Лето разочарований: как и почему любимые телесериалы перестали быть интересными

05 сентября 2015, 15:25
Версия для печати Версия для печати

Завершились сезоны сразу двух телесериалов, которым молва предрекала самые высокие рейтинги. Мир досмотрел 3-й сезон «Ганнибала» и 2-й сезон «Настоящего детектива». Большинство зрительских отзывов в сети свидетельствуют о том, что эмоцию, которую испытали поклонники этих многосерийных историй точнее всего определить как разочарование. Как и почему это случилось – в материале эксперта «Фонтанки» Андрея Смирнова.

«Ганнибал» / «Hannibal»

В начале июня американский национальный телеканал NBC запустил в летнюю эфирную сетку новый 3-й сезон своего самого нуарного психологического триллера «Ганнибал». Его ждали все, ибо женская аудитория влюбилась в датчанина Мадса Миккельсена ещё два года назад, а остальной народ просто с любопытством наблюдал за криминальными баталиями, созданными по мотивам персонажей известной литературной франшизы писателя Томаса Харриса, особенно его фолианта «Красный дракон». По большому счёту, продление сериала про творческую деятельность маньяка-психопата Ганнибала Лектора, которого и сыграл неподражаемый Миккельсен, на 2-й сезон стало большой неожиданностью для профессионального сообщества. Для консервативного телеканала NBC вообще было настоящей революцией в принципе запустить у себя сериал, подобный «Ганнибалу» – с чрезмерной «расчленёнкой» и бихевиорально-когнитивными диалогами главных героев. Однако, подобный телесериальный эксперимент пришёлся по душе аудитории, рейтинги хоть и не зашкаливали, но позволили дать «зелёный свет» продолжению творения сценариста и продюсера Брайана Фуллера. 

Видео YouTube Hannibal

 2-й сезон уже ждали с нетерпением. Слава о «Ганнибале» как о новомодном нуарном психо-криминальном состязании распространилась быстро, и к сериалу стали проявлять особый интерес. Нельзя сказать, что интерес был действительно натуральным, скорее – «Ганнибал» превратился в некое подобие must watch: мол, мне не особо интересно, но умные знакомые смотрят, дай-ка и я тоже посмотрю. Выдержать просмотр «Ганнибала» было не просто. Конечно, мясорубки в новом сезоне стало ещё больше, причём исключительно в креативном, гастрономическом ключе: тема каннибализма смаковалась особенно. Но параллельно с нетривиальными способами убийств своих жертв Ганнибалом Лектором, сценаристы усугубили психологическое и ментальное противостояние двух главных героев: доктора Лектора и его визави – консультанта ФБР, бихевиориста Уилла Грэма в исполнении суперталантливого британского актёра Хью Дэнси. Само по себе это вроде бы и не плохо, но беда в том, что интеллектуальная перепалка совершенно вытеснила детективную составляющую сюжета. Дуэль феноменального убийцы и врача о том, кто из них виноват в том, что монстр из подсознания вылез наружу, даже для интеллектуалов выглядит утомительно долгой.

Понять, что на самом деле происходит на экране за готической атмосферной пеленой визуального ряда, уже во 2-м сезоне стало весьма затруднительно. Однако, стойкие фанаты шоу преданно его смотрели, NBC держалось – и опять продлило сериал. И вот летом 2015-го «Ганнибал» вернулся с 3-м сезоном. Действие перенеслось из Америки в Европу, был, наконец-то, введён тот самый «Красный дракон», который параллельно с Ганнибалом Лектором ввязался в борьбу с «чертовым психологом» Уиллом Грэмом. Казалось бы, у франшизы появились некоторые шансы выплыть. Но недостаток дедукции и экшена сделали свое дело. И даже отличный кастинг сериала – Мадс Миккельсен, Хью Дэнси, Лоренс Фишбёрн, Джиллиан Андерсон и Ричард Эрмитаж – потерялся на фоне фэшн-дизайна обстановки, помноженной на элементы «haute cuisine» («высокая кухня» – фр) из расчлененных трупов.

Не удивительно, что руководство NBC уже на 3-й серии официально объявило, что закрывает сериал. Официальная причина: колоссальное падение рейтингов телесериала. Игры разума а-ля доктор Лектор, увлечение создателей шоу внешним визуальным рядом, что привело к резкому увеличению бюджета производства сериала, излишняя патетика и прочие мелкие неурядицы привели к тому, что «Ганнибал» потерял основную части аудитории. Конечно, многие ярые поклонники шоу завалили NBC требованиями не убивать их любимый телесериал, его шоураннер Брайан Фуллер всё лето оповещал общественность и СМИ, что пытается всеми силами спасти «Ганнибала» и интриговал с VOD-платформой Amazon, славящейся постоянными перекупками у национальных американских телеканалов закрытых проектов. Но в августе даже Amazon не стал бороться за «Ганнибала», поняв, что подобное действо ему просто не потянуть.

Итак, «Ганнибал» закрыт после 3-го сезона. И даже его финал оказался очень неоднозначным, что в очередной раз дало понять голливудским сценаристам, что не вся телеаудитория готова к нестандартному повороту событий. Одно дело убивать главных героев в конце каждого сезона, как в пресловутой «Игре престолов», а другое – превратить в убийцу главного положительного героя Уилла Грэма. Примитивно говоря, зло все же должно быть наказанным, таков закон психологического восприятия. А если нет – тогда к чему всё было так растянуто на 39 серий? В общем, и осталось что безусловно хорошего в послевкусии от «Ганнибала», то только любимые актёры, которые остались the best.

«Настоящий детектив» / «True Detective»

Сказать, что новый 2-й сезон главного детективного сериала современности ждали все, это не сказать ничего! Американская кабельная телесеть HBO искусно подогревала интерес к одному из своих прибыльных драматических проектов. Интрига нагнеталась целых полгода, имена актёров 2-го сезона держались в строжайшей тайне, а сюжет охранялся от журналистов, как документация Белого Дома. Фанаты шоу предполагали самое невероятное и фантастическое развитие истории, однако, не совсем воспалённое воображение сценариста и продюсера шоу Ника Пиццолатто позволило не пускаться во все тяжкие и сделать вполне себе крепкий 2-й сезон. Но что-то всё равно оказалось не так. 

Видео YouTube НВО

После премьеры «Настоящего детектива» год назад мир рухнул от актёрских талантов Мэттью МакКонахи. До этого, по правде, говоря, никто и не думал, что перед нами Актер с большой буквы, а не стареющий глянцевый красавчик. Дуэт Мэттью МакКонахи – Вуди Харрельсон на экране выглядел образцово-показательным, сценарий и режиссура, вытащившая сериал на уровень полнометражного арт-мейнстрима, позволили кинокритикам объявить «Настоящего детектива» главным образчиком «Золотого века телевизионной драмы». Офисные сотрудники начинали свой день с обсуждения последней серии детектива, а профессионалы индустрии с нескрываемой завистью думали, как бы сделать нечто подобное. Как все помнят, «Настоящий детектив» получил кучу номинаций на самые авторитетные американские телепремии «Золотой глобус» и «EMMY».

Создатели «Настоящего детектива» не скрывали, что делают сериал в жанре антологии, поэтому каждый новый сезон будет посвящён новому времени, месту действия и преступлению, соответственно, там будут фигурировать и исключительно другие персонажи. 2-й сезон принёс интригующий сюжет, но, увы, на до боли избитую тему американского кинематографа: коррупция муниципальных органов власти, мафия и не совсем чистоплотные полицейские в наши дни в Калифорнии.

Впрочем, «Настоящий детектив – 2» радовал неожиданным выбором актёров на четыре главные роли: Колин Фаррелл, Винс Вон, Рэйчел МакАдамс и Тейлор Китч, отвечавший за сексуальную ипостась драмы. Автор сериала Ник Пиццолатто никогда не скрывал, что специально подбирал актёров, которые бы из-за своих амплуа в жизни бы не получили таких ролей. Но Ник – парень из необычной когорты голливудских сценаристов, так называемое «новое поколение» сериальной индустрии, поэтому и пригласил на роли продажных или не совсем вменяемых полицейских кинозвёзд, ранее известных своими комедийными – мачообразными и просто ромкомовскими образами. «Так интереснее» – главный девиз Ника Пиццолатто.

И при всем при этом восемь серий нового сезона «Настоящего детектива» неприятно изумили армию фанатов шоу. Оправдалось главное опасение, что 2-й сезон окажется слабее предыдущего из-за отсутствия МакКонахи и Харрельсона, а также самого режиссёра – авангардного Кэри Фукунаго. «Детектив», действительно, получился не таким крутым, как год назад. У критиков также оказалось масса претензий к актёрским талантам Винса Вона, которому досталась роль главного негодяя – мафиози. Всё-таки, аудитория привыкла видеть Вона исключительно в комедийных фильмах, ну уж на крайний случай – в мелодрамах с Дженнифер Энистон, но никак не в крутом детективе. Он реально выглядел здесь чужеродным.

По большому счёту, детективная интрига 2-го сезона оказалась не такой уж и слабой, хоть и закручена она была не так сильно, как в предыдущих сериях. Создатели сериала замаскировали кое-какие сценарные просчёты с закосом на постмодернизм модными вертолётными съёмками (заодно спародировав скандинавские детективные нуары), психологизмом навзрыд и психоделическим видеорядом. Под стать новомодным трендам последних лет, под конец 2-го сезона даже убили одного из главных героев, естественно, самого молодого и красивого, но даже это не спасло «Настоящего детектива» от смешанных рецензий, гула разочарования кинопрессы и даже профессионалов индустрии. Сам Квентин Тарантино нелестно высказался по поводу «Настоящего детектива», назвав его «модной пустышкой, где всего лишь уродуют красивых актёров дурацкими усами».

Итог финала 2-го сезона: новый голливудский роман между Рэйчел МакАдамс и Тейлором Китчем, модный саундтрек от великого Леонарда Коэна, неплохое визуальное решение всего сериала, но «Настоящий детектив» постепенно сползает в заурядность. Рейтинги 2-го сезона оказались выше 1-го, но только из-за завышенных ожиданий и грамотно выстроенной пиар-кампании телесериала. Пока телеканал HBO не сообщил о своих планах относительно «Настоящего детектива», но контракт Ника Пиццолатто был заключен на 2 сезона, так что остаётся только гадать, будет ли продолжение того, что ещё год назад громогласно назвали американским ответом скандинавскому «Мосту».

Андрей Смирнов, специально для «Фонтанки.ру»  

 

Проект "Афиша Plus" реализован на средства гранта Санкт-Петербурга

37 000 поражающих элементов и раскуроченный холст: как в Русском музее восстанавливали работы из Таганрога

В Мраморном дворце открылась выставка живописи, графики и одной скульптуры из Таганрогского художественного музея «Спасённые шедевры. Русский музей — Таганрогу». Петербургские реставраторы трудились восемь месяцев после ракетной атаки по южному городу 28 июля 2023 года.

Статьи

>