
Хороший, плохой, черный: «Джанго освобожденный»

Считается, что Тарантино повзрослел. Что по уровню куража и агрессии его фильмы уже не так сильно напоминают бандитские налеты, а по способу цитирования – неприхотливое мародерство. Что он размяк. Что для бунта ему понадобились причины. Да что для бунта! – даже для убийства, для обычного, самого что ни на есть завалящего убийства, когда кровь фонтаном, кишки по паркету, мозги на стену, - теперь даже для него пятидесятилетнему кумиру гопников, грозе голливудского микрорайона, понадобились какие-то оправдания.
Лицензии на убийство, которые он по молодости лет подмахивал всем, не глядя, теперь рассматриваются каждая по отдельности, с вдумчивой политкорректностью цивилизованных бюрократов. Можно убивать одиноким обиженным женщинам, сокращая поголовье биллов. Поощряются также евреи, снимающие скальпы с нацистов. Ну и, разумеется, логично доверить отстрел белых рабовладельцев и прочих расистов чернокожим рабам.
Может быть, конечно, бывший «enfant terrible» несколько и погрузнел, но смирение и покорность по-прежнему не вызывают у него ничего, кроме презрения и недоумения.
Сюжет «Джанго освобожденного» на диво внятен и свинчен куда прочнее, чем история «Бесславных ублюдков». Бывший дантист, а ныне охотник за головами, доктор Кинг Шульц (Кристоф Вальц) покупает у работорговцев черного раба по имени Джанго (Джейми Фокс) – у того есть нужные Шульцу сведения. Честная торговая сделка несколько омрачается (вариант: украшается) хладнокровным убийством строптивого работорговца и совершенно невинным подстрекательством к убийству второго (освобожденным рабам повторять приглашение два раза не требуется). Начинается странствование симпатичнейшего доктора и его забавного спутника в поисках плохих парней, которых требуется доставить «живыми или мертвыми». Мертвыми оно, конечно, куда сподручнее – у доктора и фургончик для этого есть, бывший кабинет дантиста, надо полагать. Гордо увенчанный гигантским декоративным зубом на пружинке. Доктор любит свою работу и презирает рабство. Когда ситуация станет щекотливой, Шульц с любезной улыбкой вручит Джанго ружье и предложит тому выстрелить в нехорошего южного плантатора (Дон Джонсон), предводителя местного ку-клукс-клана. Без какого бы то ни было судебного предписания и прочей юридической чепухи. И Джанго не промахнется. Ученик дантиста – зуб за зуб. (К середине фильма герой обзаведется еще и весьма запоминающимися круглыми черными очками. Око за око. Так нагляднее).
Завершив «отделку щенка под капитана» и попутно подстелив под спагетти-вестерн соломку древнегерманского мифа о Зигфриде, учитель и ученик отправляются на поиски собственной Брумхильды - жены Джанго, томящейся в рабстве у гнилозубого франкофила-изувера Келвина Кэнди (Леонардо Ди Каприо геройски, но безуспешно пытается тягаться в обаянии с Вальцем). Они находят женщину и, разумеется, как сказали бы герои предыдущего фильма Тарантино, отрывают себе пачку неприятностей.
Воодушевление публики, сопровождающее показ фильма, вполне объяснимо: Тарантино вновь выписывает сильнодействующее «лекарство против страха» очередной партии «униженных и оскорбленных», а это едва ли не самые популярные в мире пилюли. «Джанго» щедр на неотразимые режиссерские остроты: негр, прицельно палящий по снеговику; саундтрек, где в переломный момент Морриконе «перерастает» в рэп; пародия на классическую скачку ку-клукс-клана из «Рождения нации», уморительно разбавленная фирменным тарантиновским трепом и потешными склоками по поводу скверно пошитых капюшонов. Мелкие кровавые брызги на белом хлопковом поле, подробная и изобретательная сцена финальной перестрелки, Франко Неро, исполнитель роли Джанго в спагетти-вестерне Серджо Корбуччи, в ностальгическом камео – все это сообщает зрелищу некоторую респектабельность и даже солидность.
Есть вещи куда забавнее: неожиданный Сэмюэл Л. Джексон, вывернувший наизнанку архетипический образ «старого преданного слуги», Фирс-оборотень, подлинный оплот расизма. Виртуозный Кристоф Вальц, который играет милейшего доктора Шульца, улыбчивого и мягкосердечного на свой лад, в той же самой манере, что и штандартенфюрера СС Ганса Ланду из «Бесславных ублюдков» - разве что «утепляя» взгляд в особо проникновенных местах. Отменное воспитание, исключительный артистизм и завидная способность к языкам – самоценны. Особенно в бесчеловечном мирке тарантиновского Юга или издевательски-абсурдном хаосе его Второй мировой. Обворожительный цинизм доктора-стрелка ограничен эстетическими принципами куда больше, чем моральными. Отсутствие ненависти к врагу, в иные моменты инкрустированное даже эдаким мечтательным сочувствием (один из лучших трюков Вальца) – поистине аристократическая роскошь. То, что в фильме Тарантино трикстеры оказываются куда значительнее и героев, и злодеев – совсем не случайно. «Гуманистическая мораль» стала новым правилом игры, но отнюдь не ее содержанием.
«- Вы – жалкий неудачник! – А вы – отвратительный победитель», - обмениваются предсмертными любезностями злодей-плантатор и доктор-киллер. Собственно, «история с моралью» здесь заканчивается, подтвердив свою основательность гибелью порядочного человека, испытавшего внезапное отвращение к победе. Зато продолжается и благополучно разрешается другая история – освобожденного раба, у которого есть цель, женщина и динамит. Нового победителя. Кстати, убедительно доказавшего, что, вопреки френологическим выкладкам расиста-плантатора, бугорки и впадинки на черепе вовсе не свидетельствуют о врожденной и непреодолимой покорности афроамериканцев. И от этого весьма скромного по современной научной ценности вывода можно было бы легко отмахнуться, сосредоточившись, к примеру, на несовершенствах режиссерского стиля или многочисленных моральных аспектах его последних фильмов, если бы не оригинальное подтверждение актуальности этой истории. Так уж вышло, что именно к дате выхода «Джанго» всплыла цитата одного из неожиданных последователей тарантиновского френолога-любителя: министр культуры России обнаружил в геноме своего народа лишнюю хромосому.
«Вот вам динамит, ниггеры», - как говорил Квентин Тарантино.
Лилия Шитенбург

Новая музыка мая: Garbage, Том Йорк, Майли Сайрус, Леонид Агутин и не только
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 31 мая 2025 - «В буднях великих строек». Артисты Театра имени Шаляпина с Фабио Мастранджело дали концерт у Дворцового моста
- 30 мая 2025 - «Классика на Дворцовой» закончилась «Хафананой» и Scorpions
- 30 мая 2025 - В Петербурге покорили «теноровый Эверест» и спели любимую арию Обломова: как открылась «Классика на Дворцовой»
- 29 мая 2025 - Стало известно, где и когда выйдет новый сериал Романа Михайлова про 90-е, показанный на ММКФ
- 27 мая 2025 - В Петербурге не будет салюта ко Дню города
Статьи
-
30 мая 2025, 13:27В российский прокат вышла китайская анимационная сказка «Нэчжа побеждает Царя драконов», установившая множество кассовых рекордов на международном рынке (общие сборы — свыше 2,2 миллиарда долларов). Коммерчески успешным был и первый фильм «Нэчжа» 2019 года, рассказывающий о мальчике демонической природы, который заводит дружбу с сыном Царя драконов, огорчает родителей-военачальников и вообще находится в эпицентре глобальной битвы добра и зла.
-
29 мая 2025, 19:53У многих произведений из Эрмитажа — богатая история, которую трудно осознать, глядя на сами вещи. Но даже среди них отдельные экспонаты выделяются уникальной судьбой. Например, «Мадонна во Славе» Яна Провоста, написанная в 1524 году (чтобы вы могли представить эту цифру — тогда даже старший Питер Брейгель еще не родился!). Она пережила разрушение главного собора Брюгге, будучи вмурованной в его стену. Сейчас ее и еще две нидерландские картины того же времени восстановили реставраторы — теперь посетители могут увидеть ранее неизвестные детали и пофантазировать, как мог выглядеть алтарь целиком. «Фонтанка» поговорила с куратором и реставратором.
-
26 мая 2025, 22:29
-
23 мая 2025, 15:36