Победа будет за нами: «Терминатор: Генезис»
С четверга в кинотеатрах идет новый «Терминатор» – один из самых долгожданных фильмов года. Шварценеггер, как и обещал, is back. Франшиза, в соответствии с прогнозами, обрела новую жизнь.
Естественно, этого «Терминатора» ждали — для тех, кто помнит эпоху видеосалонов и вешал на стенки плакат со скуластым мордоворотом, новый фильм предоставляет отличную возможность вернуться на двадцать с небольшим лет назад. Тем более, что все попытки оживить франшизу были в той или иной мере неудачными. А главное — не имели вообще никакой связи с ностальгическим настроением публики. Хотелось вернуться в эпоху косух, панков и мотоциклов — а фильмы пытались говорить о будущем или хотя бы настоящем.
«Терминаторам» после того, как проект оставил Джеймс Кэмерон, не везло с режиссерами — Джонатан Мостоу, работавший над «Восстанием машин», все силы потратил на то, чтобы превратить фантастическое кино об ужасном будущем в боевик с роботами; суховатый МакДжи в «Да придет спаситель» лениво сработал только грубую антиутопию. Теперь в режиссерское кресло сел Алан Тейлор — и у него получилось создать что-то новое. После долгого простоя, машина, наконец, поехала. В соответствии с требованиями аудитории — назад. Другой вопрос — что она теперь из себя представляет?
Пятый фильм — это возвращение к началу начал, здесь все переписывается с чистого листа. Во многом «Генезис» – версия классического, самого первого сюжета. Те же Джон Коннор, его мать Сара, солдат Кайл Риз и Терминатор. Только из «винтажных» комплектующих здесь создают принципиально новое зрелище.
Человечество уже почти победило машины, созданные фирмой «Скайнет». Кайла Риза отправляют в прошлое только затем, чтобы закончить последние формальности. Терминатор уже не злодей, посланный убить Сару Коннор, а ее лучший друг, верный спутник и опекун. Дальше про отличия рассказывать не стоит, наверное — надо сохранить какую-то интригу (есть такое идиотское слово «спойлер», подразумевающее, что ни за чем другим кино не смотрят, кроме как чтобы узнать, чем все кончится).
Хронологически продолжая последние две части – «Восстание» и «Спасителя» (битва с машинами подходит к концу, победа будет за нами) – Тейлор во всем остальном пляшет вокруг золотой классики, кэмероновских лент. Имеющий опыт «Игры престолов» и второго «Тора», он здесь в полный рост демонстрирует завидный талант подхватывать знамя, встраиваться в сформировавшуюся серию лент. Отсылок и подмигиваний классическим лентам в «Генезисе» – не счесть. И именно за счет этого по сравнению с «Восстанием» и «Спасителем» новая лента – успешная.
Но всё же, при всех достоинствах, серьезно относиться к «Генезису» трудно — слишком он легкомысленный. Не пугает и не даже устрашает. Шварценеггер, фактурно поседевший, красуется и радуется долгожданному бенефису. В диалогах и сюжетных ходах разбросаны остроумные цитаты и аллюзии (отлично обыграна памятная сцена из первого фильма – с панками, у которых робот-убийца отбирает наряды). Это в некотором смысле пародия, иронический взгляд на наивные прогнозы Кэмерона. Такая ирония только усугубляет ностальгические настроения — как молоды мы были, какими были простодушными…
Все новое, что есть в «Генезисе» – сугубо в рамках этикета. В сюжет вставлен красивый ход про временнУю дыру (без попадания в нее теперь и блокбастер таковым не считается), вскользь демонстрируются ужасы мира, поглощенного социальными сетями. И всё это опять-таки подчеркивает общую ностальгию — во было времечко в 1984-м, ах какой там был Шварценеггер, ох как свежо звучали «Айл би бэк» и «Аста ла виста, бэби». Не то, что теперь.
Про «Терминатора» уже написано и будет написано еще больше проклятий — что это вчерашний день, старческий задор, спекуляция. Чем брюзжать и требовать «чего-то новенького, но с тем же Арни», лучше взглянуть вокруг. Вот вышел «Безумный Макс» – с новым актерским составом, но снятый, как тридцать лет назад – и ничего, все в восторге, что можно вернуться и снова, как в школьном возрасте, визжать от гонок и драк. Такое «вечное возвращение» – конечно, тренд и дух времени; бегство в прошлое — отличное лекарство от всей мерзости настоящего. Кино, конечно, всегда говорит о дне сегодняшнем. Но иногда фильмам просто нечего о нем сказать — не потому, что режиссеры дураки или неучи. Просто время такое, что вроде бы всё очевидно, но как реагировать на него – непонятно. И ничего не остается, кроме как придаваться воспоминаниям о сладких временах, когда школьники на переменах «Терминатора» пересказывали и показывали в лицах.
…При виде седого и морщинистого Т-800 Кайл Риз произносит: «Он же старый!» Всё дальнейшее в ленте Тейлора — доказательство того, что возраст настоящих героев (даже роботов) только красит. Седина им к лицу. Их железные года — их богатство.
Иван Чувиляев, специально для «Фонтанки.ру»
Куда пойти 12–14 декабря: «Площадь Искусств», выставка Бенуа в Манеже, каток на Конюшенной, Earlymusic
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 11 декабря 2025 - Эрмитаж прокомментировал задержание Александра Бутягина в Польше
- 09 декабря 2025 - Русский музей рассказал, что покажет в 2026-м: ставка — вновь на Айвазовского, Кончаловского, женщин и энтузиастов
- 09 декабря 2025 - Панк-булавки и сурикаты: Эрмитаж в «Старой Деревне» открыл экспозицию петербургской моды за 30 лет
- 08 декабря 2025 - «Золотой глобус» назвал претендентов. Больше всего номинаций — у трагикомедии с Ди Каприо
- 08 декабря 2025 - В БДТ зависла гигантская сфера и реагирует на зрителей. Инсталляция станет площадкой для диалога о науке и искусстве
Статьи
-
11 декабря 2025, 14:39После интенсивного гастрольного тура по городам Китая Теодор Курентзис с оркестром musicAeterna вернулся в родные пенаты и без промедления выступил в Большом зале Филармонии, представив петербургской публике так называемое «Кольцо без слов» — «Der Ring ohne Worte»; симфонический дайджест циклопической оперной эпопеи Рихарда Вагнера «Кольцо нибелунгов».
-
10 декабря 2025, 15:21С 10 декабря в Государственном Эрмитаже для публики полностью открыта Галерея Петра Великого — проект, начатый в 2022 году. Последний зал постоянной экспозиции был представлен в рамках продолжающихся Дней Эрмитажа, и он рассказывает о культуре России второй четверти XVIII века в части развития производства фарфора, стекла и серебра.
-
09 декабря 2025, 23:46В Аполлоновом зале 9 декабря представили после реставрации одно из самых ценных произведений Рембрандта, что есть в коллекции Эрмитажа, — «Жертвоприношение Авраама». Картина пробудет здесь до 18 января, на информационных щитах справа от нее можно увидеть фотофиксацию изменений в процессе работы и прочесть, что открылось реставратору и хранителю и какие сложности вызвало. После выставки полотно вернется в основную экспозицию.