Пробочные эффекты: сериал «Черное зеркало»

09 июня 2015, 12:40
Версия для печати Версия для печати

«Фонтанка» продолжает знакомить своих читателей с лучшими зарубежными сериалами современности. Этот текст посвящен сериалу «Черное зеркало», выпущенному Channel 4 три года назад и показанному в России в самом конце 2013 года. Однако совсем недавно Роберт Дауни-младший объявил о том, что покупает эпизод первого сезона для голливудского ремейка. Это прекрасный повод познакомится с «Черным зеркалом» тем, кто с ним еще не знаком.

Раньше сериалы питались историями из большого кино – сейчас все наоборот! Страдающая от слабых сценариев «фабрика грёз» решает проблему нехватки сюжетов за счет сериалов. В данном случае, речь о блестящей идее известного британского деятеля медиа-индустрии, сценариста, ведущего, писателя и мультипликатора Чарли Брукера, придумавшего «Черное зеркало».

Ничего общего со страшными сказками из детства этот сериал не имеет. Это мистический триллер с ярким социальным подтекстом и контекстом. Чёрное зеркало, в данном случае – это глянцевая поверхность всех устройств, к которым за последнее время пристрастилось человечество: сенсорная панель ноутбука, экран телефона, планшета, компьютера. Слоган сериала «Черное зеркало»: The dark side of our gadget addiction («Темная сторона нашей привязанности к гаджетам») – говорит сам за себя.

Брукер не ставит диагноз обществу, он разбирается с собой и описывает свои диалоги с «Сири», встроенной в Айфон: «Это тот еще фрик: услужливая, угодливая программа, самоуважение которой на нуле. Но работала она, к моему отвращению, просто великолепно. И я поймал себя на мысли, что пользуюсь этим девайсом совершенно серьезно: не ради шутки, не ради эксперимента, а потому что мне требуется помощь. Послезавтра я влезу в перепалку с остроумной мультяшкой на стаканчике для смузи. К 70 годам буду вести душещипательные беседы с синтетическими имитациями своих уже померших знакомых». Работая над собой, Брукер работает над «Черным зеркалом», где эпизоды сериала не связан между собой – ни сюжетом, ни сценариями. Одна серия – один сюжет. Общее – только слоган и, соответственно, тема. И тут стоит отметить, что Чарли Брукер не только крутой сценарист, он еще и отличный пиарщик. Потому что начал он с истории, которая задела все журналистское сообщество. Услужливые гаджеты усилиями манипуляторов элементарно превращаются в источник кошмара.

Видео YouTube UFO314

Первый эпизод – «Национальный гимн» – Брукер написал под влиянием инцидента, случившегося с премьером Гордоном Брауном весной 2010 года, когда он проводил избирательную кампанию. Во время прямого эфира из Рочдейла Брауна перебила 65-летняя Джиллиан Даффи. Премьер сначала игнорировал ее, а затем сквозь зубы принялся отвечать на ее вопросы. Садясь в машину, Браун, не обратив внимания, что с него не сняли микрофон, стал выражать возмущение встречей в целом и спросил, кто допустил к нему эту фанатичку. Услышанное вызвало негодование у виртуальной общественности и Гордону пришлось извиниться.

Браун довел ситуацию до полного экстрима. У него террористы похищают юную красавицу принцессу – разумеется, народную любимицу – и требуют, чтобы премьер-министр совершил половой акт со свиньей. Конечно же, это действие должно транслироваться всеми кабельными и спутниковыми каналами национального телевидения. Требования террористов записаны на видео и размещены на Youtube, поэтому сохранить скандальную запись в тайне не удается. И у окружения премьер-министра есть всего несколько часов на принятие решения. Попытки найти и обезвредить грабителя заканчиваются неудачей. Перед информацией, попавшей в интернет, беспомощны сильнейшие мира сего. И можно проводить самые разные параллели с нашей реальностью, но все же ни в коем случае не стоит путать преступления интернет-террористов и действия художников-акционистов, вроде Петра Павленского, которые пытаются воздействовать на сознание соотечественников, вынуждая власть демонстрировать свою, мягко говоря, антигуманную суть.

Во втором эпизоде – «15 миллионов призов» – часть граждан непрерывно крутит педали велотренажеров, чтобы обеспечить энергией остальных жителей. «Призы», в данном случае, – виртуальные деньги, которых не так много. И при этом, люди, не скупясь, отдают из за про смотр шоу. А государство вводит штраф – за что бы вы думали? За возможность не смотреть рекламу. Забавно, что тут возникает аналогия с только что вышедшем фильмом Алексея Германа-младшего. «Под электрическими облаками», где над унылыми пейзажами, символизирующими неодолимую стагнацию, проплывают роскошные голограммы: застой коснулся всего, кроме рекламных технологий, который развиваются стремительно. У Брукера, правда, в отличие от Германа, побеждает любовь.

Роберта Дауни-младшего впечатлила заключительная часть сезона «ЧЗ», где речь идет обществе, в котором каждый человек может, при желании, может записывать все увиденное с помощью чипа-имплантанта. Подобные возможности, лишающие человека личных тайн, сильно и не сказать чтобы позитивно влияют на жизнь супружеской пары. В данный момент отснято семь серий «Черного зеркала» (два сезона и одна рождественская история). В них виртуальная реальность претендует на ключевую роль во всех сферах реальности – суде, политике, семье. Мало того, она стремится упразднить и смерть. И каждый раз человеческое сознание начинает яростно сопротивляться, отстаивая то, что неотъемлемо ему принадлежит – свободу. «В настоящее время мы занимаемся тем, что еще пять лет назад могло навести на нас страх. Мы делаем сообщения в твиттере во время просмотров ТВ-шоу, мы делимся с друзьями видео с падениями чужих кошек в мусорные контейнеры. Трудно представить себе любую функцию человека, которую бы не заменила технологии, разве что отрыжку. Тем не менее, меня умиляют все эти изобретения, наслаждаюсь каждым новым приложением, как чудом. Если технологии — это лекарство, а они действительно похожи на лекарство, то, собственно, какие у него побочные эффекты?» – резонно задает вопрос Чарли Брукер. И, надо признать, делает это очень своевременно.

Татьяна Троянская, «Фонтанка.ру» 

«Зритель будет получать опыт совершенно другого уровня». Как ремонт изменит жизнь Дома Радио

Одно из самых модных мест культурного Петербурга — Дом Радио — вот-вот закроет двери на продолжительную реставрацию. «Фонтанка» уже беседовала с главным архитектором проекта о том, что изменится. Теперь о том, как будут жить это время творческие коллективы и просветительские проекты, что в Доме Радио останется от радио, а главное, ради чего это все затевается, — нам рассказала Кристина Галько, куратор культурных программ Дома Радио.

Статьи

>