автора, «Фонтанка.ру»

«Прости мои очеса, Спасе, что видели то непотребство»: «Тума» Захара Прилепина как вопль к небу из глубины беззакония
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 24 июня 2025 - В Ораниенбауме открывают павильон «Китайская кухня» — в новом музее расскажут, как и на чем готовили в XIX веке
- 23 июня 2025 - Ученый объяснил, почему у Пушкина «русалка на ветвях сидит»
- 19 июня 2025 - Названы даты следующего международного форума в Петербурге — Объединенных культур
- 19 июня 2025 - Гергиев продирижирует премьерой мистической оперы «Мандрагора», созданной с использованием нейросетей
- 18 июня 2025 - Полушекели времен Христа и тетрадрахма Октавиана Августа — Эрмитаж показывает поступивший дар старинных монет
Статьи
-
21 июня 2025, 16:55В Мариинском театре на полях ПМЭФ состоялась премьера оперы «Мандрагора». Уникальность события — в том, что это первая в мире опера, которая была дописана за композитором-классиком (в данном случае — Чайковским) искусственным интеллектом. Строго говоря, даже не одним: GigaChat помог написать либретто, SymFormer доработал музыкальную ткань, а Kandinsky создал визуальные и сценографические решения. С учетом их принадлежности неудивительно, что первой оперу услышали гости закрытого приема Сбера на полях ПМЭФ. За дирижерский пульт встал сам Валерий Гергиев, а партии исполняли солисты Большого и Мариинского. «Фонтанка» оценила результат.
-
18 июня 2025, 18:34Выставка авангарда на втором этаже Корпуса Бенуа сделана так, чтобы на её основе можно было создать часть обновлённой постоянной экспозиции: строго, приятно старомодно, лицом к зрителю, но без заискивания. Называется проект лаконично — «Наш авангард» — и как будто демонстрирует готовность музея «собирать камни», созидать. Кому-то выставка покажется консервативной, но и авангард давно не «современное искусство» (простите, для кого это удар).
-
17 июня 2025, 18:11
-
16 июня 2025, 13:08