К 90-летию Кирилла Лаврова открылась выставка «Народный артист»

Выставка «Народный артист», посвященная 90-летию народного артиста СССР, Героя социалистического труда, депутата Верховного совета СССР и РФ, главы Конфедерации театральных союзов Кирилла Юрьевича Лаврова, которое отмечается 15 сентября, для зрителей откроется 16 сентября и продлится до конца января. Но первые посетители – члены семьи, коллеги, друзья и журналисты – на выставке уже побывали.
В небольшом выставочном пространстве филиала петербургского Театрального музея – в Музее-квартире Самойловых – стало, кажется, еще теснее. Поскольку организаторы выставки, творчески подойдя к задаче воссоздать индивидуальный мир большого артиста, кумира многих поколений, решили уместить первой из двух небольших комнат целый старый БДТ. Первый зал – это инсталляция гигантских фотографий с интерьерами Большого драматического театра советского периода, удачное ретро, передающее атмосферу главного для Кирилла Лаврова дома. Причем, первая историческая фотография – вахта с ключами – размещена прямо за спиной билетера, встречающего гостей. Таким образом, зрители словно переносятся на полвека назад в легендарный театр – да не просто в театр, а в его святая святых, закулисье, где создавались те театральные шедевры, которые объединяли думающих людей страны и мира, после которых становилось легче дышать. Лавров был весомой частью золотой товстоноговской команды, о чем свидетельствуют фотографии, непафосно прилаженные к стендам с изображениями недр театра: лестницы, ведущей к гримуборным, выходу на сцену со светящейся надписью «Тихо», актерского фойе. Фотографии Лаврова в ролях передают величие мастерства, его бесчисленные грани, подробности образов, вошедших в историю: хитрый, осторожный городничий; опрятный Молчалин с пронзительным взглядом умных глаз; погруженный в себя, желчный, но бесконечно одинокий Соленый – героев десятки, и это совершенно разные люди, но у каждого из них характерный лавровский прищур и узнаваемые тонкие губы – если они плотно сжаты, выражение лица обретает силу и пугающую непреклонность, а если улыбаются, хотя бы самыми кончиками, свет распространяется на всех, кто попадает в поле этой легендарной лавровской улыбки.
«Конечно, не хватает в сегодняшнее непростое время людей, которые были бы способны на такую любовь, на милосердие, на помощь ближнему, на какие был способен Кирилл Юрьевич, – сказал на открытии выставки художественный руководитель БДТ Андрей Могучий. – Многие из нас не знают, зачем они здесь, а Кирилл Юрьевич, я уверен, знал: чтобы помогать людям. Есть люди на этой земле, которые несут в себе такой заряд света, что он уравновешивает тот мрак, который не успокаивается. Планетарность, космический масштаб этой личности очевиден, и свет звезды «Кирилл Лавров» еще долго будет освещать нам путь».
Кроме фотографий Лаврова в ролях – от самых первых до самых последних – в первом зале уместились шаржи самого Лаврова, которые он рисовал на заседаниях, репетициях, худсоветах. А в старую витрину Музея Самойловых вмонтирован экранчик, где можно увидеть нарезку из старых театральных записей, и даже, надев наушники, услышать голос Лаврова, который на спутаешь ни с чьим другим.
Есть и второй зал, в котором «планета Лавров» представлена крупным планом – точно в телескоп. Зал темный, и это в данном случае работает на идею приближения к внутреннему миру большого публичного человека, попытаться разгадать загадку его пробойного обаяния, его простоты, позволявшей ему быть своим для соотечественников, для представителей самых разных профессий, для тех, кто соприкасался с ним лично и тех, кто видел его только на экране, на сцене или на афишах, но все равно считал родным. Маленькие «закутки» с тщательными тематическими подборками предметов знакомят с Лавровым-футболистом, Лавровым-художником, Лавровым-депутатом, Лавровым-семьянином (музей отдельно благодарит членов семьи – дочь Марию Кирилловну Лаврову и сестру Наталью Александровну Латышеву за помощь в создание экспозиции). И здесь есть кресло, на котором – ворох писем от разных людей, писем другу Кириллу Юрьевичу Лаврову, писем близкому человеку, способному всё понять и всем помочь.
И здесь есть огромная панорамная фотография Невского проспекта эпохи, наверное, 70-х годов прошлого века. И на фоне ее – Кирилл Юрьевич, который не смотрится вознесшимся над толпой кумиром, а выглядит частью ее, одним из многих, первым среди равных, теплым, светлым, почти идеальным человеком, чье присутствие на выставке непостижимо, мистически осязаемо.
Жанна Зарецкая, «Фонтанка.ру»

15 телесериалов июня: «Детективы из искусства», «Железное сердце», продолжения «Медведя» и «Игры в кальмара» — выбор «Фонтанки»
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 03 июня 2025 - Обновленная «Большая книга» назвала финалистов. Кого выбрали и о чем эти книги?
- 02 июня 2025 - Этнографический музей в белые ночи пустит туда, куда нельзя
- 02 июня 2025 - «Лило и Стич» вторую неделю лидирует в прокате по России и СНГ, хотя в России не идет
- 31 мая 2025 - «В буднях великих строек». Артисты Театра имени Шаляпина с Фабио Мастранджело дали концерт у Дворцового моста
- 30 мая 2025 - «Классика на Дворцовой» закончилась «Хафананой» и Scorpions
Статьи
-
30 мая 2025, 13:27В российский прокат вышла китайская анимационная сказка «Нэчжа побеждает Царя драконов», установившая множество кассовых рекордов на международном рынке (общие сборы — свыше 2,2 миллиарда долларов). Коммерчески успешным был и первый фильм «Нэчжа» 2019 года, рассказывающий о мальчике демонической природы, который заводит дружбу с сыном Царя драконов, огорчает родителей-военачальников и вообще находится в эпицентре глобальной битвы добра и зла.
-
29 мая 2025, 19:53У многих произведений из Эрмитажа — богатая история, которую трудно осознать, глядя на сами вещи. Но даже среди них отдельные экспонаты выделяются уникальной судьбой. Например, «Мадонна во Славе» Яна Провоста, написанная в 1524 году (чтобы вы могли представить эту цифру — тогда даже старший Питер Брейгель еще не родился!). Она пережила разрушение главного собора Брюгге, будучи вмурованной в его стену. Сейчас ее и еще две нидерландские картины того же времени восстановили реставраторы — теперь посетители могут увидеть ранее неизвестные детали и пофантазировать, как мог выглядеть алтарь целиком. «Фонтанка» поговорила с куратором и реставратором.
-
26 мая 2025, 22:29