Не будите спящего маньяка: «Трубадур» Чернякова в Михайловском
Одним из финальных аккордов уходящего сезона в Михайловском театре стала постановка оперы Джузеппе Верди «Трубадур» Дмитрием Черняковым. Режиссер, входящий в круг самых известных и успешных мировых оперных постановщиков, представил свое видение вердиевского шедевра в 2012 году, в бельгийском королевском театре «Ля Моннэ». Премьера выдалась шумной, и Владимир Кехман, пригласив на свою сцену европейский хит, совершил очередной безошибочный репертуарный ход.
К опере с одним из самых «рыхлых» либретто Черняков подошел предметно и, что называется, камерно. Решительно расправившись с массовыми сценами и убрав хористов с глаз долой, режиссер рассказывает нам максимально сконцентрированную историю, действие которой сосредоточено в замкнутом пространстве мрачного дома, освещаемого зловещим светом макабрических светильников, отражающихся в ряде зеркал.
Без поясняющих титров не обойтись: из них зрители узнают, что, вопреки привычному сценарию, никто из главных героев оперы не погиб. И вот, спустя годы, Азучена (венгерская меццо Ильдико Комлоши) – ныне роскошная дама с признаками благородного увядания – собирает действующих лиц с целью расставить все точки над «i» путем реконструкции давних драматических событий. Ах, как опасна оказалась ее игра!
Но пока, в первом действии, все проходит чинно, почти интеллигентно. Как в повестях Агаты Кристи про мисс Марпл: зло рядом, но его не видно из-за забрала солнечных очков Леоноры (Татьяна Рягузова), оно прячется за уютным кожаным диваном, от него отвлекает огромная шкатулка с цыганскими украшениями и пижонский «змеиный» пиджак Манрико (Нажмиддин Мавлянов). Граф ди Луна (американский баритон Скотт Хендрикс) превратился в типичного выпивоху-босса средней руки, а начальник его стражи Феррандо (Джованни Фурланетто) предстает в виде придирчивого суетливого старикашки. Это если и злодеи, то карикатурные, невзаправдашние – с такими вполне безопасно и даже забавно «поиграть в мафию» по правилам, мягко, но неуклонно предлагаемым Азученой.
Похоже, непривычная мизансцена и специфическая режиссерская трактовка сбивают с толку и ритма как публику, так и исполнителей, которым приходится пропевать не только свои арии, но и текст второстепенных персонажей. Ильдико Комлоши так и не дождалась аплодисментов после коронной арии «Stride la vampa!», а Татьяна Рягузова с заметной скованностью исполнила хрестоматийную каватину «Тасеа la notte placida».
Впрочем, автор этих строк не удивился бы, если б узнал, что некоторая скомканность первых картин оказалась прописана Черняковым в драматургических целях. Чем ближе развязка, тем гуще и темнее краски, тем глубже погружаются в водоворот событий герои, увлекая за собой в кружащий голову омут и зрителей. Почти мгновенный переход от старого доброго и почти комичного детектива к кровавому голливудскому триллеру приурочен к антракту. Хрестоматийная жестокая схватка Манрико с графом ди Луна у стен монастыря трактуется на сцене как получение пьяным дебоширом пинков от трубадура. Но вот внутренние барьеры тщедушного и почти затравленного лузера ди Луна сносятся и перед нами – кровожадный и доведенный до умоисступления маньяк. Он срывает парик с доселе царственной Азучены, отчего та становится похожей на пришибленную ворону в богатом оперении, и вплоть до развязки держит под прицелом пистолета своих собеседников, превратившихся в заложников.
Дальше все протекает еще стремительней и ужасней. Первой, устрашающей жертвой становится Феррандо – и это немотивированное убийство парализует остальных. Прежде всего – Азучену, которая превратилась из хозяйки положения в безвольную куклу и своей беззащитностью связывает руки Манрико, которому тоже суждено пасть от пули маньяка. Леоноре таки придется испить яду, а граф ди Луна, который кончает с собой, попав в тупик, куда он сам себя загнал, падает на пол в диких корчах. Волей режиссера Азучене суждено единственной остаться в живых и пропеть финальную реплику, что называется, «на разрыв», поставив леденящую точку в этой истории.
Без сомнения, постановку в Михайловском можно назвать острорежиссерской. Это чисто черняковская история, соприкасающаяся с оригиналом разве что в деталях («Что это за шум оружия?» – пропевает Леонора, в то время как разъяренный психопат ди Луна взводит пистолет у ее виска). Да, что-то Черняковым подмечено у Агаты Кристи, что-то позаимствовано у Тарантино. Но в итоге мы получили настоящий оперный хоррор, который, как и все доселе небывалое на оперной сцене, притягателен безумно. Впрочем, не останутся в накладе и «традиционалисты»: солисты по ходу действия распеваются и в финале уже попросту неистовствуют (а приглашенный из «Стасика» Нажмиддин Мавлянов так и вовсе блистает), великолепен невидимый хор Михайловского театра и привычно высокую планку задает маэстро Михаил Татарников со своим оркестром. Добавлю, что Скотт Хендрикс и Джованни Фурланетто достались нам из оригинальной бельгийской постановки. Так что можно слушать и не открывать глаз, если таким уж страшным кажется то, что происходит на сцене.
Евгений Хакназаров, «Фонтанка.ру»
Богатые тоже горюют: сезон в Александринке открылся премьерой Богомолова
Новости
- 09 сентября 2024 - «Звери» все-таки выступят на Дворцовой — с Майдановым, Хабибом и Карауловой
- 08 сентября 2024 - Картина Педро Альмодовара взяла главный приз в Венеции
- 06 сентября 2024 - Премьеру фильма о Борисе Рыжем отменили и в других городах, названа одна из причин
- 05 сентября 2024 - В Петербурге отменили премьеру фильма о поэте Борисе Рыжем
- 05 сентября 2024 - «Эксмо» анонсировало новую книгу Виктора Пелевина. Названия пока нет, зато есть плейлист
Статьи
-
08 сентября 2024, 23:58На 81-м Венецианском кинофестивале «Золотой лев» достался фильму Педро Альмодовара «Комната по соседству». Тему режиссер выбрал не из легких: героиня пытается принять собственную скорую смерть. И некоторые другие призеры этого года тоже будто тронуты могильным холодком. Разбираемся, какие фильмы и за что нынче наградили на острове Лидо.
-
06 сентября 2024, 15:49Реставраторы Музея Академии художеств уже полтора года приводят в порядок масштабное полотно неаполитанского мастера эпохи барокко Луки Джордано «Избиение младенцев». Широко известна картина художника на аналогичный сюжет из Музея Прадо в Мадриде, а вещь из Музея Академии почти никто не видел больше ста лет. В 2025 году её покажут на выставке работ Луки Джордано и его учеников, которая пройдёт в ГМИИ им. Пушкина в Москве. «Фонтанка» побывала в реставрационной мастерской, увидела картину до «премьеры» и узнала захватывающую историю полотна.
-
02 сентября 2024, 19:04
-
01 сентября 2024, 19:24