К 90-летию Кирилла Лаврова открылась выставка «Народный артист»

15 сентября 2015, 14:09
Версия для печати Версия для печати

Выставка «Народный артист», посвященная 90-летию народного артиста СССР, Героя социалистического труда, депутата Верховного совета СССР и РФ, главы Конфедерации театральных союзов Кирилла Юрьевича Лаврова, которое отмечается 15 сентября, для зрителей откроется 16 сентября и продлится до конца января. Но первые посетители – члены семьи, коллеги, друзья и журналисты – на выставке уже побывали.

В небольшом выставочном пространстве филиала петербургского Театрального музея – в Музее-квартире Самойловых – стало, кажется, еще теснее. Поскольку организаторы выставки, творчески подойдя к задаче воссоздать индивидуальный мир большого артиста, кумира многих поколений, решили уместить первой из двух небольших комнат целый старый БДТ. Первый зал – это инсталляция гигантских фотографий с интерьерами Большого драматического театра советского периода, удачное ретро, передающее атмосферу главного для Кирилла Лаврова дома. Причем, первая историческая фотография – вахта с ключами – размещена прямо за спиной билетера, встречающего гостей. Таким образом, зрители словно переносятся на полвека назад в легендарный театр – да не просто в театр, а в его святая святых, закулисье, где создавались те театральные шедевры, которые объединяли думающих людей страны и мира, после которых становилось легче дышать. Лавров был весомой частью золотой товстоноговской команды, о чем свидетельствуют фотографии, непафосно прилаженные к стендам с изображениями недр театра: лестницы, ведущей к гримуборным, выходу на сцену со светящейся надписью «Тихо», актерского фойе. Фотографии Лаврова в ролях передают величие мастерства, его бесчисленные грани, подробности образов, вошедших в историю: хитрый, осторожный городничий; опрятный Молчалин с пронзительным взглядом умных глаз; погруженный в себя, желчный, но бесконечно одинокий Соленый – героев десятки, и это совершенно разные люди, но у каждого из них характерный лавровский прищур и узнаваемые тонкие губы – если они плотно сжаты, выражение лица обретает силу и пугающую непреклонность, а если улыбаются, хотя бы самыми кончиками, свет распространяется на всех, кто попадает в поле этой легендарной лавровской улыбки.

«Конечно, не хватает в сегодняшнее непростое время людей, которые были бы способны на такую любовь, на милосердие, на помощь ближнему, на какие был способен Кирилл Юрьевич, – сказал на открытии выставки художественный руководитель БДТ Андрей Могучий. – Многие из нас не знают, зачем они здесь, а Кирилл Юрьевич, я уверен, знал: чтобы помогать людям. Есть люди на этой земле, которые несут в себе такой заряд света, что он уравновешивает тот мрак, который не успокаивается. Планетарность, космический масштаб этой личности очевиден, и свет звезды «Кирилл Лавров» еще долго будет освещать нам путь».

Кроме фотографий Лаврова в ролях – от самых первых до самых последних – в первом зале уместились шаржи самого Лаврова, которые он рисовал на заседаниях, репетициях, худсоветах. А в старую витрину Музея Самойловых вмонтирован экранчик, где можно увидеть нарезку из старых театральных записей, и даже, надев наушники, услышать голос Лаврова, который на спутаешь ни с чьим другим.

Есть и второй зал, в котором «планета Лавров» представлена крупным планом – точно в телескоп. Зал темный, и это в данном случае работает на идею приближения к внутреннему миру большого публичного человека, попытаться разгадать загадку его пробойного обаяния, его простоты, позволявшей ему быть своим для соотечественников, для представителей самых разных профессий, для тех, кто соприкасался с ним лично и тех, кто видел его только на экране, на сцене или на афишах, но все равно считал родным. Маленькие «закутки» с тщательными тематическими подборками предметов знакомят с Лавровым-футболистом, Лавровым-художником, Лавровым-депутатом, Лавровым-семьянином (музей отдельно благодарит членов семьи – дочь Марию Кирилловну Лаврову и сестру Наталью Александровну Латышеву за помощь в создание экспозиции). И здесь есть кресло, на котором – ворох писем от разных людей, писем другу Кириллу Юрьевичу Лаврову, писем близкому человеку, способному всё понять и всем помочь.

И здесь есть огромная панорамная фотография Невского проспекта эпохи, наверное, 70-х годов прошлого века. И на фоне ее – Кирилл Юрьевич, который не смотрится вознесшимся над толпой кумиром, а выглядит частью ее, одним из многих, первым среди равных, теплым, светлым, почти идеальным человеком, чье присутствие на выставке непостижимо, мистически осязаемо.

Жанна Зарецкая, «Фонтанка.ру»

Проект "Афиша Plus" реализован на средства гранта Санкт-Петербурга

Скитания поэта, успех гражданина. Какие места Петербурга связаны с именем Николая Некрасова?

Николай Некрасов родился в Немирове Подольской губернии, а детство провел в Ярославской губернии, откуда и прибыл в Петербург 16-летним юношей в июле 1838 года — и прожил здесь около сорока лет. Он приехал один — без родителей и слуг. С отцовскими деньгами в кармане. Отец поставил сыну условие: поступить в Дворянский полк. Но мать и сын мечтали об университете. Отец, узнав, что сын собирается ослушаться, пообещал оставить его без денег, если он не подчинится. Сын ответил: «Если вы, батюшка, намерены писать ко мне бранные письма, то не трудитесь продолжать, я, не читая, буду возвращать вам письма». Отец прекратил присылать деньги. Годы скитаний закалили характер поэта и сделали из провинциала «литературного пролетария», понимающего не только пышную красоту имперской столицы, но и изнанку города. Барин, картежник, мечтатель с нежной душой, очарованный красотой мира, и успешный делец — образов у Николая Некрасов гораздо больше, чем «поэт» и «гражданин».

Статьи

>