Больше ада: очень странное кино «Орлеан»

18 сентября 2015, 15:48
Версия для печати Версия для печати

На экраны вышел «Орлеан» Андрея Прошкина – совершенно не смешная, но отлично отвечающая духу времени комедия со слоганом «фантасмагория греха» и Сухоруковым в образе маньяка-карателя грешников.

«Орлеан» отлично рифмуется с «Лефиафан». Только если в поселке Териберка власть и церковь жрут граждан, в городке Орлеан местные жители без всякого кровавого режима бесчинствуют и истребляют друг друга. Парикмахерша в режиме нон-стоп делает себе аборты, спит с врачом из больницы, водит шашни с юношей-уборщиком и издевается над родным сыном. Врач не отстает от парикмахерши — и, так сказать, осматривает пациентов на дому, где лежит его парализованный отец, а в красном углу стоит неупокоенный прах помершей матери. Мент лютует. Цирковой фокусник натурально перепиливает живых людей — насмерть, — а трупы выносит на помойку. Чтобы всех этих демонов изгнать, в город приезжает экзекутор. И всем обещает тяжелую и мучительную смерть. Ну, умирать провинциальная нечисть не умирает, но мучается страшно. 

Видео YouTube Официальные трейлеры

Андрей Прошкин обладает исключительной для русского кино репутацией – он единственный в своем роде универсальный мастер. Может размахнуться на костюмный эпос и сделать величественную «Орду». Может перейти на шепот и экранизировать дембельский альбом в «Солдатском декамероне». Может поиграть в Ларри Кларка и снять «Игры мотыльков». Это все именно мастерство — в русском кино чудаков и оригиналов пруд пруди, а именно таких американистых «господ оформителей» — один Прошкин. Так что когда стало известно, что вот снял он «Орлеан», и похоже, что это комедия — никто особенно не удивился. Ну, снял. Ну, «Орлеан». Сегодня комедия, завтра за хоррор возьмется.

А надо было бы испугаться. Сам факт, что сценарист-классик Юрий Арабов (с ним Прошкин сделал ту же «Орду») взялся за эксцентрику, заставляет напрячься. Если кто знаком с его фильмографией — догадывается, какого безумия это сочетание фамилии и формата (это все равно как если Сокуров снимет «Операцию Ы», а Гайдай экранизирует «Божественную комедию»).

Но ничего, Арабов-комедиограф – это только начало. Исполнение сценария — еще круче. Оператор Юрий Райский, например, превратил провинциальный город в фантастический мир, который трещит по швам. На стенах вопят цветастые фотообои и какие-то мандалы с шамбалами, дома выкрашены в истошно-синий и ярко-красный, все снято широкоугольником, так, чтобы в кадре любое помещение выглядело как картинка художника Эшера, а у зрителя кружилась голова. Еще безумнее — работа с актерами. Только Виталий Хаев в ментовском мундире туда-сюда, напоминает мусора-матерщинника из «Изображая жертву». Остальным поставлены задачи циркового уровня: играть то, что никогда не приходилось и вряд ли придется. Сухоруков с фактурной нашлепкой на голове корчит Воланда в образе экзекутора. Красотка Лядова, прима Звягинцева, наша Жюльетт Бинош или вроде того, в роли парикмахерши-блудницы трясет морковными прядями волос и мычит голосом актрисы Заворотнюк.

Наконец, все это ощущение полного сюра дополняет какое-то заоблачное число киноцитат на квадратный сантиметр. Тут досталось и недавним лентам про страх и ужас в русской провинции (первыми на экране появляются премьер Бориса Хлебникова Евгений Сытый и Азамат Нигманов из «Конвоя» Алексея Мизгирева — естественно, в образе героев времени, полицейских-милицейских). Прошлись по Пазолини и Тарковскому, Вырыпаеву и Антониони, Балабанову с «Грузом-200» и «Ночным дозорам». Кому интересно — может просто сесть и смотреть «Орлеан» именно отсчитывая цитаты одну за другой, пока сил хватит. Но хватит ненадолго — в лучшем случае до прохода с гаснущей свечкой, из «Ностальгии». Все это барочное зрелище, будь оно чуть более эксцентрично исполнено, могло бы претендовать на нашу версию «Очень страшного кино», сборник пародий на отечественный кинематограф, неистовый и беспощадный.

Но эксцентрики не хватает. Трюки и ужимки здесь выполняются с предельно серьезной физиономией – даже для сатиры это слишком основательно. Безумный сюжет, соответственно безумно исполненный, складывается во что угодно, но не в комедию или фантасмагорию. В лучшем случае, «Орлеан» можно воспринимать как «смелый эксперимент»: сценарист Сокурова пишет комедию, актеры играют принципиально не подходящие им роли, оператор играет с широкоугольным объективом, бешеными цветами и контрастным освещением. В худшем — кхм, можно было бы подумать, что Прошкин и Арабов на полном серьезе желают тюряги ментам, запрета абортов и закрытия, страшно сказать, цирков. Но очень не хочется так думать.

Иван Чувиляев, специально для «Фонтанки.ру»
 

 

 

Проект "Афиша Plus" реализован на средства гранта Санкт-Петербурга

Самое важное на ярмарке Non/fictio№ 26: Иванов, Рубина, Сальников

Ярмарка интеллектуальной литературы Non/fictio№ — главное издательское событие года. Именно «к Нонфику» издательства торопятся выпустить ключевые новинки, там же возникают коллаборации, заявляют о себе новые игроки на рынке и, конечно же, проходят встречи с авторами. У входа на ярмарку всегда целый лабиринт витрин с книгами, которые специальная организаторская комиссия отобрала как достойные внимания. В этих витринах всегда за сотню наименований — отечественные и переводные, взрослые и детские, художественные и нехудожественные книги. Рассказываем, какие произведения именно российских писателей в этом году оказались самыми востребованными и обсуждаемыми

Статьи

>