Сергей Морозов: «Хочу, чтобы Театр «На Литейном» стал первооткрывателем»

Одним из первых в городе открыл сезон Театр ««На Литейном»», о котором в прошлом сезоне писали много, но, увы, не по художественному по поводу, а в связи со скандалом вокруг не случившегося объединения дирекций двух областных театров. Административная ситуация в театре остается непонятной, вопрос с подчинением тоже открыт – причем, труппа активно лоббирует переход театра под «эгиду» города. Между тем, два месяца назад назначен главный режиссер, Сергей Морозов, который рассказал «Фонтанке» о творческих планах театра.
- Заниматься творчеством, когда нет четкого понимания, что собственно происходит в театре, по определению, довольно трудно. Можете ли вы дать труппе хоть какие-то гарантии? Какие у вас на данный момент существуют полномочия?
- Я приглашен на должность главного режиссера, и занимаюсь творческими вопросами. По уставу в этом театре первое лицо – директор, он принимает решения, приглашает или не приглашает главного режиссера.
- А кто у вас директор? Там ведь даже этот вопрос сейчас не решен. Поскольку директором, насколько я понимаю, до сих пор остается Андрей Сергеевич Лобанов, который находится на больничном.

Фото: Пресс-служба Театра "На Литейном"/Дарья Пичугина
- Со мной заключил договор исполняющий обязанности директора Владимир Дмитриевич Словохотов. В связи с тем, что Владимир Дмитриевич вынужден проводить много времени в Театре на Васильевском, я в основном общаюсь с его заместителем.
- Это кто?
- Константин Емельянович Геклимович, который и в Театре на Васильевском тоже является заместителем Словохотова. Конечно, ситуация непростая – и я не собираюсь говорить, что это не так. Единственный вариант существования, который я сознательно для себя выбрал, – вынести за скобки неопределенность ситуации и работать, имея в виду длительную перспективу, но выполняя краткосрочные задачи. Театру сейчас необходимо выполнить госзадание, которое предполагает определенное количество спектаклей, сыгранных на стационаре и в области. У меня разработан конкретный план по декабрь. Первоочередная моя задача – познакомиться с труппой, установить контакт не словесный, а практический. И на это я для себя заложил сезон. Первое время основную постановочную нагрузку я беру на себя. Распределение ролей будет в два состава – и для занятости артистов, и для более быстрого узнавания труппы.
- А вы не задавались вопросом, зачем вообще нужен такой геморрой, как выезды в область? Ведь если быть честными, то единственная сцена в Ленобласти, соответствующая современным техническим стандартам, – это сцена в Киришах, которую генеральный директор Киришнефтеоргсинтеза Вадим Сомов строил по модели сцены Малого драматического театра, чтобы Лев Додин мог привозить в Кириши все свои премьеры. Остальные сцены – это коробки без колосников и трюма. Так почему нельзя сажать людей в автобус и привозить в Петербург, где на нормальных площадках показывать им спектакли современного постановочного качества? А эти так называемые «госзадания», на мой взгляд, очень сильно тормозят развитие театров, которым выпало несчастье иметь областное подчинение. Нигде в мире нет такого странного вида барщины для актеров.
- Я не согласен. Прежде всего, с тем, что страдает качество. По-вашему, технические возможности определяют качество театра?
- По нынешним временам техническая составляющая довольно значительна. Хотя, конечно, актер в театре всегда останется главным. Мы живем в XXI веке, и показывать людям спектакли, которые по постановочному уровню соответствуют началу XX века, довольно странно.
- Мне кажется, лучше показывать какие-то спектакли, чем не показывать вообще. А привозя людей в город, мы сузим аудиторию. В город не приедут люди, прежде всего, молодые, которые, вероятнее всего, зайдут в Дом культуры просто полюбопытствовать. Но, возможно, им понравится, и они придут еще раз.

Фото: Пресс-служба Театра "На Литейном"/Дарья Пичугина
- Возможно, но молодежь лучше привлекать со школьной скамьи. Сажать по пять человек от каждого старшего класса из близлежащих областных центров и везти в город – и показывать спектакли современного уровня.
- А если приехать в область, они целым классом придут.
- Ну так это как раз и плохо. Не случайно же выдающийся театральный педагог Зиновий Яковлевич Корогодский боролся с культпоходами, пуская на спектакли своего замечательного ТЮЗа с одним взрослым не более трех детей. Я росла в том ТЮЗе, и уверяю вас, что эта система отлично работает, а культпоходы – это зло, в силу особенностей психологии подростков.
- С этим я согласен. Вопрос сложный, но решаемый. Эта деятельность прописана в госзадании, надо ее выполнять. А про остальное надо задавать вопросы администрации области.
- Понятно. То есть, вы собираетесь ставить спектакли с учетом возможностей залов в области, так?
- Так. Я решил условия этих площадок воспринять как творческую задачу – да, ставить спектакли с учетом, что там не будет достаточной высоты, не будет трюма под сценой, а будет только площадка и все. И вот сейчас мы начинаем репетировать два спектакля, премьеры которых состоятся в области. Они могут прийти в репертуар стационара, но позже. Первый – детский спектакль по стихам Барто, Маршака, Григория Остера, Олега Григорьева – такая российско-советская детская классика. Его поставит Александр Черкашин, актер и режиссер Молодежного театра, у которого есть большой опыт постановки детских спектаклей. Это будет спектакль-игра: не интерактив, но сочинение театральной истории в процессе спектакля. Второй – для взрослых. Я сознательно, учитывая аудиторию, беру комедийную драматургию: пьесу «Примадонны» Кена Людвига. Эта пьеса, кроме того, что она относится к разряду хорошо сделанных комедий – с ее интригами, неожиданными поворотами, она одухотворена театром. Речь идет о театре как о высокой координате жизни. Если нам с артистами удастся сговориться играть ее очень серьезно, не стремясь за гэгами, то должно получиться довольно изящно и смешно. Цель для меня – создать яркое театральное событие для неискушенного зрителя. И еще я преследую практическую цель – этот спектакль может приезжать в одно и то же место несколько раз.
- А кто же все-таки будет создавать визуальный образ – кто художник?
- В обоих случаях это штатный художник Театра ««На Литейном»» Анна Лаврова. Она профессиональный театральный художник, к тому же технолог по костюмам, работает в театре уже почти 20 лет.
- Две премьеры для области выйдут в октябре?
- В сентябре. Мы сейчас беремся и за два месяца выпускаем. Театр остро нуждается в выездном репертуаре. Это первое, о чем меня попросил Словохотов – нам нужно определенное количество спектаклей отыграть в области в третьем квартале. Это госзадание.
- А что будет выпущено непосредственно для стационара?
- А на стационаре в конце октября я планирую выпустить пьесу Эрика-Эмманюэля Шмитта, эскиз которой мы делали во время фестиваля Шмитта в Петербурге в Молодежном театре. Она только что издана на русском языке, и у меня есть право первой постановки в России, данное самим автором. Пьеса называется очень символично для нынешней ситуации в театре: «Если начать сначала…». В главной роли Вячеслав Захаров и Сергей Гамов. Я очень рад, что в центре спектакля будут такие яркие актерские индивидуальности.

Фото: Пресс-служба Театра "На Литейном"/Дарья Пичугина
- О чем история?
- В шестьдесят лет человек оказывается в некоем пространстве – таком летнем павильоне, в котором он был когда-то в молодости. На него падают часы – он на некоторое время теряет сознание, а когда приходит в себя, то видит, как мимо него пробегает он сам, но 25-летний, причем, как раз в тот день, когда он должен принять решение о своей судьбе и выбрать, в том числе, между тремя женщинами. Пожилого героя никто не видит, кроме его молодого двойника и бабушки, с которой он теперешний – одного возраста. Сначала для меня было загадкой, какие вопросы он решает в своем прошлом, если у него все так хорошо: жена, дети и научное признание. А потом понял, что его задачей было принять свою жизнь именно такой, какая она случилось, уйти от этого нашего извечного «а вот если бы я поступил иначе…». И это совпадает с той задачей, которая стоит сейчас у нашего театра. Мы сейчас пытаемся поменять историю, начать-то новое. Я очень благодарен труппе, что не встретил в коллективе ни одного колючего взгляда. Выжидательные – были, но без негатива. Мне одна актриса сказала: «Вас коллектив принял». Я ей ответил: «Чтобы меня принять, надо, чтобы мы вместе поставили два-три-четыре спектакля».
- Да нет, Сергей, эта актриса все-таки права. Она говорила, что вас коллектив принял по человеческим критериям. Про творческие пока действительно говорить рано, но без человеческого приятия о творчестве даже речи быть не может. Все претензии, которые до сих пор коллектив выдвигал и к Владимиру Дмитриевичу Словохотову, и к председателю комитета по культуре Ленобласти Наталье Геннадьевне Кононенко – это этические претензии. И то, что приказ о создании объединенной дирекции двух театров, впоследствии отмененный губернатором, был выложен во второй половине дня в последний рабочий день перед длинными майскими праздниками, и то, как повели себя названные личности, явившись на сбор коллектива без предупреждения и разговаривая на повышенных тонах, – это все грубейшее нарушение элементарных человеческих норм общения и неуважение к людям, которые работают в этом театре долгие годы. Театр выкладывал видео той первой встречи с новым руководителем в открытый доступ, поэтому я говорю не на основании слухов.
- Согласен, что этические нормы очень важны в театре. Всегда нужно помнить, что есть люди, которые работают в театре десятилетия, кто-то даже сорок лет и более, они строили этот театр, и не считаться с ними невозможно.
- Так что если труппа вам выдает некоторый кредит доверия, я вас поздравляю. Это неплохое начало. Есть ли еще какие-то художественные планы?
- Да, есть еще один проект. Владимир Баскин написал мюзикл «Остров капитана Блада» по пьесе Михаила Мишина, по роману, соответственно, Рафаэля Сабатини. И у Владимира Дмитриевича есть идея, чтобы премьера этого мюзикла, рассчитанного на молодежную аудиторию, прошла в Театре «На Литейном». А поставил бы его режиссер Алексей Серов, я с ним знаком еще по лаборатории Додина. Идея очень хорошая, я ее поддерживаю. Но этот проект осуществится только в том случае, если будет дополнительное финансирование.
- Вот уж что-что, а мюзикл точно дешевым быть не может.
- Это – да. Премьера мюзикла может случиться в декабре. Труппа в театре – одна из самых поющих и танцующих, так что в творческом плане все должно получиться.

Фото: Пресс-служба Театра "На Литейном"/Дарья Пичугина
- Понятно, что главное в театре – это премьеры, спектакли. Но в наше время всякий состоятельный в художественном плане театр – и в Европе, и в России – непременно ведет еще и смежную творческую работу: это взаимодействие с новыми авторами и молодыми режиссерами, разные проекты для привлечения в театр новой аудитории. Вы что-то такое планируете?
- Мне, например, очень нравится Камерная сцена, которая недавно появилась у театра. Мне очень симптатичен спектакль Игоря Ларина «Соната на троих» по сценарию Бергмана. Но я бы хотел, чтобы работа на этой сцене велась более активно. Есть огромное желание проводить читки и лаборатории – не боясь конкуренции ни БДТ, ни Новой сцены Александринки. Расширять поле взаимоотношений со зрителем необходимо.
- О какой, например, работе вы думаете, кроме читок новых пьес?
- Например, о поэтических вечерах, творческих встречах с людьми смежных к театру профессий, художественных дискуссиях. Также у меня есть предварительная договоренность, что в следующем году конкурс современной драматургии Северо-Западного региона «Ремарка», который базируется в Петрозаводске, но финальную часть проводит на выезде, проведет ее в Театре «На Литейном»: с читками и определением лауреатов. Сначала у меня была идея программы на 5 лет. В первое полугодие исследовать культурную жизнь Петербурга и России первого десятилетия XX века и в следующем полугодии, изучая второе десятилетие, поставить одну из пьес первого. И так за пять лет в репертуаре театра появилось бы пунктирная история драматургии XX века. По-моему, это было бы очень интересно.
- А у вас на сколько лет договор – на пять?
- Пока на три. Дальше покажет жизнь.
- Ну, в общем, три года – это нормальный срок, чтобы показать, на что человек способен. Во всех наших федеральных театрах договор с худруками тоже на три года заключается.
- Я понимаю, что должна быть некая эстетическая программа, представление о той художественной нише, которую доверенный мне театр должен занимать. Размышляя о такой нише, я подумал о том, что Театр «На Литейном» в связи со своими знаменитыми спектаклями – спектаклями Льва Додина, Камы Гинкаса, Григория Дитятковского, Анатолия Праудина, Александра Галибина, Григория Козлова, Геннадия Тростянецкого – он был первооткрывателем качества.
- Хорошо, что вы Тростянецкого вспомнили, потому время его руководства этим театром было не очень длинным, но стало прямо-таки отдельной, яркой страницей, праздником театральности в довольно мрачные 90-е.
- Ну да, я об этом и говорю. И еще. Почему я выбрал Шмитта? И почему после Шмитта я возьмусь за пьесу «Отцы и сыновья» ирландского драматурга Брайана Фрила? Потому что этих названий нет в городской афише. Мне хотелось бы, чтобы Театр «На Литейном» нащупал свою историю, и мы бы приглашали зрителей на премьеры текстов, на новые жанры, формы, стили. По совету Семена Яковлевича Спивака на роман Рубена Гальего «Белое на черном» и написал инсценировку. Пока не знаю, как делать этот спектакль, но понимаю, что в это путешествие я должен отправляться с артистами, которым я доверяю и которые доверяют мне.

Фото: Пресс-служба Театра "На Литейном"/Дарья Пичугина
- А существуют ли у вас планы по приглашениям режиссером со стороны?
- Есть договоренность о сотрудничестве с Романом Феодори, Глебом Черепановым, Полиной Стружковой, Евгением Ибрагимовым. А потом, я думаю, может, и Семен Яковлевич придет на постановку – ему я пока этого не говорил, но почему нет? А кроме того, в театре есть интересные пространства, которые тоже хочется оживить. Есть, например, замечательное фойе…
- Где, кстати, уже шли спектакли, как раз во времена Тростянецого.
- А на Камерной сцене хочется сделать спектакль для детей, где бы зрителей было всего 20.
- И бродилку какую-нибудь можно сделать – этот жанр теперь очень в моде, но возможности его неисчерпаемы.
- А рядом же еще Ахматовский дворик, Шереметевский дворец. Все это можно задействовать.
- Ну да, а я еще можно убрать машины из двора театра и сделать театральный дворик с театральный кафе, где бы игрались представления в жанре stand-up comedy.
- Ну, машины нам убрать никто не позволит, и это сможем обыграть.
- Для тех, кто знаком с репертуаром Театра «На Литейном», ясно, что не все спектакли из ныне идущих, можно назвать кондиционными. Это проблема всех без исключения театров – разве что у Додина таких нет. Вы собираетесь, что называется, чистить репертуар в ближайшее время?
- Нет, не собираюсь. Пока. Но планирую из достаточно разношерстного нынешнего репертуара вычленить какое-то ядро, которое соответствует той программе, согласно которой театр будет развиваться в ближайшее время. От этого будет зависеть афиша театра, настоящая и будущая. Должен быть некий коридор, в который по художественным критериям попадают одни спектакли и не попадают другие. Разумеется, могут быть и ответвления, и чем ярче они будут, тем лучше, но коридор должен быть.
- А вы могли бы как-то определить то направление поисков, тот коридор, о котором говорите?
- Мне бы хотелось говорить о человеке, о душе, о времени и находить современный язык.

Фото: Юлия Кудряшова
- Новых артистов приглашать собираетесь?
- Естественно, труппа будет пополняться молодыми актерами, потому что средний возраст артистов в данный момент высоковат.
- Мне кажется, что именно на Театр «На Литейном» хорошо бы легла история лабораторных поисков молодой режиссуры. Потому что с тех пор, как из города уехала Милена Авимская, Лаборатория ON.Театр как-то рассосалась. То есть, опыт показывает, что когда нет места, куда молодые режиссеры могли бы прийти и что-то показать, то и самих режиссеров как будто и не существует. А лучшие годы Театра «На Литейном» действительно связаны с экспериментами, с молодыми актерами и режиссерами. Потому что Роман Феодори, например, это уже не совсем молодой режиссер.
- Меня очень привлекает идея, чтобы каждую неделю в театре происходило что-то новое – читки, встречи, эскизы. Мне кажется правильным и здоровым достичь такой ситуации в театре, чтобы в его афише соседствовали постановка народного артиста России Александра Сергеевича Кузина, Романа Феодори и «Васи Иванова», которого мы еще не знаем, но чье имя город и, возможно, страна узнают, благодаря Театру «На Литейном».
Жанна Зарецкая, «Фонтанка.ру»

Куда пойти 4–6 апреля: Куда пойти 4–6 апреля: голос Бориса Рыжего, акварели в Русском музее, весна в Ботаническом, выставка Пикассо и уроки веселья от Хармса
Новости
15 марта 2025 - Великая симфония Дмитрия Шостаковича прозвучит в Петербургской филармонии
- 03 апреля 2025 - В Петергофе — технический пуск воды. Как сейчас выглядят фонтаны и скульптура после зимы?
- 02 апреля 2025 - «Меня заставили». Владимир Кехман рассказал, как поставил «Богему» в Михайловском театре
- 01 апреля 2025 - В квартире Введенских появится Музей ОБЭРИУ, там нашли рисунки
- 01 апреля 2025 - Книжный союз, Буквоед, Ozon, Литрес и MyBook назвали, что и зачем читали россияне в 2024 году
- 31 марта 2025 - «Петергоф» объявил даты пуска фонтанов и весеннего праздника
Статьи
-
02 апреля 2025, 14:17От обилия телепроектов апреля просто глаза разбегаются: «Актёрище» с Дмитрием Нагиевым, музыкальное драмеди «ВИА „Васильки“, спин-офф „Беспринципные в Питере“, а ещё тьма голливудских мега-премьер — от новых сезонов „Одни из нас“, „Рассказа служанки“ и „Чёрного зеркала“ до новинок вроде „Умираю, как хочу секса“ и балетного сериала „Этуаль“!
-
31 марта 2025, 18:14С началом весны музыканты просыпаются окончательно. В мартовском обзоре новых альбомов Дениса Рубина — индустриальный поп от Lady Gaga, возвращение ужасов The Horrors, нежданное «золото» от изобретателя эмбиента Брайана Ино, очередная продюсерская находка Ричарда Рассела, кочевое техно АИГЕЛ, солнечная простота Леонида Федорова, нежные песни Дианы Арбениной и идеальный поп ансамбля «Моя Мишель».