Любовь во время войны

14 августа 2015, 23:30
Версия для печати Версия для печати

В Выборге завершился двадцать третий по счету фестиваль «Окно в Европу» – вручили призы. В соответствии со своим девизом – расставили точки над I в «прогнозе на русское кино завтрашнего дня». В соответствии с ним — будет облачно. C прояснениями. Как обычно.

В основном конкурсе призы распределились ожидаемо — то есть необъяснимо. Главный приз вручили персонально Ирине Купченко – «за безупречное мастерство, честь и достоинство», проявленные в проходной, мягко говоря, ленте Алексея Петрухина «Училка». Спецприз выдали признанному мастеру азиатского и позднесоветского кино Юсупу Разыкову. Нет, не за режиссуру, а за сценарий «Побега из Москвабада». Лучшим дебютом назвали «Вакантну жизнь шеф-повара» Рустама Ильясова. Единственный безусловный жест судейской коллегии — награждение актрисы Розы Хайруллиной, актрисы, не нуждающейся в представлении и лишних эпитетах (кто видел «Лира» в театре и «Орду» на экране — знает). Опять же, за роль в «Норвеге», меланхолической ленте о мигрантах. В общем, призы выдали с заметным азиатским акцентом. И в который раз все клянутся следить за дальнейшей судьбой победителей – «Училки», «Побега», «Норвега», «Шеф-повара». Записывают эти названия — чтобы не забыть. Что даст слежка — увидим дальше.

Так или иначе, извечной проблемой Выборга было то, что ленты, которые здесь успешно показывали, которые даже получали призы, оставались на обочине и зрительского, и профессионального внимания. Года не проходило, чтобы в Выборге не проявлялся какой-то новый, неожиданный, интересный фильм. Навскидку — за последнее время – «Энтропия» Марии Саакян (радикальный наркотический видеоарт про конец света с Ксенией Собчак в одной из главных ролей), «Тяжелый случай» (камбек лучшего сценариста России Константина Мурзенко), осовремененная версия «На дне» Владимира Котта. Ни одно из этих ярких, неожиданных явлений после Выборга нигде не блеснуло. Прокатчики в эту северную сторону не смотрят, фестивальные отборщики снисходительно улыбаются при упоминании старого и почтенного смотра.

Нынешний фестиваль проблему не снял, а только ярче озвучил: темы (миграция, поиск общего языка, в «Норвеге» – вообще отношения России и Европы) подняты, заметные фигуры (Хайруллина, Купченко) привлечены. И все равно веры в светлое будущее как не бывало.

Кадр из фильма
Кадр из фильма "Брат Дэян"

Фото: Скриншот трейлера

Прогноз был бы совсем мрачным, если бы не второй конкурс, в котором показывали копродукции, совместные ленты России и других стран. Британии, бывшего СССР и так далее. Идея отличная — хотя в контексте болтовни об импортозамещении несвоевременная. И тем более острая. Главный приз в этом блоке достался «Брату Дэяну» Бакура Бакурадзе, снятая в бывшей Югославии новая лента самого отважного и готового к эксперименту русского режиссера. Главный герой — полевой командир (его прототип — Ратко Младич), скрывающийся от международного трибунала.

В этом году с русским кино на мировых фестивалях все не слава Богу. Канны обошлись без нас. В Венеции заявлен только Сокуров с «Франкофонией». Мировая премьера «Брата Дэяна» состоялась на самом быстроразвивающемся фестивале в Локарно (он уже по значимости обогнал Берлин и наступает на пятки Каннам и Венеции).

Конечно, в награждении «Дэяна» есть не только дань уважения таланту Бакура Бакурадзе: это выглядит как политический жест. Но в случае с «Братом» Выборгу — да и русскому кино-2015 — выпал действительно счастливый билет. Этот фильм не заметить невозможно — он слишком радикальный и в пересказе (надо же, трогательная новелла о военном преступнике), и на деле (формальных экспериментов тут — как в хорошем НИИ). Одной такой ленты — в Локарно, Выборге, Урюпинске — вполне достаточно, чтобы обрести почву под ногами. И уверенность в том самом завтрашнем дне. Если режиссер решается на подобные шаги — значит, все небезнадежно. Если его награждают за них на фестивале — значит, не совсем ослепли и одурели, не забыли о том, ради чего неделю своей драгоценной жизни тратят на сидение в кинотеатре. Значит, завтра будет лучше, чем вчера.

 

Иван Чувиляев, специально для "Фонтанки.ру"

«Он жил как рок-звезда, он ушел точно так же». В Мариинском театре простились с Владимиром Шкляровым

Белые цветы — букеты лизиантусов, роз, лилий — держали в руках зрители, выстроившись в очередь у входа в исторической здание Мариинского театра, где утром 21 ноября прощались с его погибшим премьером Владимиром Шкляровым. Мимо проносили большие венки — от семей, организаций… Задолго до назначенного часа прощания очередь доросла до ближайшего светофора — в основном, стояли женщины, молодые и постарше, кто-то даже с коляской. Сбоку у входа переминался с ноги на ногу мужчина в спортивном костюме с белой корзиной белых роз и лентой, на которой виделись слова «Дорогому Владимиру… красивому человеку…».

Статьи

>