Победа будет за нами: «Терминатор: Генезис»

03 июля 2015, 10:44
Версия для печати Версия для печати

С четверга в кинотеатрах идет новый «Терминатор» – один из самых долгожданных фильмов года. Шварценеггер, как и обещал, is back. Франшиза, в соответствии с прогнозами, обрела новую жизнь.

Естественно, этого «Терминатора» ждали — для тех, кто помнит эпоху видеосалонов и вешал на стенки плакат со скуластым мордоворотом, новый фильм предоставляет отличную возможность вернуться на двадцать с небольшим лет назад. Тем более, что все попытки оживить франшизу были в той или иной мере неудачными. А главное — не имели вообще никакой связи с ностальгическим настроением публики. Хотелось вернуться в эпоху косух, панков и мотоциклов — а фильмы пытались говорить о будущем или хотя бы настоящем.

«Терминаторам» после того, как проект оставил Джеймс Кэмерон, не везло с режиссерами — Джонатан Мостоу, работавший над «Восстанием машин», все силы потратил на то, чтобы превратить фантастическое кино об ужасном будущем в боевик с роботами; суховатый МакДжи в «Да придет спаситель» лениво сработал только грубую антиутопию. Теперь в режиссерское кресло сел Алан Тейлор — и у него получилось создать что-то новое. После долгого простоя, машина, наконец, поехала. В соответствии с требованиями аудитории — назад. Другой вопрос — что она теперь из себя представляет?

Пятый фильм — это возвращение к началу начал, здесь все переписывается с чистого листа. Во многом «Генезис» – версия классического, самого первого сюжета. Те же Джон Коннор, его мать Сара, солдат Кайл Риз и Терминатор. Только из «винтажных» комплектующих здесь создают принципиально новое зрелище.

 Человечество уже почти победило машины, созданные фирмой «Скайнет». Кайла Риза отправляют в прошлое только затем, чтобы закончить последние формальности. Терминатор уже не злодей, посланный убить Сару Коннор, а ее лучший друг, верный спутник и опекун. Дальше про отличия рассказывать не стоит, наверное — надо сохранить какую-то интригу (есть такое идиотское слово «спойлер», подразумевающее, что ни за чем другим кино не смотрят, кроме как чтобы узнать, чем все кончится).

Хронологически продолжая последние две части – «Восстание» и «Спасителя» (битва с машинами подходит к концу, победа будет за нами) – Тейлор во всем остальном пляшет вокруг золотой классики, кэмероновских лент. Имеющий опыт «Игры престолов» и второго «Тора», он здесь в полный рост демонстрирует завидный талант подхватывать знамя, встраиваться в сформировавшуюся серию лент. Отсылок и подмигиваний классическим лентам в «Генезисе» – не счесть. И именно за счет этого по сравнению с «Восстанием» и «Спасителем» новая лента – успешная.

Но всё же, при всех достоинствах, серьезно относиться к «Генезису» трудно — слишком он легкомысленный. Не пугает и не даже устрашает. Шварценеггер, фактурно поседевший, красуется и радуется долгожданному бенефису. В диалогах и сюжетных ходах разбросаны остроумные цитаты и аллюзии (отлично обыграна памятная сцена из первого фильма – с панками, у которых робот-убийца отбирает наряды). Это в некотором смысле пародия, иронический взгляд на наивные прогнозы Кэмерона. Такая ирония только усугубляет ностальгические настроения — как молоды мы были, какими были простодушными…

Все новое, что есть в «Генезисе» – сугубо в рамках этикета. В сюжет вставлен красивый ход про временнУю дыру (без попадания в нее теперь и блокбастер таковым не считается), вскользь демонстрируются ужасы мира, поглощенного социальными сетями. И всё это опять-таки подчеркивает общую ностальгию — во было времечко в 1984-м, ах какой там был Шварценеггер, ох как свежо звучали «Айл би бэк» и «Аста ла виста, бэби». Не то, что теперь.

Про «Терминатора» уже написано и будет написано еще больше проклятий — что это вчерашний день, старческий задор, спекуляция. Чем брюзжать и требовать «чего-то новенького, но с тем же Арни», лучше взглянуть вокруг. Вот вышел «Безумный Макс» – с новым актерским составом, но снятый, как тридцать лет назад – и ничего, все в восторге, что можно вернуться и снова, как в школьном возрасте, визжать от гонок и драк. Такое «вечное возвращение» – конечно, тренд и дух времени; бегство в прошлое — отличное лекарство от всей мерзости настоящего. Кино, конечно, всегда говорит о дне сегодняшнем. Но иногда фильмам просто нечего о нем сказать — не потому, что режиссеры дураки или неучи. Просто время такое, что вроде бы всё очевидно, но как реагировать на него – непонятно. И ничего не остается, кроме как придаваться воспоминаниям о сладких временах, когда школьники на переменах «Терминатора» пересказывали и показывали в лицах.

…При виде седого и морщинистого Т-800 Кайл Риз произносит: «Он же старый!» Всё дальнейшее в ленте Тейлора — доказательство того, что возраст настоящих героев (даже роботов) только красит. Седина им к лицу. Их железные года — их богатство.

Иван Чувиляев, специально для «Фонтанки.ру»

«Он жил как рок-звезда, он ушел точно так же». В Мариинском театре простились с Владимиром Шкляровым

Белые цветы — букеты лизиантусов, роз, лилий — держали в руках зрители, выстроившись в очередь у входа в исторической здание Мариинского театра, где утром 21 ноября прощались с его погибшим премьером Владимиром Шкляровым. Мимо проносили большие венки — от семей, организаций… Задолго до назначенного часа прощания очередь доросла до ближайшего светофора — в основном, стояли женщины, молодые и постарше, кто-то даже с коляской. Сбоку у входа переминался с ноги на ногу мужчина в спортивном костюме с белой корзиной белых роз и лентой, на которой виделись слова «Дорогому Владимиру… красивому человеку…».

Статьи

>