
Больше ада: очень странное кино «Орлеан»

На экраны вышел «Орлеан» Андрея Прошкина – совершенно не смешная, но отлично отвечающая духу времени комедия со слоганом «фантасмагория греха» и Сухоруковым в образе маньяка-карателя грешников.
«Орлеан» отлично рифмуется с «Лефиафан». Только если в поселке Териберка власть и церковь жрут граждан, в городке Орлеан местные жители без всякого кровавого режима бесчинствуют и истребляют друг друга. Парикмахерша в режиме нон-стоп делает себе аборты, спит с врачом из больницы, водит шашни с юношей-уборщиком и издевается над родным сыном. Врач не отстает от парикмахерши — и, так сказать, осматривает пациентов на дому, где лежит его парализованный отец, а в красном углу стоит неупокоенный прах помершей матери. Мент лютует. Цирковой фокусник натурально перепиливает живых людей — насмерть, — а трупы выносит на помойку. Чтобы всех этих демонов изгнать, в город приезжает экзекутор. И всем обещает тяжелую и мучительную смерть. Ну, умирать провинциальная нечисть не умирает, но мучается страшно.
Видео YouTube Официальные трейлеры
Андрей Прошкин обладает исключительной для русского кино репутацией – он единственный в своем роде универсальный мастер. Может размахнуться на костюмный эпос и сделать величественную «Орду». Может перейти на шепот и экранизировать дембельский альбом в «Солдатском декамероне». Может поиграть в Ларри Кларка и снять «Игры мотыльков». Это все именно мастерство — в русском кино чудаков и оригиналов пруд пруди, а именно таких американистых «господ оформителей» — один Прошкин. Так что когда стало известно, что вот снял он «Орлеан», и похоже, что это комедия — никто особенно не удивился. Ну, снял. Ну, «Орлеан». Сегодня комедия, завтра за хоррор возьмется.
А надо было бы испугаться. Сам факт, что сценарист-классик Юрий Арабов (с ним Прошкин сделал ту же «Орду») взялся за эксцентрику, заставляет напрячься. Если кто знаком с его фильмографией — догадывается, какого безумия это сочетание фамилии и формата (это все равно как если Сокуров снимет «Операцию Ы», а Гайдай экранизирует «Божественную комедию»).
Но ничего, Арабов-комедиограф – это только начало. Исполнение сценария — еще круче. Оператор Юрий Райский, например, превратил провинциальный город в фантастический мир, который трещит по швам. На стенах вопят цветастые фотообои и какие-то мандалы с шамбалами, дома выкрашены в истошно-синий и ярко-красный, все снято широкоугольником, так, чтобы в кадре любое помещение выглядело как картинка художника Эшера, а у зрителя кружилась голова. Еще безумнее — работа с актерами. Только Виталий Хаев в ментовском мундире туда-сюда, напоминает мусора-матерщинника из «Изображая жертву». Остальным поставлены задачи циркового уровня: играть то, что никогда не приходилось и вряд ли придется. Сухоруков с фактурной нашлепкой на голове корчит Воланда в образе экзекутора. Красотка Лядова, прима Звягинцева, наша Жюльетт Бинош или вроде того, в роли парикмахерши-блудницы трясет морковными прядями волос и мычит голосом актрисы Заворотнюк.
Наконец, все это ощущение полного сюра дополняет какое-то заоблачное число киноцитат на квадратный сантиметр. Тут досталось и недавним лентам про страх и ужас в русской провинции (первыми на экране появляются премьер Бориса Хлебникова Евгений Сытый и Азамат Нигманов из «Конвоя» Алексея Мизгирева — естественно, в образе героев времени, полицейских-милицейских). Прошлись по Пазолини и Тарковскому, Вырыпаеву и Антониони, Балабанову с «Грузом-200» и «Ночным дозорам». Кому интересно — может просто сесть и смотреть «Орлеан» именно отсчитывая цитаты одну за другой, пока сил хватит. Но хватит ненадолго — в лучшем случае до прохода с гаснущей свечкой, из «Ностальгии». Все это барочное зрелище, будь оно чуть более эксцентрично исполнено, могло бы претендовать на нашу версию «Очень страшного кино», сборник пародий на отечественный кинематограф, неистовый и беспощадный.
Но эксцентрики не хватает. Трюки и ужимки здесь выполняются с предельно серьезной физиономией – даже для сатиры это слишком основательно. Безумный сюжет, соответственно безумно исполненный, складывается во что угодно, но не в комедию или фантасмагорию. В лучшем случае, «Орлеан» можно воспринимать как «смелый эксперимент»: сценарист Сокурова пишет комедию, актеры играют принципиально не подходящие им роли, оператор играет с широкоугольным объективом, бешеными цветами и контрастным освещением. В худшем — кхм, можно было бы подумать, что Прошкин и Арабов на полном серьезе желают тюряги ментам, запрета абортов и закрытия, страшно сказать, цирков. Но очень не хочется так думать.
Иван Чувиляев, специально для «Фонтанки.ру»

15 телесериалов июня: «Детективы из искусства», «Железное сердце», продолжения «Медведя» и «Игры в кальмара» — выбор «Фонтанки»
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 03 июня 2025 - Обновленная «Большая книга» назвала финалистов. Кого выбрали и о чем эти книги?
- 02 июня 2025 - Этнографический музей в белые ночи пустит туда, куда нельзя
- 02 июня 2025 - «Лило и Стич» вторую неделю лидирует в прокате по России и СНГ, хотя в России не идет
- 31 мая 2025 - «В буднях великих строек». Артисты Театра имени Шаляпина с Фабио Мастранджело дали концерт у Дворцового моста
- 30 мая 2025 - «Классика на Дворцовой» закончилась «Хафананой» и Scorpions
Статьи
-
30 мая 2025, 13:27В российский прокат вышла китайская анимационная сказка «Нэчжа побеждает Царя драконов», установившая множество кассовых рекордов на международном рынке (общие сборы — свыше 2,2 миллиарда долларов). Коммерчески успешным был и первый фильм «Нэчжа» 2019 года, рассказывающий о мальчике демонической природы, который заводит дружбу с сыном Царя драконов, огорчает родителей-военачальников и вообще находится в эпицентре глобальной битвы добра и зла.
-
29 мая 2025, 19:53У многих произведений из Эрмитажа — богатая история, которую трудно осознать, глядя на сами вещи. Но даже среди них отдельные экспонаты выделяются уникальной судьбой. Например, «Мадонна во Славе» Яна Провоста, написанная в 1524 году (чтобы вы могли представить эту цифру — тогда даже старший Питер Брейгель еще не родился!). Она пережила разрушение главного собора Брюгге, будучи вмурованной в его стену. Сейчас ее и еще две нидерландские картины того же времени восстановили реставраторы — теперь посетители могут увидеть ранее неизвестные детали и пофантазировать, как мог выглядеть алтарь целиком. «Фонтанка» поговорила с куратором и реставратором.
-
26 мая 2025, 22:29