Лепы и клёвы эти обновы: Русский музей выставил новейшие приобретения

В Корпусе Бенуа открылась выставка новых поступлений в Русский музей, датируемых 1998-2014 годами. Корреспондент «Фонтанки» посмотрел на приобретения и убедился, что экспозиция меньше всего похожа на отчет «для галочки». Все вышло очень интересно: два-три часа, необходимые для вдумчивого знакомства с экспонатами, пролетят незаметно.
Всего за минувшие годы в фонды музея поступило около 25 тысяч произведений самых разных жанров. И, конечно, в корпусе Бенуа выставлена очень малая их часть. Посетители увидят самое-самое. То, что производит впечатление само по себе. А также экспонаты, на которых взгляд человека со стороны может не особо задержаться, но приводящие в восторг профессионалов.
Экспозиция четко структурирована. В северном крыле корпуса Бенуа сосредоточены приобретения, относящиеся к «классическому», дореволюционному периоду. В залах южного крыла представлен период русского искусства, начинающийся с 20-х годов прошлого века и до наших дней.
Встречают посетителей великолепные образцы живописи 18 – первой половины 19 века. Два шедевра являются предметом особой гордости экспертов. Это редчайшее «Распятие» кисти Владимира Боровиковского и «Портрет неизвестной молодой женщины» Дмитрия Левицкого. Сюда же отнесем «Портрет девочки с розой в руке» неизвестного художника, датируемый 1740-ми годами, а также хорошую подборку россики – произведений зарубежных мастеров, творивших в это время в Российской империи. Особенные эмоции вызывает «Умирающая Клеопатра» Поля Барбье – такой образец сочетания возвышенности и наивности сложно отыскать.
Зал древнерусского искусства привлекает деревянной скульптурой Параскевы Пятницы (начало 15 века) – уникальным предметом религиозной пластики – и собранием произведений древнерусского ремесла. Выставленные амулеты, кресты, украшения и предметы декора относятся еще к домонгольскому периоду.
Основными точками притяжения раздела, посвященного живописи второй половины 19 – начала 20 века, стали работы Ильи Репина, Станислава Жуковского, Сергея Судейкина, Петра Уткина, Анны Остроумовой-Лебедевой. Репинскому «Портрету военного» (1916 г.) отведено особое место в развеске – картина венчает экспозицию северного крыла корпуса Бенуа. Полотно приехало из нью-йорской ABA Gallery. Изображение юного воина исполнено романтики и трепетности, напоминающей о скоротечности жизни – особенно, если кругом война. Разумеется, Репин не был бы самим собой, если бы не обрезал фигуру модели самым нелепым образом, на что сетовала еще княгиня Мария Тенишева – просветительница предреволюционной России, сама неоднократно позировавшая художнику. К счастью, проникновенности у картины от этого «фирменного штриха» создателя не убавилось.
Специалисты не скрывают восторга от приобретения работ художников круга «Голубой Розы». Картины Сергея Судейкина «Мифологическая сцена» и Петра Уткина «Осенний пейзаж» наилучшим образом заполнили лакуну в собрании музея: русский символизм здесь всегда желанен. Также обратим особое внимание на автопортрет Роберта Фалька, угольный автопортрет Михаила Врубеля и «Интерьер с собакой» Остроумовой-Лебедевой – редкий для художницы пример жанровой живописи.
Гарантированный интерес публики вызовут шишкинский «Полдень в окрестностях Москвы», «Пейзаж с деревом» и «Женщина в восточной одежде» Павла Филонова, «Пейзаж» Михаила Нестерова, а также натюрморт с гранатами Бориса Кустодиева и вездесущий, непотопляемый Айвазовский со своими видами Константинополя и Судака.
Представленное на выставке искусство 20-30-х годов, сложное и взрывное, как сама эпоха, способно расшевелить всякого. Можно добрых полчаса простоять перед минималистичным «Полем» Эдуарда Криммера, да так и не насмотреться. Насыщенные мазки придают картине объем и рельеф – знаменитый иллюстратор детских книг и художник по фарфору создал на небольшом холсте настоящий шедевр. Дух времени ощущается в «Цыганках» Юрия Васнецова, «Двух художницах» Татьяны Глебовой и многослойном, многосмысловом «Портрете Николая Ремизова с женой» работы Бориса Григорьева.
Пути современной живописи и объектов актуального искусства в академическое собрание сложны. Здесь в основном можно рассчитывать на пополнение фондов, благодаря выставочным проектам и подношениям художников и их наследников. Много пробелов, которые неизбежны даже в такой грандиозной коллекции, как коллекция Русского музея, заполнили дары братьев Ржевских, а также других коллекционеров и галеристов. За советский авангард отвечают «Полнолуние» Михаила Шварцмана и «Не рыдай надо мной, мама» Элия Белютина. Представлен огромный пласт «социальной» живописи 70-90-х годов. Взрывную смесь гротеска, мистики и «иконного» письма представляет собой работа Алексея Смирнова «Похороны кормильца» – ярчайший пример неофициального советского искусства.
Большое удовольствие доставляет знакомство с приобретенными Русским музеем арт-объектами, относящимися к новейшим течениям. Вот Олег Васильев размышляет на холсте над «Завтраком на траве» Клода Моне. Забавной парочкой представлен проект «Любовь» Натальи Турновой – жаль, не придется сфотографироваться на фоне светящихся гуманоидов, запрещено. Есть и множество других приобретений – очевидных и не очень, рассматривая которые полагаешься только на чутье экспертов, их отбиравших.
Разумеется, к выставке можно предъявить большую претензию – которая, впрочем, вполне комплиментарна. Глаза разбегаются настолько, что после живописи совсем не остается сил для изучения печатной графики и редчайших изданий, поступивших в фонды Русского музея. Несколько больше повезло скульптуре – объём все-таки имеет значение. Здесь несомненный хит – работа Константина Симуна «Маршал Г.К.Жуков – победитель», изображающая «народного» полководца в виде кентавра, обороняющегося щитом с головой Сталина впереди.
Все увиденное подводит к очевидному выводу: пропустить выставку новых поступлений будет опрометчивым шагом. Конечно, здесь не обошлось без экспонатов, которые вполне могут погрузиться в фондовые глубины и показываться на свет божий только по особым случаям. Но большинство из них наглядно указывают – или предсказывают – пути развития коллекции Русского музея.
Евгений Хакназаров, «Фонтанка.ру»

Куда пойти 4–6 апреля: Куда пойти 4–6 апреля: голос Бориса Рыжего, акварели в Русском музее, весна в Ботаническом, выставка Пикассо и уроки веселья от Хармса
Новости
15 марта 2025 - Великая симфония Дмитрия Шостаковича прозвучит в Петербургской филармонии
- 03 апреля 2025 - В Петергофе — технический пуск воды. Как сейчас выглядят фонтаны и скульптура после зимы?
- 02 апреля 2025 - «Меня заставили». Владимир Кехман рассказал, как поставил «Богему» в Михайловском театре
- 01 апреля 2025 - В квартире Введенских появится Музей ОБЭРИУ, там нашли рисунки
- 01 апреля 2025 - Книжный союз, Буквоед, Ozon, Литрес и MyBook назвали, что и зачем читали россияне в 2024 году
- 31 марта 2025 - «Петергоф» объявил даты пуска фонтанов и весеннего праздника
Статьи
-
02 апреля 2025, 14:17От обилия телепроектов апреля просто глаза разбегаются: «Актёрище» с Дмитрием Нагиевым, музыкальное драмеди «ВИА „Васильки“, спин-офф „Беспринципные в Питере“, а ещё тьма голливудских мега-премьер — от новых сезонов „Одни из нас“, „Рассказа служанки“ и „Чёрного зеркала“ до новинок вроде „Умираю, как хочу секса“ и балетного сериала „Этуаль“!
-
31 марта 2025, 18:14С началом весны музыканты просыпаются окончательно. В мартовском обзоре новых альбомов Дениса Рубина — индустриальный поп от Lady Gaga, возвращение ужасов The Horrors, нежданное «золото» от изобретателя эмбиента Брайана Ино, очередная продюсерская находка Ричарда Рассела, кочевое техно АИГЕЛ, солнечная простота Леонида Федорова, нежные песни Дианы Арбениной и идеальный поп ансамбля «Моя Мишель».