Сергей Морозов: «Хочу, чтобы Театр «На Литейном» стал первооткрывателем»

06 августа 2015, 01:06
Версия для печати Версия для печати

Одним из первых в городе открыл сезон Театр ««На Литейном»», о котором в прошлом сезоне писали много, но, увы, не по художественному по поводу, а в связи со скандалом вокруг не случившегося объединения дирекций двух областных театров. Административная ситуация в театре остается непонятной, вопрос с подчинением тоже открыт – причем, труппа активно лоббирует переход театра под «эгиду» города. Между тем, два месяца назад назначен главный режиссер, Сергей Морозов, который рассказал «Фонтанке» о творческих планах театра.

- Заниматься творчеством, когда нет четкого понимания, что собственно происходит в театре, по определению, довольно трудно. Можете ли вы дать труппе хоть какие-то гарантии? Какие у вас на данный момент существуют полномочия?

- Я приглашен на должность главного режиссера, и занимаюсь творческими вопросами. По уставу в этом театре первое лицо – директор, он принимает решения, приглашает или не приглашает главного режиссера.

- А кто у вас директор? Там ведь даже этот вопрос сейчас не решен. Поскольку директором, насколько я понимаю, до сих пор остается Андрей Сергеевич Лобанов, который находится на больничном.



Фото: Пресс-служба Театра "На Литейном"/Дарья Пичугина

- Со мной заключил договор исполняющий обязанности директора Владимир Дмитриевич Словохотов. В связи с тем, что Владимир Дмитриевич вынужден проводить много времени в Театре на Васильевском, я в основном общаюсь с его заместителем.

- Это кто?

- Константин Емельянович Геклимович, который и в Театре на Васильевском тоже является заместителем Словохотова. Конечно, ситуация непростая – и я не собираюсь говорить, что это не так. Единственный вариант существования, который я сознательно для себя выбрал, – вынести за скобки неопределенность ситуации и работать, имея в виду длительную перспективу, но выполняя краткосрочные задачи. Театру сейчас необходимо выполнить госзадание, которое предполагает определенное количество спектаклей, сыгранных на стационаре и в области. У меня разработан конкретный план по декабрь. Первоочередная моя задача – познакомиться с труппой, установить контакт не словесный, а практический. И на это я для себя заложил сезон. Первое время основную постановочную нагрузку я беру на себя. Распределение ролей будет в два состава – и для занятости артистов, и для более быстрого узнавания труппы.

- А вы не задавались вопросом, зачем вообще нужен такой геморрой, как выезды в область? Ведь если быть честными, то единственная сцена в Ленобласти, соответствующая современным техническим стандартам, – это сцена в Киришах, которую генеральный директор Киришнефтеоргсинтеза Вадим Сомов строил по модели сцены Малого драматического театра, чтобы Лев Додин мог привозить в Кириши все свои премьеры. Остальные сцены – это коробки без колосников и трюма. Так почему нельзя сажать людей в автобус и привозить в Петербург, где на нормальных площадках показывать им спектакли современного постановочного качества? А эти так называемые «госзадания», на мой взгляд, очень сильно тормозят развитие театров, которым выпало несчастье иметь областное подчинение. Нигде в мире нет такого странного вида барщины для актеров.

- Я не согласен. Прежде всего, с тем, что страдает качество. По-вашему, технические возможности определяют качество театра?

- По нынешним временам техническая составляющая довольно значительна. Хотя, конечно, актер в театре всегда останется главным. Мы живем в XXI веке, и показывать людям спектакли, которые по постановочному уровню соответствуют началу XX века, довольно странно.

- Мне кажется, лучше показывать какие-то спектакли, чем не показывать вообще. А привозя людей в город, мы сузим аудиторию. В город не приедут люди, прежде всего, молодые, которые, вероятнее всего, зайдут в Дом культуры просто полюбопытствовать. Но, возможно, им понравится, и они придут еще раз.



Фото: Пресс-служба Театра "На Литейном"/Дарья Пичугина

- Возможно, но молодежь лучше привлекать со школьной скамьи. Сажать по пять человек от каждого старшего класса из близлежащих областных центров и везти в город – и показывать спектакли современного уровня.

- А если приехать в область, они целым классом придут.

- Ну так это как раз и плохо. Не случайно же выдающийся театральный педагог Зиновий Яковлевич Корогодский боролся с культпоходами, пуская на спектакли своего замечательного ТЮЗа с одним взрослым не более трех детей. Я росла в том ТЮЗе, и уверяю вас, что эта система отлично работает, а культпоходы – это зло, в силу особенностей психологии подростков.

- С этим я согласен. Вопрос сложный, но решаемый. Эта деятельность прописана в госзадании, надо ее выполнять. А про остальное надо задавать вопросы администрации области.

- Понятно. То есть, вы собираетесь ставить спектакли с учетом возможностей залов в области, так?

- Так. Я решил условия этих площадок воспринять как творческую задачу – да, ставить спектакли с учетом, что там не будет достаточной высоты, не будет трюма под сценой, а будет только площадка и все. И вот сейчас мы начинаем репетировать два спектакля, премьеры которых состоятся в области. Они могут прийти в репертуар стационара, но позже. Первый – детский спектакль по стихам Барто, Маршака, Григория Остера, Олега Григорьева – такая российско-советская детская классика. Его поставит Александр Черкашин, актер и режиссер Молодежного театра, у которого есть большой опыт постановки детских спектаклей. Это будет спектакль-игра: не интерактив, но сочинение театральной истории в процессе спектакля. Второй – для взрослых. Я сознательно, учитывая аудиторию, беру комедийную драматургию: пьесу «Примадонны» Кена Людвига. Эта пьеса, кроме того, что она относится к разряду хорошо сделанных комедий – с ее интригами, неожиданными поворотами, она одухотворена театром. Речь идет о театре как о высокой координате жизни. Если нам с артистами удастся сговориться играть ее очень серьезно, не стремясь за гэгами, то должно получиться довольно изящно и смешно. Цель для меня – создать яркое театральное событие для неискушенного зрителя. И еще я преследую практическую цель – этот спектакль может приезжать в одно и то же место несколько раз.

- А кто же все-таки будет создавать визуальный образ – кто художник?

- В обоих случаях это штатный художник Театра ««На Литейном»» Анна Лаврова. Она профессиональный театральный художник, к тому же технолог по костюмам, работает в театре уже почти 20 лет.

- Две премьеры для области выйдут в октябре?

- В сентябре. Мы сейчас беремся и за два месяца выпускаем. Театр остро нуждается в выездном репертуаре. Это первое, о чем меня попросил Словохотов – нам нужно определенное количество спектаклей отыграть в области в третьем квартале. Это госзадание.

- А что будет выпущено непосредственно для стационара?

- А на стационаре в конце октября я планирую выпустить пьесу Эрика-Эмманюэля Шмитта, эскиз которой мы делали во время фестиваля Шмитта в Петербурге в Молодежном театре. Она только что издана на русском языке, и у меня есть право первой постановки в России, данное самим автором. Пьеса называется очень символично для нынешней ситуации в театре: «Если начать сначала…». В главной роли Вячеслав Захаров и Сергей Гамов. Я очень рад, что в центре спектакля будут такие яркие актерские индивидуальности.



Фото: Пресс-служба Театра "На Литейном"/Дарья Пичугина

- О чем история?

- В шестьдесят лет человек оказывается в некоем пространстве – таком летнем павильоне, в котором он был когда-то в молодости. На него падают часы – он на некоторое время теряет сознание, а когда приходит в себя, то видит, как мимо него пробегает он сам, но 25-летний, причем, как раз в тот день, когда он должен принять решение о своей судьбе и выбрать, в том числе, между тремя женщинами. Пожилого героя никто не видит, кроме его молодого двойника и бабушки, с которой он теперешний – одного возраста. Сначала для меня было загадкой, какие вопросы он решает в своем прошлом, если у него все так хорошо: жена, дети и научное признание. А потом понял, что его задачей было принять свою жизнь именно такой, какая она случилось, уйти от этого нашего извечного «а вот если бы я поступил иначе…». И это совпадает с той задачей, которая стоит сейчас у нашего театра. Мы сейчас пытаемся поменять историю, начать-то новое. Я очень благодарен труппе, что не встретил в коллективе ни одного колючего взгляда. Выжидательные – были, но без негатива. Мне одна актриса сказала: «Вас коллектив принял». Я ей ответил: «Чтобы меня принять, надо, чтобы мы вместе поставили два-три-четыре спектакля».

- Да нет, Сергей, эта актриса все-таки права. Она говорила, что вас коллектив принял по человеческим критериям. Про творческие пока действительно говорить рано, но без человеческого приятия о творчестве даже речи быть не может. Все претензии, которые до сих пор коллектив выдвигал и к Владимиру Дмитриевичу Словохотову, и к председателю комитета по культуре Ленобласти Наталье Геннадьевне Кононенко – это этические претензии. И то, что приказ о создании объединенной дирекции двух театров, впоследствии отмененный губернатором, был выложен во второй половине дня в последний рабочий день перед длинными майскими праздниками, и то, как повели себя названные личности, явившись на сбор коллектива без предупреждения и разговаривая на повышенных тонах, – это все грубейшее нарушение элементарных человеческих норм общения и неуважение к людям, которые работают в этом театре долгие годы. Театр выкладывал видео той первой встречи с новым руководителем в открытый доступ, поэтому я говорю не на основании слухов.

- Согласен, что этические нормы очень важны в театре. Всегда нужно помнить, что есть люди, которые работают в театре десятилетия, кто-то даже сорок лет и более, они строили этот театр, и не считаться с ними невозможно.

- Так что если труппа вам выдает некоторый кредит доверия, я вас поздравляю. Это неплохое начало. Есть ли еще какие-то художественные планы?

- Да, есть еще один проект. Владимир Баскин написал мюзикл «Остров капитана Блада» по пьесе Михаила Мишина, по роману, соответственно, Рафаэля Сабатини. И у Владимира Дмитриевича есть идея, чтобы премьера этого мюзикла, рассчитанного на молодежную аудиторию, прошла в Театре «На Литейном». А поставил бы его режиссер Алексей Серов, я с ним знаком еще по лаборатории Додина. Идея очень хорошая, я ее поддерживаю. Но этот проект осуществится только в том случае, если будет дополнительное финансирование.

- Вот уж что-что, а мюзикл точно дешевым быть не может.

- Это – да. Премьера мюзикла может случиться в декабре. Труппа в театре – одна из самых поющих и танцующих, так что в творческом плане все должно получиться.



Фото: Пресс-служба Театра "На Литейном"/Дарья Пичугина

- Понятно, что главное в театре – это премьеры, спектакли. Но в наше время всякий состоятельный в художественном плане театр – и в Европе, и в России – непременно ведет еще и смежную творческую работу: это взаимодействие с новыми авторами и молодыми режиссерами, разные проекты для привлечения в театр новой аудитории. Вы что-то такое планируете?

- Мне, например, очень нравится Камерная сцена, которая недавно появилась у театра. Мне очень симптатичен спектакль Игоря Ларина «Соната на троих» по сценарию Бергмана. Но я бы хотел, чтобы работа на этой сцене велась более активно. Есть огромное желание проводить читки и лаборатории – не боясь конкуренции ни БДТ, ни Новой сцены Александринки. Расширять поле взаимоотношений со зрителем необходимо.

- О какой, например, работе вы думаете, кроме читок новых пьес?

- Например, о поэтических вечерах, творческих встречах с людьми смежных к театру профессий, художественных дискуссиях. Также у меня есть предварительная договоренность, что в следующем году конкурс современной драматургии Северо-Западного региона «Ремарка», который базируется в Петрозаводске, но финальную часть проводит на выезде, проведет ее в Театре «На Литейном»: с читками и определением лауреатов. Сначала у меня была идея программы на 5 лет. В первое полугодие исследовать культурную жизнь Петербурга и России первого десятилетия XX века и в следующем полугодии, изучая второе десятилетие, поставить одну из пьес первого. И так за пять лет в репертуаре театра появилось бы пунктирная история драматургии XX века. По-моему, это было бы очень интересно.

- А у вас на сколько лет договор – на пять?

- Пока на три. Дальше покажет жизнь.

- Ну, в общем, три года – это нормальный срок, чтобы показать, на что человек способен. Во всех наших федеральных театрах договор с худруками тоже на три года заключается.

- Я понимаю, что должна быть некая эстетическая программа, представление о той художественной нише, которую доверенный мне театр должен занимать. Размышляя о такой нише, я подумал о том, что Театр «На Литейном» в связи со своими знаменитыми спектаклями – спектаклями Льва Додина, Камы Гинкаса, Григория Дитятковского, Анатолия Праудина, Александра Галибина, Григория Козлова, Геннадия Тростянецкого – он был первооткрывателем качества.

- Хорошо, что вы Тростянецкого вспомнили, потому время его руководства этим театром было не очень длинным, но стало прямо-таки отдельной, яркой страницей, праздником театральности в довольно мрачные 90-е.

- Ну да, я об этом и говорю. И еще. Почему я выбрал Шмитта? И почему после Шмитта я возьмусь за пьесу «Отцы и сыновья» ирландского драматурга Брайана Фрила? Потому что этих названий нет в городской афише. Мне хотелось бы, чтобы Театр «На Литейном» нащупал свою историю, и мы бы приглашали зрителей на премьеры текстов, на новые жанры, формы, стили. По совету Семена Яковлевича Спивака на роман Рубена Гальего «Белое на черном» и написал инсценировку. Пока не знаю, как делать этот спектакль, но понимаю, что в это путешествие я должен отправляться с артистами, которым я доверяю и которые доверяют мне.



Фото: Пресс-служба Театра "На Литейном"/Дарья Пичугина

- А существуют ли у вас планы по приглашениям режиссером со стороны?

- Есть договоренность о сотрудничестве с Романом Феодори, Глебом Черепановым, Полиной Стружковой, Евгением Ибрагимовым. А потом, я думаю, может, и Семен Яковлевич придет на постановку – ему я пока этого не говорил, но почему нет? А кроме того, в театре есть интересные пространства, которые тоже хочется оживить. Есть, например, замечательное фойе…

- Где, кстати, уже шли спектакли, как раз во времена Тростянецого.

- А на Камерной сцене хочется сделать спектакль для детей, где бы зрителей было всего 20.

- И бродилку какую-нибудь можно сделать – этот жанр теперь очень в моде, но возможности его неисчерпаемы.

- А рядом же еще Ахматовский дворик, Шереметевский дворец. Все это можно задействовать.

- Ну да, а я еще можно убрать машины из двора театра и сделать театральный дворик с театральный кафе, где бы игрались представления в жанре stand-up comedy.

- Ну, машины нам убрать никто не позволит, и это сможем обыграть.

- Для тех, кто знаком с репертуаром Театра «На Литейном», ясно, что не все спектакли из ныне идущих, можно назвать кондиционными. Это проблема всех без исключения театров – разве что у Додина таких нет. Вы собираетесь, что называется, чистить репертуар в ближайшее время?

- Нет, не собираюсь. Пока. Но планирую из достаточно разношерстного нынешнего репертуара вычленить какое-то ядро, которое соответствует той программе, согласно которой театр будет развиваться в ближайшее время. От этого будет зависеть афиша театра, настоящая и будущая. Должен быть некий коридор, в который по художественным критериям попадают одни спектакли и не попадают другие. Разумеется, могут быть и ответвления, и чем ярче они будут, тем лучше, но коридор должен быть.

- А вы могли бы как-то определить то направление поисков, тот коридор, о котором говорите?

- Мне бы хотелось говорить о человеке, о душе, о времени и находить современный язык.



Фото: Юлия Кудряшова

- Новых артистов приглашать собираетесь?

- Естественно, труппа будет пополняться молодыми актерами, потому что средний возраст артистов в данный момент высоковат.

- Мне кажется, что именно на Театр «На Литейном» хорошо бы легла история лабораторных поисков молодой режиссуры. Потому что с тех пор, как из города уехала Милена Авимская, Лаборатория ON.Театр как-то рассосалась. То есть, опыт показывает, что когда нет места, куда молодые режиссеры могли бы прийти и что-то показать, то и самих режиссеров как будто и не существует. А лучшие годы Театра «На Литейном» действительно связаны с экспериментами, с молодыми актерами и режиссерами. Потому что Роман Феодори, например, это уже не совсем молодой режиссер.

- Меня очень привлекает идея, чтобы каждую неделю в театре происходило что-то новое – читки, встречи, эскизы. Мне кажется правильным и здоровым достичь такой ситуации в театре, чтобы в его афише соседствовали постановка народного артиста России Александра Сергеевича Кузина, Романа Феодори и «Васи Иванова», которого мы еще не знаем, но чье имя город и, возможно, страна узнают, благодаря Театру «На Литейном».

Жанна Зарецкая, «Фонтанка.ру»

Куда пойти 8–12 мая: гастроли Большого театра, День Победы, праздник книг и корюшки

Во вторые майские город будет кипеть: в центре зазвучат рассказы о прошлом и заиграет военная музыка, на сценах театров пройдут редкие спектакли-воспоминания, а музеи удивят интерактивом. Путь тех, кому не хватает движения, лежит на разнообразные фестивали, а погрузиться в своим мысли получится в саду Фонтанного дома.

Статьи

>