
Не нравится армия — будешь инженером

Отечественное кино, в последние годы поднаторевшее в военно-глянцевом патриотизме, получило новый заказ – да не от кого-нибудь, а от первого лица. На повестке дня — пропаганда достижений отечественных ученых и инженеров. Заказ был озвучен на молодежном форуме «Территория смыслов», который проходит во владимирской деревне Дворики.
Выступавший на форуме Владимир Путин высказался о том, что в нашей стране «мало пока продуктов в масс-медиа и кинематографе, которые говорили бы о тех людях, чья работа крайне нужна стране». Также президент отметил, что «если государство хочет видеть успех на каком-то направлении, то оно должно создавать стимулы для людей, которые могли бы заняться нужным для государства видом деятельности», а затем констатировал возрастание интереса молодого поколения к инженерным специальностям: на одно такое место в вузе приходится четыре заявления. Но этого недостаточно. И кинематографу стоит приложить все усилия для решения возникшей проблемы, соблазняя обдумывающего житьё зрителя инженерно-конструкторской, а также IT-деятельностью. Злая ирония истории состоит в том, что в Российской империи профессия инженера была одной из престижнейших. Именно эти люди, наряду с добывавшими средства предпринимателями, развивали промышленность и другие сферы российской экономики, добившись колоссальных успехов.
Этого задела, а также привлечения зарубежных специалистов, хватило на индустриализацию страны и победу в Великой Отечественной. В советские послевоенные годы все пошло иначе. Инженеры (кроме военных специалистов) из производственной элиты созидателей превратились в рядовые винтики с предсказуемо невысокой зарплатой и без особых перспектив. «Было у отца три сына: двое умных, а третий — инженер», – гласила популярная в застойные годы поговорка.
Развал СССР привел к тому, что даже в военно-космической сфере с профильными специалистами у нас дела обстоят ахово. И без помощи творческой интеллигенции не обойтись. Но и она уже не та: есть опасение, что режиссеры попадутся в ловушку рецептов, проверенных временем. Ведь советское кино уже пропагандировало пользу и нужность интеллектуального труда на благо Отчизны. Рассмотрим на конкретных примерах, как это было.
«Александр Попов» (1949) и «Жуковский» (1950)
Послевоенные годы — эпоха пресловутого «сталинского малокартинья». Всего двенадцать картин в год — но чтобы каждая непременно была идеологически выверенным шедевром. Такая установка, сформулированная И.В.Сталиным, конечно же, имела огромный мотивирующий эффект. Два биографических фильма – об изобретателе радио и авиаконструкторе – полностью укладываются в клише: самоотверженный труд — борьба с косными царскими чиновниками — успех наперекор всему. Группа создателей «Александра Попова» получила Сталинскую премию 2-ой степени — их вклад в противостояние двух миров на тему «Попов или Маркони?» был весом.

Фото: кадр из фильма "Жуковский" (1950)
Фильм (цветной!) про основоположника современной аэродинамики Николая Жуковского продолжал тему «Все выше, выше и выше», прибавляя популярности как профессии авиаконструктора, так и смежным с ней специальностям.
«Девять дней одного года» (1961)
«Девять дней одного года» (1961). Одна из знаковых лент периода оттепели, когда, сменяя летчиков, ряды героев пополняют космонавты и ученые. И без того популярнейшие физики предстают с самыми что ни на есть человеческими лицами, олицетворяя «парней с нашего двора», которые поставили перед собой цель, окончили вузы и теперь занимаются ядерными процессами. Не обошлось без сложного выбора — продолжить научные изыскания или сберечь здоровье? Выбор для советского человека очевиден.
«Гиперболоид инженера Гарина» (1965)

Фото: кадр из фильма "Гиперболоид инженера Гарина" (1965)
Вроде бы экранизация романа Алексея Толстого и не пропагандирует напрямую значимость инженерного труда. Зато большое внимание уделяется нравственной стороне дела. Не будет тебе счастья, если мечтаешь о личной славе: присвоишь чужую идею, сбежишь за рубеж, но все равно тебе каюк — такие долго не живут. И никакой ленинградский угрозыск тебе не поможет. Великолепная актерская работа Евгения Евстигнеева.
«Иду на грозу» (1965)

Фото: кадр из фильма «Иду на грозу» (1965)
Первая экранизация одноименного романа Даниила Гранина. Два друга-физика изучают грозу. Но студенческая дружба дает трещину: один из героев готов пренебречь принципами. Мораль — не ищи легких путей, наши люди так поступать не должны.
«Укрощение огня» (1972)
Неофициальная кинобиография Сергея Королева привлекла к себе повышенное внимание и прославила однажды и навсегда ленинградского артиста Кирилла Лаврова — фильм впервые рассказывал про засекреченное советское ракетно-промышленное производство. Лента согласовывалась на самом верху, в правительстве СССР, и получилась весьма пафосной. Правда, из этого пафоса выпала такая деталь из жизни главного конструктора, как попадание под каток сталинских репрессий.
«Иван Васильевич меняет профессию» (1973)

Фото: кадр из фильма "Иван Васильевич меняет профессию"
Один из немногих примеров в советском кино появления в главной роли инженера без явных нравственных проблем и прочих моральных примочек (если не считать мнимого развода с супругой и покупки транзисторов у спекулянта). Шурик Тимофеев в исполнении Александра Демьяненко, конечно, лопух и недотепа. Зато настоящий изобретатель и без убийственно верных речей в кадре. За то и любим до сих пор.
«Выбор цели» (1974)

Фото: кадр из фильма "Выбор цели" (1974)
Фильм рассказывает о советских создателях атомной бомбы во главе с Игорем Курчатовым и Абрамом Иоффе и их заокеанских коллегах — Роберте Оппенгеймере и Вернере Гейзенберге. Ученым, работающим на США, разумеется, плевать на дело мира. А вот наши предаются рефлексиям и с трудом расстаются с идеалами гуманизма — не корысти ради, а из-за капиталистических поджигателей войны.
«Поэма о крыльях» (1979)
Два авиаконструктора, когда-то работавших вместе. Один наш — Андрей Туполев, другой — эмигрант Игорь Сикорский, который, как и его коллега, добился впечатляющих успехов. Но вне родины, как известно, все тоска и тлен. Поэтому в финальной сцене Сикорский выглядит жалким побежденным, ударившимся в религию.
«Призрак» (2015)
Пример из нового российского кино. Федор Бондарчук создал привлекательный образ авиаконструктора, вынужденного бороться за свой проект даже после гробовой доски. Попутно он помогает несуразному подростку избавиться от комплексов и познать жизнь. Лента, лишенная идеологического фарша, имела определенный успех у зрителя и представила технического специалиста в позитивном контексте.
Итак, мы видим, что в подавляющем большинстве случаев отечественное кино подходило к проблеме серьёзно, живописуя тернии непременных лишений, производственных тягот и нравственных мук. По непонятным причинам совсем нет наших картин, делающих привлекательным образ айтишника (не принимать же во внимание ленту 2006 года «Хоттабыч» с главным героем-хакером). Не то в Голливуде: любой мало-мальски завалящий блокбастер сам по себе является гимном новым технологиям и людям, ими владеющим. Навскидку несколько названий: «Назад в будущее», «Газонокосильщик», «Пароль «Рыба-меч», «Внутреннее пространство», «Пираты Силиконовой долины», «Социальная сеть». На подходе байопик «Стив Джобс» с Майклом Фассбендером в роли отца-основателя Apple. Акцент — на успех, заслуженные почести и приятное окружение: расхожей стала фраза о том, что если вашим коллегой окажется специалист по ядерной физике, то это, скорей всего, будет длинноногая чаровница с внушительным бюстом и в облегающем недлинном одеянии. Стоит ли после этого удивляться успехам профориентации по-американски?
Наверное, именно голливудские приёмы стоит перенять российским творцам, которые будут выполнять наказ президента. Но, думается, в озвученной стратегии стимулирования инженеров и айтишников изначально допущена досадная ошибка. Пропаганда — это хорошо, но когда еще эти будущие инженеры выучатся! Между тем, космические аппараты отказывают на взлете уже сейчас, да и военные самолеты падают в шестой раз за шесть последних недель. Видимо, нужны еще какие-то стимулы — дополнительно к хорошему (надеемся) кино.
Евгений Хакназаров, «Фонтанка.ру»

Куда пойти 4–6 апреля: Куда пойти 4–6 апреля: голос Бориса Рыжего, акварели в Русском музее, весна в Ботаническом, выставка Пикассо и уроки веселья от Хармса
Новости
15 марта 2025 - Великая симфония Дмитрия Шостаковича прозвучит в Петербургской филармонии
- 03 апреля 2025 - В Петергофе — технический пуск воды. Как сейчас выглядят фонтаны и скульптура после зимы?
- 02 апреля 2025 - «Меня заставили». Владимир Кехман рассказал, как поставил «Богему» в Михайловском театре
- 01 апреля 2025 - В квартире Введенских появится Музей ОБЭРИУ, там нашли рисунки
- 01 апреля 2025 - Книжный союз, Буквоед, Ozon, Литрес и MyBook назвали, что и зачем читали россияне в 2024 году
- 31 марта 2025 - «Петергоф» объявил даты пуска фонтанов и весеннего праздника
Статьи
-
02 апреля 2025, 14:17От обилия телепроектов апреля просто глаза разбегаются: «Актёрище» с Дмитрием Нагиевым, музыкальное драмеди «ВИА „Васильки“, спин-офф „Беспринципные в Питере“, а ещё тьма голливудских мега-премьер — от новых сезонов „Одни из нас“, „Рассказа служанки“ и „Чёрного зеркала“ до новинок вроде „Умираю, как хочу секса“ и балетного сериала „Этуаль“!
-
31 марта 2025, 18:14С началом весны музыканты просыпаются окончательно. В мартовском обзоре новых альбомов Дениса Рубина — индустриальный поп от Lady Gaga, возвращение ужасов The Horrors, нежданное «золото» от изобретателя эмбиента Брайана Ино, очередная продюсерская находка Ричарда Рассела, кочевое техно АИГЕЛ, солнечная простота Леонида Федорова, нежные песни Дианы Арбениной и идеальный поп ансамбля «Моя Мишель».