В Петергофе наступил «Золотой век». Присоединяйтесь!

05 июля 2015, 14:02
Версия для печати Версия для печати

В эти выходные в Петергофе проходит крупнейший в России фестиваль культуры ренессанса и раннего барокко «Александрийская карусель. Золотой век». Более 200 танцоров, музыкантов, певцов и актеров воссоздали в парке «Александрия» придворный праздник времен Елизаветы Тюдор и Екатерины Медичи. Корреспондент «Фонтанки» побывал на первом дне фестиваля и описал жизнь людей эпохи Возрождения, к которой в течение воскресенья может присоединиться каждый желающий.

Предприимчивая восточная владычица Альцина по мановению волшебного жезла превращается из дряхлой старухи в молодую красавицу. Чарами она заманивает странствующих рыцарей на свой остров, чтобы заполнить свои сундуки их богатствами. Попадает в ее сети и сын короля Руджеро. Но отпор злой колдунье дает его воинственная невеста Брадаманта, которая отправляется на поиски пропавшего возлюбленного.

Такой сюжет, позаимствованный из рыцарского романа итальянского автора 16 века Лудовико Ариосто «Неистовый Роланд», лег в основу представления, открывающего фестиваль ренессансной культуры «Александрийская карусель. Золотой век», который проходит в петергофском парке «Александрия» 4-5 июля.

Действо сопровождается хороводом нимф, плясками монстров, кривляньями шутов, конной выездкой, а также хором ангелов и демонов. Не обошлось и без проплывающего в небесах на механическом облачке Амура, который не дает Альцине заколдовать Руджеро, заставляя ее саму влюбиться в рыцаря.

Такое представление, носящее необычное название «карусель», было популярным развлечением аристократов 16-17 веков. «Сейчас это слово ассоциируется с детским аттракционом с движущимися по кругу лошадками и лодками. Но на самом деле, это развлечение названо так, потому что имитирует «взрослую» карусель — придворный праздник, сопровождающийся театрализованными представлениями, аллегорическими танцами, пением и конным балетом», – рассказывает координатор проекта «Золотой век» Софья Тютелева.

Название проекта отсылает к эпохе английской королевы Елизаветы Тюдор, при дворе которой творил Шекспир и чье царствование и получило название «золотого века». «Царствование Елизаветы закончилось уже в 17 веке, на стыке эпох ренессанса и барокко. В такой же эстетике выдержано представление. Например, арии, которые поет Альцина и хор, взяты из барочных опер Ланди, Монтеверди, Кавальери, уточняет режиссер «Александрийской карусели» и организатор фестиваля Данил Ведерников. Танцы же, поставленные руководителем ансамбля Vento del Tempo Екатериной Михайловой-Смольняковой, выполнены преимущественно в ренессансной стилистике.

Красно-кирпичные башни императорских конюшен, напоминающих старинный замок, созданы как будто специально для обрамления действа карусели. Впрочем, почему как будто? Император Николай Первый, построивший парк «Александрия» для супруги Александры Федоровны, был известным почитателем рыцарской традиции и проводил здесь подобные праздники. И историю Альцины читали при дворе императора, напомнила руководитель ГМЗ «Петергоф» Елена Кальницкая, открывая праздник.

Ренессанс своими руками

В 16-17 веке карусели делали не только профессиональные труппы исполнителей, но и сами придворные, которые демонстрировали королю или королеве свои таланты — пения, танцев, верховой езды, фехтования и так далее.

Современные участники — это более десяти петербургских коллективов, посвятившие себя культуре ренессанса и барокко. Это ансамбль танцев эпохи Возрождения Vento del Tempo, «Ренессанс-оркестр Санкт-Петербурга», студия старинного и народного танца Persona Viva, клуб исторического фехтования «Силуэт» и другие. Роль Альцины исполнила Анастасия Леонова, актриса «Театра оперы и балета консерватории имени Римского-Корсакова», Руджеро — Максим Фролов, актер и музыкант «Театра-концерта Вампука», Брадаманты — Мария Михайлова, участница ансамбля Vento del Tempo.

Впрочем, в многообразии умений они ничуть не уступают своим историческим предшественникам. Более 150 костюмов (из которых 40 специально для этого проекта) и пять комплектов декораций выступающие создали своими руками.

За основу взяты эскизы сценографов того периода, но без современных технологий не обошлось. «Вот например, доспех Руджеро — это вовсе не металл, как может показаться. Это этил-винил-ацетат, или, проще говоря, пенка, которой мы придавали форму строительным феном, а затем покрывали золотой и серебряной краской», – рассказывает Данил Ткаченко, координатор проекта.

Найти подходящую для ренессансного платья ткань тоже не так просто. Например, для одежды тех времен был характерен особый узор, например, так называемый цветок граната, а сами ткани были более тяжелыми. Сейчас подходящие образцы проще всего найти, к примеру, в шторных магазинах, добавляет Мария Михайлова.

Новшеством «Александрийской карусели» в этом года стали пиротехнические эффекты механическая смена декораций. Технология частично заимствована из трактатов по театральной машинерии 16-17 веков, частично является оригинальной разработкой организаторов.

К воссозданию самого действа подошли не менее скрупулезно. Музыка 16-17 веков и исполняется на аутентичных инструментах — виола да гамба, лютня и другие. Шаги и жесты исполнителей также реконструированы по танцевальным учебникам того времени.

Впрочем, организаторы признаются, что в этом году размах представления не позволил обойтись только своими силами. Для изготовления костюмов и декораций, а также для участия в самой карусели были приглашены волонтеры. Многие из них — те, кто раньше приходил на фестиваль в качестве зрителя.

Казни и другие развлечения

Второй день фестиваля – 5 июля – в этом году целиком посвящен ярмарке. На нее съехались около 80 участников из разных городов и стран. Например, группа «Мастера дворцов» из Литвы, реконструирующая старинные ремесла, привезла изделия из керамики, книги, ювелирные изделия, созданные по ренессансной технологии. Для желающих освоить эти навыки проводятся мастер-классы.

Также на ярмарке можно найти несколько таверн, в которых предлагают отведать блюда по рецептам 16-17 веков. И даже есть возможность для пущей аутентичности взять на прокат исторический костюм.

Клуб исторического фехтования «Силуэт», бодрым маршем завершивший первый день фестиваля, сегодня объявляет набор в школу мушкетеров, обещая научить фехтовать и стрелять из оружия 16-17 века.

Без зрелищ зритель тоже не останется, обещают организаторы. На сей раз можно самому стать участником действа на одной из интерактивных площадок. Например, предлагается записаться на прием к ренессансному лекарю, посетить астролога, предсказывающего судьбу по самым передовым технологиям, побеседовать с венецианской куртизанкой или попытать счастья при дворе королевы. Правда, тут надо быть готовым к последствиям. Представления, которые устраивает палач ее величества, как известно – одно из любимых народных развлечений.

Галина Бояркова, «Фонтанка.ру»

«Он жил как рок-звезда, он ушел точно так же». В Мариинском театре простились с Владимиром Шкляровым

Белые цветы — букеты лизиантусов, роз, лилий — держали в руках зрители, выстроившись в очередь у входа в исторической здание Мариинского театра, где утром 21 ноября прощались с его погибшим премьером Владимиром Шкляровым. Мимо проносили большие венки — от семей, организаций… Задолго до назначенного часа прощания очередь доросла до ближайшего светофора — в основном, стояли женщины, молодые и постарше, кто-то даже с коляской. Сбоку у входа переминался с ноги на ногу мужчина в спортивном костюме с белой корзиной белых роз и лентой, на которой виделись слова «Дорогому Владимиру… красивому человеку…».

Статьи

>