Европейская премьера балета Infinita Frida пройдет на основной сцене Александринки

05 июля 2015, 15:59
Версия для печати Версия для печати

5 и 6 июля на большой сцене Александринского театра состоится главное балетное событие нынешнего лета – будет представлена премьера балета Infinita Frida, оригинальный сюжет которого связан с творчество выдающейся мексиканской художницы Фриды Кало. Премьера балета Infinita Frida прошла в Текского (Мексика) в 2013 году при участии лучших балетных артистов мира при переполненном зале в 1200 мест. Infinita Frida – первый проект творческого объединения Юрия Смекалова M.A.D. Company (Music Art Dance Company) при поддержке фонда «Элиза Каррильо Кабрера». Начало спектакля в 20:00. Продолжительность – 1 час 30 минут с одним антрактом.

Хореографом выступил Юрий Смекалов. Это еще одна его совместная работа с композитором Александром Маевым. Среди их общих постановок – Intensio, «Камера Обскура», Who is my shadow?, «Джан», Cart of Dance. В случае с балетом Infinita Frida полноправным инициатором и вдохновителем можно считать еще одну выдающуюся творческую личность – прима-балерину Государственного берлинского балета, посла культуры Мексики в мире, члена Международного танцевального совета ЮНЕСКО Элизу Каррильо Кабреру. Она же станцует партию Фриды.

В главных партиях на сцену выйдут: премьеры Мариинского театра: Игорь Колб и Владимир Шкляров, корифеи Мариинского театра Виктория Брилёва и Анна Лавриненко, ведущие солисты Берлинского государственного балета – Элиза Каррильо Кабрера, Беатрис Кноп, Михаил Канискин, Дину Тамазлакару, а также ученица Детской школы балета Ильи Кузнецова – Мария Кошкарёва, которая станцует партию девочки Лизы, которая, оказавшись в музее Фриды Кало, узнав о драматичной судьбе художницы и увидев ее картины, осознает свое предназначение и тоже становится художником.

Юрий Смекалов и Элиза Каррильо Кабрера

По словам Юрия Смекалова, именно появление в его судьбе Элизы Каррильо Кабреры, сыграло решающую роль в возникновении его нового балета. Перенеся тяжелую операцию, Юрий проходил реабилитацию в Берлине и все это время жил в доме Элизы и ее мужа премьера Государственного берлинского балета Михаила Канискина. Это был уголок Мексики в центре Берлина. И дело не в том, что на столе были почти исключительно мексиканские блюда – гуакамоле, такос, курица в шоколаде, приготовленные самой хозяйкой. В доме также царил культ выдающейся мексиканской художницы, писавшей в стиле наивного реализма или фолк-арта. Элиза родилась в Мехико на той же улице, что и Фрида. Знаменитый дом Фриды Кало, где ныне расположен музей художницы, был любимым местом отдыха девушки – она посещала его ежедневно, так что ее даже стали пускать туда бесплатно. В процессе работы над балетом Элиза написала песню, посвященную Фриде Кало, которую она исполняет в спектакле вживую.

Фрида Кало и Лиза

Жизнь Фриды Кало началась с тяжелой болезни. С шести лет, когда девочка перенесла полиомиелит и ей пришлось прятать усохшую ногу под длинным юбками, ее существование превратилось в борьбу с болью за полноценную жизнь. На пороге юности, в 18 лет, Фрида попала в тяжелую аварию – автобус, в котором ехала девушка, столкнулся с трамваем, Фрида получила тройной перелом позвоночника, перелом ключицы, сломанные рёбра, тройной перелом таза, одиннадцать переломов костей правой ноги, раздробленную и вывихнутую правую стопу, вывихнутое плечо. Кроме того, её живот и матка были проколоты металлическим перилом, что так и не позволило ей впоследствии, несмотря на огромное желание, стать матерью. После этой трагедии Фрида попросила у отца купить ей кисти и краски. Для девушки был сделан специальный подрамник, позволяющий ей писать в постели. В 1928 году в возрасте 22 лет Фрида вышла замуж за художника Диего Ривьеру. «В моей жизни было две аварии: одна — когда автобус врезался в трамвай, другая — это Диего», – написала позже Фрида в своем дневнике. Диего было 43 года, и об их бурных отношениях ходили легенды. В 1939 году в Париже, в Лувре прошла тематическая выставка мексиканского искусства, Фрида стала ее сенсацией. С этих пор слава Фриды уже не ослабевала до самого ее ухода из жизни в 1954 году – и после смерти.

Казалось бы, столь бурная жизнь сама по себе могла бы составить основу балетного либретто, как составила она сценарий знаменитого фильма с Сельмой Хайек. Но Юрий Смекалов рассудил иначе. По его словам, он предпочел выбрать для сюжета не насыщенную внешнюю канву биографии Фриды Кало, а внутреннюю логику Фриды-художника. Так что собственно биографические детали появляются на сцене опосредованно, через восприятие другой героини – некоей вымышленной Лизы. В первом действии это девочка, которая заснула в музее художницы и во сне осознала, что должна пойти по стопам Фриды. Во втором это уже, как свидетельствует либретто, это уже взрослая художница: «Вся ее жизнь – мастерская. Ее окружение – краски. Она сама создает палитру своей судьбы. Но в каждой новой картине воспоминания о жизни ее кумира – Фриды. Работы Лизы – сюрреалистичный автопортрет. В нем запечатлены все переживания: любовь, предательство, потеря и обретение себя. Лизе необходимо совладать с цветами и красками – это единственный путь к личной гармонии. Лизе все удается: ее голос звучит свободно, в унисон с мечтой о красоте».

Балет не проходит мимо главных вех этой яркой, насыщенной жизни – авария, революция, первая любовь, замужество, его измену с сестрой Кристиной, ее измену – между прочим, со Львом Троцким, наконец, мучительный конец. Но главный сюжет балета – творчество, которое преломляет боль, страх, страсть, отчаяние, стыд, катастрофы и саму смерть. На сцене восемь танцлвщиков и восемь красок, сочетающихся и передающих, как кажется, весь спектр человеческих страстей.

Жанна Зарецкая, «Фонтанка.ру»

«В последние минуты он говорил об Ахматовой». Об Анатолии Наймане вспоминает Яков Гордин

Поэт ахматовоского круга, Анатолий Найман скончался 21 января после инсульта, который он пережил на днях прямо во время своего выступления на конференции в Москве. В этот тяжелый день «Фонтанка» обратилась к писателю, главному редактору журнала «Звезда» Якову Гордину, и тот любезно поделился своими воспоминаниями.

Статьи

>