К 90-летию Кирилла Лаврова открылась выставка «Народный артист»
Выставка «Народный артист», посвященная 90-летию народного артиста СССР, Героя социалистического труда, депутата Верховного совета СССР и РФ, главы Конфедерации театральных союзов Кирилла Юрьевича Лаврова, которое отмечается 15 сентября, для зрителей откроется 16 сентября и продлится до конца января. Но первые посетители – члены семьи, коллеги, друзья и журналисты – на выставке уже побывали.
В небольшом выставочном пространстве филиала петербургского Театрального музея – в Музее-квартире Самойловых – стало, кажется, еще теснее. Поскольку организаторы выставки, творчески подойдя к задаче воссоздать индивидуальный мир большого артиста, кумира многих поколений, решили уместить первой из двух небольших комнат целый старый БДТ. Первый зал – это инсталляция гигантских фотографий с интерьерами Большого драматического театра советского периода, удачное ретро, передающее атмосферу главного для Кирилла Лаврова дома. Причем, первая историческая фотография – вахта с ключами – размещена прямо за спиной билетера, встречающего гостей. Таким образом, зрители словно переносятся на полвека назад в легендарный театр – да не просто в театр, а в его святая святых, закулисье, где создавались те театральные шедевры, которые объединяли думающих людей страны и мира, после которых становилось легче дышать. Лавров был весомой частью золотой товстоноговской команды, о чем свидетельствуют фотографии, непафосно прилаженные к стендам с изображениями недр театра: лестницы, ведущей к гримуборным, выходу на сцену со светящейся надписью «Тихо», актерского фойе. Фотографии Лаврова в ролях передают величие мастерства, его бесчисленные грани, подробности образов, вошедших в историю: хитрый, осторожный городничий; опрятный Молчалин с пронзительным взглядом умных глаз; погруженный в себя, желчный, но бесконечно одинокий Соленый – героев десятки, и это совершенно разные люди, но у каждого из них характерный лавровский прищур и узнаваемые тонкие губы – если они плотно сжаты, выражение лица обретает силу и пугающую непреклонность, а если улыбаются, хотя бы самыми кончиками, свет распространяется на всех, кто попадает в поле этой легендарной лавровской улыбки.
«Конечно, не хватает в сегодняшнее непростое время людей, которые были бы способны на такую любовь, на милосердие, на помощь ближнему, на какие был способен Кирилл Юрьевич, – сказал на открытии выставки художественный руководитель БДТ Андрей Могучий. – Многие из нас не знают, зачем они здесь, а Кирилл Юрьевич, я уверен, знал: чтобы помогать людям. Есть люди на этой земле, которые несут в себе такой заряд света, что он уравновешивает тот мрак, который не успокаивается. Планетарность, космический масштаб этой личности очевиден, и свет звезды «Кирилл Лавров» еще долго будет освещать нам путь».
Кроме фотографий Лаврова в ролях – от самых первых до самых последних – в первом зале уместились шаржи самого Лаврова, которые он рисовал на заседаниях, репетициях, худсоветах. А в старую витрину Музея Самойловых вмонтирован экранчик, где можно увидеть нарезку из старых театральных записей, и даже, надев наушники, услышать голос Лаврова, который на спутаешь ни с чьим другим.
Есть и второй зал, в котором «планета Лавров» представлена крупным планом – точно в телескоп. Зал темный, и это в данном случае работает на идею приближения к внутреннему миру большого публичного человека, попытаться разгадать загадку его пробойного обаяния, его простоты, позволявшей ему быть своим для соотечественников, для представителей самых разных профессий, для тех, кто соприкасался с ним лично и тех, кто видел его только на экране, на сцене или на афишах, но все равно считал родным. Маленькие «закутки» с тщательными тематическими подборками предметов знакомят с Лавровым-футболистом, Лавровым-художником, Лавровым-депутатом, Лавровым-семьянином (музей отдельно благодарит членов семьи – дочь Марию Кирилловну Лаврову и сестру Наталью Александровну Латышеву за помощь в создание экспозиции). И здесь есть кресло, на котором – ворох писем от разных людей, писем другу Кириллу Юрьевичу Лаврову, писем близкому человеку, способному всё понять и всем помочь.
И здесь есть огромная панорамная фотография Невского проспекта эпохи, наверное, 70-х годов прошлого века. И на фоне ее – Кирилл Юрьевич, который не смотрится вознесшимся над толпой кумиром, а выглядит частью ее, одним из многих, первым среди равных, теплым, светлым, почти идеальным человеком, чье присутствие на выставке непостижимо, мистически осязаемо.
Жанна Зарецкая, «Фонтанка.ру»
Куда пойти 12–14 декабря: «Площадь Искусств», выставка Бенуа в Манеже, каток на Конюшенной, Earlymusic
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 14 декабря 2025 - Умерла Евгения Петрова, много лет работавшая замдиректора по науке Русского музея
- 11 декабря 2025 - Эрмитаж прокомментировал задержание Александра Бутягина в Польше
- 09 декабря 2025 - Русский музей рассказал, что покажет в 2026-м: ставка — вновь на Айвазовского, Кончаловского, женщин и энтузиастов
- 09 декабря 2025 - Панк-булавки и сурикаты: Эрмитаж в «Старой Деревне» открыл экспозицию петербургской моды за 30 лет
- 08 декабря 2025 - «Золотой глобус» назвал претендентов. Больше всего номинаций — у трагикомедии с Ди Каприо
Статьи
-
11 декабря 2025, 14:39После интенсивного гастрольного тура по городам Китая Теодор Курентзис с оркестром musicAeterna вернулся в родные пенаты и без промедления выступил в Большом зале Филармонии, представив петербургской публике так называемое «Кольцо без слов» — «Der Ring ohne Worte»; симфонический дайджест циклопической оперной эпопеи Рихарда Вагнера «Кольцо нибелунгов».
-
10 декабря 2025, 15:21С 10 декабря в Государственном Эрмитаже для публики полностью открыта Галерея Петра Великого — проект, начатый в 2022 году. Последний зал постоянной экспозиции был представлен в рамках продолжающихся Дней Эрмитажа, и он рассказывает о культуре России второй четверти XVIII века в части развития производства фарфора, стекла и серебра.
-
09 декабря 2025, 23:46В Аполлоновом зале 9 декабря представили после реставрации одно из самых ценных произведений Рембрандта, что есть в коллекции Эрмитажа, — «Жертвоприношение Авраама». Картина пробудет здесь до 18 января, на информационных щитах справа от нее можно увидеть фотофиксацию изменений в процессе работы и прочесть, что открылось реставратору и хранителю и какие сложности вызвало. После выставки полотно вернется в основную экспозицию.