Изображая жертву: как в Норвегии покажут несуществующую русскую оккупацию

27 августа 2015, 16:42
Версия для печати Версия для печати

Телевизионная Европа замерла в нетерпеливом ожидании: 27 сентября норвежский канал TV2 представит первый сезон сериала «Оккупированные». По сюжету пострадает Норвегия. Агрессор, конечно же, Россия. Главная цель — нефть, то есть, деньги.

Но не все здесь так однозначно, как кажется на первый взгляд. В интервью изданию Le Monde известный норвежский писатель Ю Несбё, по сценарию которого был снят сериал, признается: «Идея этого сериала пришла ко мне задолго до того, как Россия решила завоевать восток Украины». И по сценарию российские войска в сериале не просто так решили перейти границу, а с согласия Евросоюза, обеспокоенного возможностью краха нефтяных рынков, после того, как «зеленые» власти Норвегии решили прекратить добычу черного золота.

Видео YouTube tv2underholdning

Тем не менее, дело сделано. Когда речь шла только о слухах про новый телепроект, Россия предпочитала их игнорировать. Теперь, когда в сеть выложен трейлер скорой премьеры, ответная реакция из России все же воспоследовала. «Нам, конечно, хорошо известно о планах телеканала TV2 по созданию сериала «Оккупированные». Хотя его авторы старательно подчеркивают вымышленность сюжета, якобы не имеющего ничего общего с действительностью, речь в этом фильме идет о вполне реальных странах, причем России, к сожалению, отведена роль агрессора... Авторы сериала, словно забыв о героическом вкладе Красной армии в освобождение Северной Норвегии от немецко-фашистских захватчиков, решили в традициях «холодной войны» попугать норвежского зрителя несуществующей угрозой с Востока», – цитирует заявление российского диппредставительства в Осло «Российская газета.

Впрочем, после украинских событий среднестатистический западный зритель, внимающий местным масс-медиа, упорно игнорирующим гуманитарный характер участия России в донбасской кампании, при упоминании про «несуществующую угрозу с Востока» только нервно поведет плечами. И будет неправ. Ведь на самом деле в центре внимания создателей не столько страшный рассказ о русских захватчиках, сколько проблема сплоченности западного общества: будет ли нация бороться за свои свободы или предпочтет апатично созерцать происходящее или даже подстраиваться под него?

У самого Ю Несбё этот вопрос возник в ходе изучения истории собственной семьи — в пятнадцатилетнем возрасте будущий писатель узнал, что в 1940 году его отец решил сотрудничать с немецкими оккупантами в борьбе против Красной Армии: «Это был большой шок! Он предал свой народ!... Я часто задавал себе вопрос, как бы поступило в такой ситуации наше поколение? Чем мы готовы пожертвовать? Если нужно сопротивляться — то как?»

Понятно, что Россия была обречена на роль пугала: выводить в роли захватчиков тех же немцев, некогда попиравших норвежские пределы, не позволяет политическая ситуация, а толпы азиатско-африканских мигрантов, штурмующие нынче как европейские кордоны, так и сам европейский образ жизни, находятся под защитой принципов политкорректности и мультикультурализма. Поэтому оставим образ врага на совести авторов сериала и взглянем на него с художественной точки зрения.

А здесь все выглядит очень оптимистично. На сериал не поскупились: на каждую из десяти серий первого сезона было потрачено около десяти миллионов норвежских крон (1 209 тысяч долларов США по текущему курсу). Кстати, именно такой размах и стал причиной тягостных раздумий продюсеров — замахиваться ли в случае успеха на второй сезон?

Личность автора сценария Ю Несбё по норвежским меркам грандиозна. Признанный мастер скандинавского полара, создатель мрачных и кровавых детективов про сыщика Харри Хола следует эстетическим традициям не столько европейского, сколько американского нуара — недаром критики отмечали, что фильм «Охотник за головами», снятый по роману Несбё, по уровню жесткости приближается к лентам Тарантино. Несбё много читал Достоевского и Пастернака, что не могло не наложить соответствующий отпечаток. Очарованный стилем писателя Мартин Скорсезе объявил о том, что будет продюсировать «Снеговика» – экранизацию еще одного произведения Ю Несбё. Лента может выйти уже в следующем году.

Одним из режиссеров сериала стал Эрик Шелдбьерг, прославившийся после полицейского триллера «Бессонница». Сам сериал «Оккупированные» является копродукцией: наряду с TV2 к его созданию приложили руку телеканал Arte и шведская продюсерская компания Yellow Bird, на счету которой также сериал-триллер Wallander и «Девушка с татуировкой дракона».

Не обошлось в «Оккупированных» и без реального «русского» следа — обаятельного и очаровательного. Одну из главных ролей, российскую функционершу по имени Irina Sidorva (так указано на сайте imdb.com), исполнила любимая многими Ингеборга Дапкунайте. К сожалению, «Фонтанке» не удалось услышать подробностей: ассистент актрисы в итоге ничем помочь не смогла, а личный мобильный телефон постоянно сбрасывал вызов. Понять Дапкунайте можно — злые языки не преминут раздуть скандал в случае, если сериал будет признан в российских верхах пасквилем на нашу страну. Для человека, значительная часть карьеры которого строится в России, последствия могут быть печальными — достаточно вспомнить злоключения Верки Сердючки с мифической песенкой про «Russia goodbye».

До премьеры сериала остается ровно один месяц. «Оккупированных», помимо самой Норвегии, увидят в Великобритании, Германии, Франции, Бенилюксе, Швеции, Дании, Финляндии и Исландии. Предвкушая торрент-встречу с редким жанром политической фантастики (кстати, в сети можно найти трансляцию канала Arte), российский зритель может утешиться тем, что картина европейской жизни, как ни верти, без России — «клюквенной» или шаблонно-агрессивной — не складывается. Нам Запад обмануть не трудно: он сам обманываться рад. И если, изверившись и измучившись в напрасном ожидании, российскую оккупацию придумывают, значит, это кому-нибудь, да нужно.

Евгений Хакназаров, «Фонтанка.ру»

37 000 поражающих элементов и раскуроченный холст: как в Русском музее восстанавливали работы из Таганрога

В Мраморном дворце открылась выставка живописи, графики и одной скульптуры из Таганрогского художественного музея «Спасённые шедевры. Русский музей — Таганрогу». Петербургские реставраторы трудились восемь месяцев после ракетной атаки по южному городу 28 июля 2023 года.

Статьи

>