Почему они не улыбаются?

15 июля 2015, 11:33
Версия для печати Версия для печати

В Музее Анны Ахматовой в Фонтанном Доме открылась выставка старинных и просто старых фотографий «Бутафорское счастье». Не черно-белые, а коричнево-желтоватые, с надломами, надорванные и подклеенные, давно-давно пережившие тех, кто на них изображен. Сейчас уже не понять, что было в голове тех двух дам (конец ХIХ века) в модных огромных шляпах, решивших запечатлеть себя в аэроплане – бутафорском, неправдоподобно мелком. Сейчас бы мы сказали, что выглядят они по-дурацки; тогда это было категорически всерьез.

По сравнению с живописью фото, должно быть, казалось бы, правдивее; конечно, играли светом и тенью, но все же лицо было таким, какое, как говорится, бог дал. Что есть то есть. И вот эта правда удивительным образом соседствовала с абсолютной липой фона. Лебеди какие-то, дворцы с колоннами. От этой наивности сердце щемит. О чем думали два молодых человека (начало ХХ века), погрузивших себя в нарисованную карету, запряженную нарисованным львом? Вообще, о чем думали все эти люди, позировавшие на фоне очевидно поддельном – например, две подруги в зимней красноармейской форме – а сзади пальмы и цветы? Верх правдивости в этом ряду – пожалуй, молодой парень (наверное, начало ХХ века) с велосипедом – тоже на фоне кипарисов и еще черт те чего; но есть одна деталь: у парня отчаянно грязные ботинки. Он действительно приехал на велосипеде, это действительно его боевой конь.

Экспозиция «Бутафорское счастье» (кто-то отметил, что название очень грустное, но красивое) – продолжение одноименного фотоальбома. Он вышел в этом году в митьковском издательстве «Красный матрос». Как говорит создатель и бессменный предводитель «Красного матроса» Михаил Сапего, когда-то его подтолкнул к собиранию старых фотографий «с участием бутафории» коллекционер Сергей Морозов, тот потом подостыл – а вот Сапего напротив, «стал пламенно и нудно собирать». На выставке фотографии снабжены текстами известных фотографов, художников и писателей – этакими эссе на тему.

«Почему они не улыбаются – почти никто?», – задается вопросом писатель Сергей Носов. Это отмечают многие. Они действительно не улыбаются. Редкое исключение – парень лет двадцати уселся на маленькую деревянную лошадку (непременный инструмент для детских фото в старых фотосалонах) задом наперед и схватился за хвост. И уже можно догадаться, что парень незаурядный: в фотосалон сходить – не гроши стоит, из этого настоящий ритуал делали, а он, вместо того чтобы «сделать красиво», вот так выпендрился.

Но все же – почему не улыбаются? Та формация фотографов еще не приказывала клиентам говорить «сыыыыр» или что-то в этом роде? У них еще не было секретного оружия, которое употребляют нынешние фотографы при съемке какого-нибудь трудового коллектива (а именно: некоторые неожиданно выкрикивают «ж…!» – и скованные участники фотосъемки тут же расслабленно хохочут).

Писатель Андрей Дубровский напоминает: на той технике выдержка длилась несколько десятков секунд, мало какая улыбка за такое время не деревенела и не таяла. Но все равно: это не просто серьезные лица – у большинства лица с серьезностью, которую принято называть звериной. С таким видом они сидят за столиком, уставленным алкогольными напитками. С такой звериной серьезностью мужчина вцепился в руль нарисованного автомобиля. Ну и что, что товарищ, сфотографированный в роли пассажира, почему-то с перебинтованным ухом – он так же сосредоточен и серьезен. Скажите, вам придет в голову идти фотографироваться с явной травмой? Ну, если это, конечно не милиция, и не снятие доказательства нанесенных вам побоев.

Ирина Дудина, художник, излагает: человеку, пришедшему в фотосалон, нужен был «не просто вид себя со стороны, желательно в наилучшем образе, но и встроенность себя в народ, в его требования и чаяния». Народ требовал и чаял, чтоб все были моряки и летчики. А хотели они себя видеть, как получается, на аэропланах. Где даже надпись сделана серьезно. Скажем, «Привет из Ленинграда.». Да, не восклицательный знак. Из Ленинграда – и точка. Это вам не откуда-нибудь. Это – факт биографии.

Бутафория – «то, что сиюминутно превращало наших вполне земных предков в удачливых охотников, лихих шоферов, отважных пилотов, ловких наездников…», – поясняют создатели выставки. И можно сколько угодно прикалываться над практически детсадовской наивностью предков, но, как ни крути, а прав художник Виктор Тихомиров: если послать фото себя на аэроплане деревенских родственникам – это очень круто получится.

«Собственно говоря, что мы видим на сохранившихся фотоснимках – это праздничная церемониальная композиция, статичная театральная постановка. А какой же театр без декораций, без бутафории?», – рассуждает Дмитрий Горячев, фотограф (составитель альбома и один из организаторов выставки).

Бриллиант коллекции: нарядные дети лет трех-четырех, мальчик и девочка, на фоне сказочного дворца и могучих деревьев, вдали борется с волнами корабль, гипотетических пассажиров которого не может не тошнить. Так и видится, как этих двоих наследников с утра подняли, как долго мыли и наряжали, как долго вели в фотосалон, как говорил «ты встань там, а ты тут… нет, поменяйтесь… нет, давайте как сначала встали». Почти уверена, без слез не обошлось. В результате мы имеем на фоне сказочной картины двух детишек с выражением лиц молодогвардейцев в самые трагические минуты их жизни. Абсолютно честное выражение.

Кто-то из участников проекта почему-то вспомнил принятую Англии в викторианскую эпоху жуткую моду на посмертные фото – фотографировать мертвых как живых: наряженных, за бытовыми сценками. Но ведь и этих наших живых уже нет в живых. И мы вот смотрим на них, сродняемся с ними, умиляемся и ухмыляемся. Как, наверное, и наши потомки будут потешаться над нашими селфи.

Продлится до 31 июля

Анастасия Долгошева, специально для «Фонтанки.ру»

Драматург, рыцарь, один из символов британского театра — кем был ушедший Том Стоппард

Том Стоппард (Томаш Штраусслер при рождении), британский драматург, умер 29 ноября 2025 года. Весь мир пытается осмыслить потерю, вспоминает его работы. Так кем же он был и что привнес в мир?

Статьи

>