Лев Додин займется современниками, не отходя от классиков

26 сентября 2012, 14:25
Версия для печати Версия для печати

28 сентября долгожданной премьерой спектакля Льва Додина «Коварство и любовь» откроется сезон в МДТ – Театре Европы, который для международного театрального сообщества остается главным российским театром. Накануне Додин поделился планами на сезон – нынче они почти невероятно масштабны и в художественном, и в чисто количественном плане.

Любовь коварна, или Коварство от любви

В последнее время тема многогранности именно любовных переживаний обсуждается в МДТ весьма активно и парадоксально. В спектакле «Бесплодные усилия любви» трехлетней давности, скажем, отстаивается тема любви как чувства для зрелых людей, а  на долю молодых остаются зверьковые привязанности и эмоции. Все это, разумеется, в рамках комического жанра, но ведь известно, что каждой шутке есть лишь доля шутки. Весьма интересно, сколько шансов на подлинное и глубокое чувство оставит Лев Додин героям Шиллера: Луизе в исполнении Елизаветы Боярской и Фердинанду – Даниле Козловскому в грядущей премьере по романтической трагедии «Коварство и любовь». Судя по фотографиям с репетиций, спектакль в декорациях постоянного в последнее время соавтора Льва Додина ослепительно красив (см. фоторепортаж). И никому из героев не до шуток. И, разумеется, что подтвердил журналистам Лев Додин, никакого разделения на добрых и злых на сцене не будет: режиссера, по его словам, интересует, насколько коварна бывает любовь, и насколько она же является причиной на первый взгляд бесчеловечных действий и поступков. Красива будет не только оболочка спектакля, главное, с чем связана интрига, - актерский состав. Он поистине роскошен. Дождался большой серьезной роли – президента фон Вальтера - Игорь Иванов (кажется, что этот колоссальный артист занят чуть ли ни в каждом втором спектакле репертуара, но на поверку последней его большой работой была роль Джеймса Тайрона в «Долгом путешествии в ночь» - премьере 2008 года). В роли леди Мильфорд – львицы полусвета, герцогской фаворитки, к зрителям выйдет Ксения Раппопорт, которая, судя по недавней премьере «Трактирщицы» на новой сцене БДТ (в Каменноостровском театре), находится в той творческой форме, что спокойно и уверенно выдержит сравнение с Алисой Фрейндлих, которая блистала в роли Мильфорд на сцене БДТ в спектакле Темура Чхеидзе. Замечательные Татьяна Шестакова и Александр Завьялов сыграют родителей Луизы. Ну а средоточие коварства – президентского секретаря Вурма, которого, случалось, изображали и самим чертом, исполнит Игорь Черневич, и от него, очевидно, на этой сцене тоже потребуется самая что ни на есть искренняя любовь. Всех артистов в названном составе, включая и молодых, объединяет наличие мощной волевой энергетики. И от одного только их столкновения в небольшом, как известно, пространстве сцены МДТ, должно искрить.

Я планов ваших люблю громадье

Что до творческих перспектив, то в наступившем сезоне Малый драматический явно намерен сделать рывок и разом догнать и перегнать тех, за кем в городе (да и в стране) закрепилась слава новых и передовых. Несмотря на стандартное для этого театра обилие гастролей и иных международных проектов: одних только «Трех сестер» после Москвы ждут в Таллине, Париже, Тель-Авиве, Сеуле, Берлине, - театр намерен выпустить множество премьер. Сразу после премьеры «Коварства и любви» сам Лев Додин возьмется за «Врага народа» Ибсена. Там разыгрываются совсем иные страсти – социального толка. Но романтизма в сюжете предостаточно. В том смысле, что главный герой – доктор Стокман – совершеннейший идеалист, верящий в свое призвание служить народу и стране. Вопрос в том, что благие намерения самой распрекрасной личности непременно, как нам известно, сталкиваются с идеей целесообразности и выгоды, без которых не существует ни одно общество. И тогда вопрос нравственности изрядно корректируется. И можно сколько угодно говорить об аморальности любой социальной и политической структуры (чем регулярно занимаются философы), но Додин, определенно, займется человеческими мотивациями, и в репертуаре МДТ появится еще одна вполне трагическая для отдельно взятой личности история. Премьера намечена на февраль, в репетициях заняты Сергей Курышев, Сергей Власов, Игорь Черневич, Екатерина Тарасова, Елена Калинина и другие. После Ибсена мастер займется – вообразите - «Вишневым садом». Дело в том, что в МДТ и в постановке Додина уже шел спектакль с таким названием – с Татьяной Шестаковой и Сергеем Бехтеревым в роли Раневской и Гаева, и Игорем Ивановым в роли Лопахина. Спектакль был посвящен бессилию интеллигенции, ее фобиям и, как следствию, ее стремительному исчезновению с карты российской истории как класса – тогда, в 90-х, эта тема тревожила многих мыслящих людей. Что заставляет Додина вернуться к шедевру Чехова и отрефлексировать его еще раз – в совершенно новой, как утверждает художественный руководитель МДТ, постановке, - это еще одна интрига, которой МДТ ныне одарил так щедро.

Есть еще один проект, связанный с именами мастеров этой труппы. Начиная с этого сезона, Малый драматический намерен осваивать новую форму - этакого театрального клуба, возвращая практику XIX века, когда публика отправлялась в театр не на часок-другой, а на целый вечер, и получала как минимум два спектакля в едином «пакете». Поскольку с некоторых пор в МДТ идут спектакли так называемого современного формата – продолжительностью час с небольшим, - то вполне логично после перерыва показать зрителю еще один спектакль - камерного формата, хотя и на большой сцене. Уже начались репетиции одноактовки Людмилы Петрушевской «Он в Аргентине», рассчитанной на двух актрис: в данном случае это будет Татьяна Шестакова и Татьяна Щуко. Режиссером выступит Шестакова при общем художественном руководстве Додина.   

Молодая кровь как панацея

Резонно предположить, что особый идейный и творческий подъем в этом театре вызван обилием молодежи, которая с каждым годом все прибывает в МДТ. Теперь это уже не только ученики мастера, но и выпускники других педагогов петербургской Театральной академии, которых Додин отсматривает и отбирает самолично, и о профессиональной и – что не менее важно - духовной подготовке которых высказывается очень лестно. За прошедшее лето к стажерской группе, существующей в театре, добавилось еще четыре новобранца – выпускника курса Юрия Красовского. Так что на данный момент МДТ уже вовсе не похож на тот замкнутый монастырского типа организм, которым был еще десятилетие назад. И, как следствие, разговоры об энтропии в этом театре тоже потеряли смысл. Спрос рождает предложение. В данном случае, речь даже не о зрителях, а о молодежи, жадной до ролей. Так вот, ими займется Олег Дмитриев, штатный режиссер МДТ, выпускник мастерской Льва Додина 1994 года. Молодым режиссером его уже не назовешь, особенно если учитывать его опыт создания собственного Авторского театра с четкой программой реанимации памяти недавней трагической истории страны. В этом сезоне Олегу Дмитриеву – впервые – поручена работа на большой сцене МДТ: спектакль по мотивам «Подростка» Достоевского, в котором, по словам Додина, «занята вся молодая часть труппы, которой нет времени и места проявиться». Премьера намечена на май.

Мало того, интересы МДТ, наконец, дотянулись и до современных текстов. Причем, речь не текстах современников-классиков, таких, как Петрушевская. А о текстах, возможно, не столь совершенных и беспроигрышных, но яростно актуальных, свежих, горячих, острых, резких. Проект, с ними связанный, будет называться «Они и мы равно мы». Заключаться он будет в том, что 7-8 текстов (не обязательно пьес) современных национальных авторов – конкретно, из Польши, Венгрии, Эстонии, Казахстана, Бельгии, России – будут представлены на Камерной сцене в форме эскизов спектаклей в одних и тех же декорациях и в современных костюмах. Вопрос фамилий режиссеров пока обсуждается, но это непременно тоже будет молодежь. Проект, при успешном его воплощении, решит и проблему важности для артистов работы с сегодняшними, свежесочиненными текстами, и проблему необходимости для театра, как сказал уже сам Додин, думать остро о сегодняшнем дне. А уж вопрос национальной идентичности, кажется, давно не стоял в России так остро, как сейчас.

И хотя сам Лев Додин, в свойственном ему стиле интеллигентно-суеверного сомнения, ни об одном из проектов не говорит со стопроцентной менеджерской уверенностью, вера, что намерения осуществятся, все же имеет основания. Она базируется на тех принципах творческой стабильности, которые сам худрук МДТ формулирует как раз с абсолютной убежденностью: 1) «вести со зрителем серьезные разговоры о том, что нам самим кажется важным и нужным»; 2) «обслуживать быстро, но не торопясь».

Жанна Зарецкая, «Фонтанка.ру»

«Он жил как рок-звезда, он ушел точно так же». В Мариинском театре простились с Владимиром Шкляровым

Белые цветы — букеты лизиантусов, роз, лилий — держали в руках зрители, выстроившись в очередь у входа в исторической здание Мариинского театра, где утром 21 ноября прощались с его погибшим премьером Владимиром Шкляровым. Мимо проносили большие венки — от семей, организаций… Задолго до назначенного часа прощания очередь доросла до ближайшего светофора — в основном, стояли женщины, молодые и постарше, кто-то даже с коляской. Сбоку у входа переминался с ноги на ногу мужчина в спортивном костюме с белой корзиной белых роз и лентой, на которой виделись слова «Дорогому Владимиру… красивому человеку…».

Статьи

>