Европейская премьера балета Infinita Frida пройдет на основной сцене Александринки

05 июля 2015, 15:59
Версия для печати Версия для печати

5 и 6 июля на большой сцене Александринского театра состоится главное балетное событие нынешнего лета – будет представлена премьера балета Infinita Frida, оригинальный сюжет которого связан с творчество выдающейся мексиканской художницы Фриды Кало. Премьера балета Infinita Frida прошла в Текского (Мексика) в 2013 году при участии лучших балетных артистов мира при переполненном зале в 1200 мест. Infinita Frida – первый проект творческого объединения Юрия Смекалова M.A.D. Company (Music Art Dance Company) при поддержке фонда «Элиза Каррильо Кабрера». Начало спектакля в 20:00. Продолжительность – 1 час 30 минут с одним антрактом.

Хореографом выступил Юрий Смекалов. Это еще одна его совместная работа с композитором Александром Маевым. Среди их общих постановок – Intensio, «Камера Обскура», Who is my shadow?, «Джан», Cart of Dance. В случае с балетом Infinita Frida полноправным инициатором и вдохновителем можно считать еще одну выдающуюся творческую личность – прима-балерину Государственного берлинского балета, посла культуры Мексики в мире, члена Международного танцевального совета ЮНЕСКО Элизу Каррильо Кабреру. Она же станцует партию Фриды.

В главных партиях на сцену выйдут: премьеры Мариинского театра: Игорь Колб и Владимир Шкляров, корифеи Мариинского театра Виктория Брилёва и Анна Лавриненко, ведущие солисты Берлинского государственного балета – Элиза Каррильо Кабрера, Беатрис Кноп, Михаил Канискин, Дину Тамазлакару, а также ученица Детской школы балета Ильи Кузнецова – Мария Кошкарёва, которая станцует партию девочки Лизы, которая, оказавшись в музее Фриды Кало, узнав о драматичной судьбе художницы и увидев ее картины, осознает свое предназначение и тоже становится художником.

Юрий Смекалов и Элиза Каррильо Кабрера

По словам Юрия Смекалова, именно появление в его судьбе Элизы Каррильо Кабреры, сыграло решающую роль в возникновении его нового балета. Перенеся тяжелую операцию, Юрий проходил реабилитацию в Берлине и все это время жил в доме Элизы и ее мужа премьера Государственного берлинского балета Михаила Канискина. Это был уголок Мексики в центре Берлина. И дело не в том, что на столе были почти исключительно мексиканские блюда – гуакамоле, такос, курица в шоколаде, приготовленные самой хозяйкой. В доме также царил культ выдающейся мексиканской художницы, писавшей в стиле наивного реализма или фолк-арта. Элиза родилась в Мехико на той же улице, что и Фрида. Знаменитый дом Фриды Кало, где ныне расположен музей художницы, был любимым местом отдыха девушки – она посещала его ежедневно, так что ее даже стали пускать туда бесплатно. В процессе работы над балетом Элиза написала песню, посвященную Фриде Кало, которую она исполняет в спектакле вживую.

Фрида Кало и Лиза

Жизнь Фриды Кало началась с тяжелой болезни. С шести лет, когда девочка перенесла полиомиелит и ей пришлось прятать усохшую ногу под длинным юбками, ее существование превратилось в борьбу с болью за полноценную жизнь. На пороге юности, в 18 лет, Фрида попала в тяжелую аварию – автобус, в котором ехала девушка, столкнулся с трамваем, Фрида получила тройной перелом позвоночника, перелом ключицы, сломанные рёбра, тройной перелом таза, одиннадцать переломов костей правой ноги, раздробленную и вывихнутую правую стопу, вывихнутое плечо. Кроме того, её живот и матка были проколоты металлическим перилом, что так и не позволило ей впоследствии, несмотря на огромное желание, стать матерью. После этой трагедии Фрида попросила у отца купить ей кисти и краски. Для девушки был сделан специальный подрамник, позволяющий ей писать в постели. В 1928 году в возрасте 22 лет Фрида вышла замуж за художника Диего Ривьеру. «В моей жизни было две аварии: одна — когда автобус врезался в трамвай, другая — это Диего», – написала позже Фрида в своем дневнике. Диего было 43 года, и об их бурных отношениях ходили легенды. В 1939 году в Париже, в Лувре прошла тематическая выставка мексиканского искусства, Фрида стала ее сенсацией. С этих пор слава Фриды уже не ослабевала до самого ее ухода из жизни в 1954 году – и после смерти.

Казалось бы, столь бурная жизнь сама по себе могла бы составить основу балетного либретто, как составила она сценарий знаменитого фильма с Сельмой Хайек. Но Юрий Смекалов рассудил иначе. По его словам, он предпочел выбрать для сюжета не насыщенную внешнюю канву биографии Фриды Кало, а внутреннюю логику Фриды-художника. Так что собственно биографические детали появляются на сцене опосредованно, через восприятие другой героини – некоей вымышленной Лизы. В первом действии это девочка, которая заснула в музее художницы и во сне осознала, что должна пойти по стопам Фриды. Во втором это уже, как свидетельствует либретто, это уже взрослая художница: «Вся ее жизнь – мастерская. Ее окружение – краски. Она сама создает палитру своей судьбы. Но в каждой новой картине воспоминания о жизни ее кумира – Фриды. Работы Лизы – сюрреалистичный автопортрет. В нем запечатлены все переживания: любовь, предательство, потеря и обретение себя. Лизе необходимо совладать с цветами и красками – это единственный путь к личной гармонии. Лизе все удается: ее голос звучит свободно, в унисон с мечтой о красоте».

Балет не проходит мимо главных вех этой яркой, насыщенной жизни – авария, революция, первая любовь, замужество, его измену с сестрой Кристиной, ее измену – между прочим, со Львом Троцким, наконец, мучительный конец. Но главный сюжет балета – творчество, которое преломляет боль, страх, страсть, отчаяние, стыд, катастрофы и саму смерть. На сцене восемь танцлвщиков и восемь красок, сочетающихся и передающих, как кажется, весь спектр человеческих страстей.

Жанна Зарецкая, «Фонтанка.ру»

«Он жил как рок-звезда, он ушел точно так же». В Мариинском театре простились с Владимиром Шкляровым

Белые цветы — букеты лизиантусов, роз, лилий — держали в руках зрители, выстроившись в очередь у входа в исторической здание Мариинского театра, где утром 21 ноября прощались с его погибшим премьером Владимиром Шкляровым. Мимо проносили большие венки — от семей, организаций… Задолго до назначенного часа прощания очередь доросла до ближайшего светофора — в основном, стояли женщины, молодые и постарше, кто-то даже с коляской. Сбоку у входа переминался с ноги на ногу мужчина в спортивном костюме с белой корзиной белых роз и лентой, на которой виделись слова «Дорогому Владимиру… красивому человеку…».

Статьи

>