Нежная магия: к 80-летию народного артиста России Ефима Каменецкого

27 июля 2015, 14:01
Версия для печати Версия для печати

Сегодня отмечает 80-летие один из самых значительных петербургских артистов поколения мастеров – актер Театра им. В.Ф.Комиссаржевской Ефим Александрович Каменецкий.

Его актерская карьера начиналась в Пензе, потом – работа в Казани, Риге. И в Риге же – судьбоносная встреча с Игорем Петровичем Владимировым, приглашение в ленинградский Театр им. Ленсовета. Именно с этим театром связан стремительный творческий взлет артиста Ефима Каменецкого, его глубоко осмысленные, проработанные до графической тонкости образы в легендарных спектаклях Владимирова «Люди и страсти», «Преступление и наказание», «Укрощение строптивой» и других. С 1987 года Ефим Каменецкий служит в Театре им. Комиссаржевской. Но, на какую бы сцену ни выходил актер Каменецкий, везде проявляется его великий дар – предельное растворение: в героях, в партнерах, в ткани спектакля, способность с поистине уникальным бескорыстием отдавать себя всему, что служит гармонии целого. И тут срабатывает один из главных парадоксов театрального искусства: все, что отдал, то – твоё. Многоплановые, многогранные, неоднозначные герои словно обретают неисчерпаемость за счет множества связей со всем и всеми, кто их окружает. Актер подробнейшим образом выстраивает эти связи, и не вступить с ним в диалог ни партнерам, ни зрителям не представляется возможным. Это и есть настоящее зрительское счастье – попадать в круг профессионального внимания артиста, вести с ним содержательный и продолжительный внутренний диалог, который не заканчивается с выходом из зала. За эти диалоги артиста хочется благодарить снова и снова. И это уже вопрос не только таланта – Каменецкий является одним из самых ревностных хранителей негласной театральной этики. Персонажи Каменецкого могут быть остро-комичными, а могут – утонченно-нежными, трогательными, но никогда актер не может себе позволить демонстративной игры на публику, того, что называется перетягиванием на себя одеяла.

Ефим Каменецкий в премьерном спектакле
Ефим Каменецкий в премьерном спектакле "Бесконечный апрель"

И отдельно стоит сказать о человеческих качествах Ефима Каменецкого – о его скромности, сдержанности и мужестве. Несмотря на перенесенную сложную операцию, он встретил юбилей премьерой, сделав подарок еще и зрителям (что совершенно в его репертуаре). В спектакле «Бесконечный апрель», поставленном Иваном Латышевым, Каменецкий появляется героем, который в последние перед смертью дни проживает ключевые эпизоды жизни, самые важные встречи и события. Пробелы драматургии актер умудряется заполнить острыми и предельно нежными переживаниями, буквально взрывающими память абсолютно каждого человеку, сидящего в зале: это чувство матери и связанные с ним ощущения тепла, дома, надежности, защищенности маленького человека в огромном мире, это чувство боли от обманутой веры в близкого человека, это чувство случайной близости без продолжения, которое терзает много лет то ли как нереализованная возможность другой жизни, то ли как свидетельство собственного малодушия, и многие-многие другие нюансы, которые вдруг оборачиваются разгадками безотчетных тревог. Эти откровения героя Ефима Каменецкого на грани двух миров демонстрируют и еще одно редчайшее качество актера: чувство меры и вкуса, способность пройти по тонкой эмоциональной линии, нигде не оступившись ни в спасительную мелодраму, ни в нарочитую театральность. И именно поэтому ценность таких откровений – откровений старика, встретившегося у последней черты с собой-ребенком – приравнивается к ценности пророчества.

Народный артист России Ефим Каменецкий
Народный артист России Ефим Каменецкий

О том, что не всегда увидишь из зала, и о тех спектаклях, которые давно уже стали достоянием истории, в день рождения Ефима Каменецкого говорят очевидцы:

Народный артист России Борис Соколов, партнер по Театру им. Комиссаржевской:
– На сцене с ним очень хорошо: спокойно и гармонично. И, как мне кажется, на сцене он решительнее, увереннее, чем в жизни. Он умный актер и очень внимательный человек, он больше других видит и больше знает. Я ему желаю одного – здоровья, здоровья, здоровья. В конце концов, мы живем в театре, и театр – это и жизнь, и разумное волшебство – всё вместе.

Виктор Новиков, художественный руководитель Театра им. Комиссаржевской:
– В своей жизни я не встречал таких скромных людей, таких тружеников, которым ничего не надо – только работать в театре, играть роли, любить своих близких, отдаваться полностью тому делу, как это ни громко прозвучит, которому ты служишь – а он действительно подлинно служит театру. Ему совсем не надо этих наград, привилегий, различного рода «отметин» – и это не кокетство и не поза: это такое внутреннее состояние, которое характеризует подлинность человека.

Надежда Таршис, театральный критик, профессор СПбГАТИ:
– Ефим Каменецкий – большой актер. Таких мало. От его работ остается длительное послевкусие, продолжает звучать благородная нота душевной неуспокоенности, живой мысли. В спектакле Театра имени Ленсовета «Последний отец» по пьесе Дворецкого от его героя было невозможно оторваться – зал от мала до велика был им словно усыновлен. А его работа в знаменитых «Людях и страстях»? Сложный сплав: ужас перед сынишкой – готовым доносчиком, брезгливость нормального человека, и ирония артиста, играющего Брехта. Это то, что остается жить в памяти, составляет реальную историю театра – так же, как его филигранная работа в «Преступлении и наказании», где ёрничество Порфирия Петровича отдавало горечью… Значителен Ефим Каменецкий и позже, в Театре им. В.Ф.Комиссаржевской: в «Андорре» Фриша, «Колыме» Дворецкого, «Днях Турбиных» и «Чичикове» Булгакова… Его появление на сцене всегда задает высокую планку профессионализма.

Заслуженная артистка России Валентина Панина, актриса Театра им. Комиссаржевской:
– Я шла на спектакль «Бесконечный апрель» с тревогой, волновалась ужасно, зная проблемы Ефима Александровича, из-за которых люди иногда опускают руки, уходят из профессии. А он все время находится в тренинге – работает над голосом, по-прежнему много читает, изучает, смотрит. Первое слово, которое он сказал в спектакле – «Мама!...» – и всё, что есть во мне из детства, любви – всё всколыхнулось нежностью невероятной, и я смотрела на одном вздохе. А дальше пошел набор состояний личных, и от его глаз лучистых, пронизывающих было не оторваться…

Жанна Зарецкая, «Фонтанка.ру»

 

 

 

«Прокофьев, к счастью для этой музыки, после 1937-го года сам не писал свои партитуры»

Мировая премьера двух сочинений Сергея Прокофьева состоится 9 декабря на сцене Академической Капеллы. О том, где находились все это время ноты, кто их восстановил, и что это за музыка, «Фонтанка» узнала у дирижера Антона Лубченко — художественного руководителя Фестиваля имени Станислава Горковенко, в рамках которого пройдет концерт.

Статьи

>