У нас не пудели, у нас Феллини, или Будешь себя плохо вести, отдам в цирк

05 июня 2015, 13:59
Версия для печати Версия для печати

В субботу 6 июня «единственный в мире цирк для хулиганов» (а в России вообще единственный в своем роде) Упсала-Цирк отмечает подростковую, но солидную дату – 15-летие. Провести этот день семьей вместе с именинниками – отличная идея на выходной. Такое не забывается. Почему? Это понятно из интервью «Фонтанке» директора и режиссера Упсала-Цирка Ларисы Афанасьевой о том, как их компания ощущает себя в таком «трудном возрасте».

Название не имеет отношения к старинному шведскому городу Упсала. Зато напрямую связано с oops! («упс!», то бишь «ой!», парламентское выражение внезапной реакции на что-то) и мелодичным «ла». Проект отчаянный и парадоксальный: на арене – «трудные» (извините) подростки, а зрители, как правило, вполне себе благопристойная публика, которая приходит на представления не из соображений социальной ответственности или чего-то там. А потому что интересно.

Хулиганский Упсала-Цирк свой ДР отмечает 6 июня, в День рождения поэта, тоже не самого смиренного. Собственно, господин Пушкин там тоже в некотором роде будет. А также будут гости: Слава Полунин, артисты из «Театра Имени Которого Нельзя Называть» и театра-студии «Дети Тишины»; музыканты «Хоронько-Оркестр», «Экипаж Молодость», трио «Young Adults», Дмитрий Максимачёв и Большой Stereoфонический оркестр, Optimystica Orchestra; будут художники-графферы из Екатеринбурга.

Все соберутся в 16.00 у бизнес-центра «Теорема» (Свердловская набережная, 44) на открытой поляне. Именинники категорически уверены, что дождя не будет.

- Лариса, у вас там объявление: «Будешь себя плохо вести – отдам тебя в цирк». Это угроза?

- Это девиз. У нас их два; второй – «Хулиганы умеют мечтать». И оба не угрожающие, а скорее призывающие.

Мы когда-то нашли для себя это ценное понятие – «хулиган», «хулиганство»: будто подобрали правильный фасон. Наше 15-летие — это подростковый возраст: протест, вызов – и ощущение что-то вроде «родители уехали на дачу, закатим-ка вечеринку».

В этот день любой гость может стать хотя бы на время хулиганом. Мы с художниками сооружаем огромные переодевалки — скажем, «Для хулиганов русского рока», или «Для хулиганов, которые любят Пушкина», или «Для хулиганов из Купчина». Уличная культура возникает из всех этих нарицательных «Купчино». Да в каждом из нас чего только не намешано: во мне – и частичка протеста от русского рока или панка, и что-то от русских поэтов, и от гопников. В общем, можно будет преобразиться.

Лариса Афанасьева на фоне шатра Упсала-Цирка
Лариса Афанасьева на фоне шатра Упсала-Цирка

Фото: Виктория Смирнова

- Публика откликается на такие провокации? На городских карнавалах у обывателя апогей смелости — это напялить блестящие рожки.

- В прошлом году у нас был Цветной карнавал, проводили со Славой Полуниным, и художник Андрей Бартенев создал огромную фриковую костюмерную – там две тысячи человек переоделись черт те во что.

Люди, которые приходят на площадку Упсала-Цирка и Упсала-Парка уже, в общем, «готовы». У нас лучшая публика. Такая «продвинутая семейная аудитория». Молодые родители, которым не все равно, что видят и слышат их дети. Им важно, чтобы дети встречались с инаковостью, фантазией; чтобы не ограничивались попсой и пошлятиной в «блестяшшых» костюмах и интерактивчиками от клоуна из «Макдональдса».

- Занятно: ваши артисты – «трудные», а публика приходит благополучная.

- Это очень круто. 15 лет назад мы сформулировали, какой должна быть наша публика — и будто заказали ее у природы.

Если бы проект вызывал этакую «социальную жалость», мы не получили бы ту публику, для которой важно качество. Мастерство. Мы, помимо мастерства, создаем для петербургского зрителя прецедент в том, что касается восприятия социального проекта, социальной организации. Мы говорим: «соцпроект» – это не обязательно «грустно и больно». Это и развитие, и творчество, и протест – который не разрушает, а созидает.

- А вот вспомнить 2000 год: как начиналось? Как первых детей в артисты набирали?

- Дело было так: мы очень хотели делать цирк, но понятия не имели, как. Мы – это Астрид Шорн (социальный педагог, – Ред), которая приехала из Германии и писала диплом, и я, выпускница режиссерского, не знающая, стоит ли вообще заниматься театром. Нам было по 24 годика. Когда прозвучала формулировка «цирк для уличных детей», я поняла, что «вот оно!»

Первых детей набирали прямо с улицы. Вот в тот же день, как с Астрид познакомились, пошли к станции метро «Гостиный двор» и пригласили тамошних праздношатающихся ребят.

Младшая группа артистов Упсала-Цирка в спектакле
Младшая группа артистов Упсала-Цирка в спектакле "Сторож снов"

Фото: Ася Копичникова

Насчет агрессивности и необщительности «недомашних детей» – это стеротип. Они очень открытые, очень доверчивые – даже чересчур, так что мир иногда к ним жесток и мало кто может их защитить. То, что они «трудные», «уличные» и прочее — мы не замечаем: у нас все разговоры строятся вокруг дела, а когда люди что-то делают, они друг друга понимают. Просто мы вместе делаем цирк. Мы – коллеги, артисты, тренеры, даже зрители.

Некоторые из тех, первых наших артистов до сих пор с нами: поддерживают отношения, работают у нас тренерами.

Сейчас «подбираем кадры» в коррекционных школах, раз в год. Мы убеждены, что где-то 70% воспитанников коррекционных школ находятся там только из-за социальной запущенности. И если с ними начать активно работать, они «включаются».

- Кого больше — девочек, пацанов?

- В цирке около 60 детей и тренерский педагогический состав – 8 человек. Думаю, мы один из немногих детских цирков в Европе, где пацанов больше, чем девчонок. Мы часто ездим по фестивалям, сравниваем. Видимо, мы нашли хороший баланс между цирком и уличным искусством, которое привлекает парней. Наш главный тренер отлично ориентируется в уличной культуре – брейк, паркур и прочее. И парни видят, что наш цирк – это живое, на них не наденут блестящие лосины, не намажут румянами, не напялят парик и не заставят кривляться. Просто всю круть и драйв, которые в них есть, оформят и красиво преподнесут.

Артисты Упсала-Цирка в спектакле
Артисты Упсала-Цирка в спектакле "Племянник"

Фото: Дарья Зорькина

- Вы чувствуете, что у ребят из-за вас, из-за цирка жизнь сложилась лучше, чем могла бы?

- Старшему нашему выпускнику сейчас 25 лет. У кого-то уже есть семьи, дети. Работают, учатся. Да и моя собственная жизнь сложилась лучше из-за них. Из-за того, что мне встретились нужные люди и сказали нужные слова. Тут не «дети от нас что-то получают» – тут такая зона турбулентности, взаимообмена.

- В других странах похожие проекты есть?

- С точки зрения атмосферы... Ну, как каждый сруб уникален, так и мы – единственные и неповторимые. С точки зрения методики – цирковая педагогика существует в Европе уже больше 20 лет, на эту тему диссертации защищаются, в Европе огромное количество цирковых проектов. Эта методика применяется в детдомах, школах, психиатрических больницах, в тюрьмах. Это мощный инструмент. У Цирка дю Солей отдельное направление есть, социальная педагогика...

Упсала-Цирк – единственный детский цирк в России, который состоит в международной ассоциации, объединяющей специалистов, которые занимаются цирком и социальными направлениями – чтобы проводить обмены, тренинги, фестивали.

В России проектов, подобных нашему, нет. Но Упсала-Цирк в этом году запустил проект «Школа цирковой педагогики»: от общества, что называется, пришел запрос – «откройте филиал, ребята!» Мы не хотим открывать филиал, мы в филиалы не верим. Но можем своими наработками поделиться.

Школа двухнедельная: мастер-классы, теория, практика. «Ученики» школы – взрослые состоявшиеся учителя. Приходят с опаской, мы успокаиваем: «Все просто, нам нужно сейчас научиться жонглировать». Научитесь жонглировать — такой потенциал в себе откроете! Когда взрослый жонглирует тремя мячами, у детей это вызывает восторг – проверено. И первое, что они говорят: «научи!»

Дети нуждаются в чудаках. Если вспомнить не училок, а Учителей, которые с большой буквы, – у меня в жизни самые лучшие педагоги были необычными людьми. Система их не могла сломать, они не боялись, они были верны себе. Это тоже хулиганство. И мы в Школе говорим об этом – как сохранить себя даже в кондовой системе и таким живым пойти к детям.

Артисты и сотрудники Упсала-Цирка на сцене
Артисты и сотрудники Упсала-Цирка на сцене

Фото: Ася Копичникова

- А что такого педагогического именно в цирке?

- Цирк — один из методов. Чем больше методов, тем лучше, просто тут подобралась компания, которой нравится именно цирк.

В цирке изначально уровень фантазийности очень высок. Я говорю не о цирке, с которым тоже связано множество стереотипов — пудели и все такое. Мы не о пуделях, мы скорее о Феллини. Фантазия, философия, странный мир; я могу из ничего сделать что-то, фокус. Это такая площадная прекрасная штука, у которой границ нет.

- Кто деньгами помогает?

- Мы за свои 15 лет поменяли десять пространств. Это сейчас все такое красивое, уютное – но обитали мы в довольно грустных и весьма некрасивых местах. И мы тем местам благодарны, они дают нам точное понимание ценности пути, который мы прошли, чтобы оказаться в нужной точке.

Старшая группа артистов Упсала-Цирка в спектакле
Старшая группа артистов Упсала-Цирка в спектакле "Sobaki"

Фото: Ася Копичникова

Мы сразу решили, что наш цирк не может быть школьным спортзалом или актовым залом. Это должен быть настоящий шатер с яркими огнями. Долго пытались госчиновникам объяснить это — безуспешно. В какой-то момент наступило некоторое отчаяние, мы стали подумывать, что что-то делаем не так: вроде все отлично, спектакли, гастроли — а никак не можем якорь бросить, шест в землю воткнуть. И в момент уже серьезного кризиса вдруг пришла помощь. Управляющая компания «Теорема» поддержала нашу затею с шатром. Как видите, у нас возле бизнес-центра прямо оазис. Приезжали наши партнеры из Германии – говорят: «Вы тут создаете комьюнити!».

Подозреваю, что в «Теореме» – тоже хулиганы. Где вы еще увидите в деловом пространстве цирковой проект, причем не притулившийся в сторонке, а вросший в этот бизнес-центр. Это создает движуху.

- «Благополучный» ребенок может попасть в труппу?

- Как артист – нет. Есть ограничения: мы работаем с детьми из групп социального риска. Если семья благополучная, то сможет сама найти ребенку занятие. Уж если они с ребенком в Упсала-Цирк на представления приходят, то что-то в жизни понимают.

Анастасия Долгошева, специально для «Фонтанки.ру»

 

«Алиса не любит гостей». Кинотеатры после ультиматума прокатчиков перестают тайком показывать западное кино

Российские кинотеатры до 12 мая убрали из расписания нелегальные показы западного кино, проводившиеся в рамках «аренды» или «предсеансового обслуживания». Первым на это обратил внимание «РБК», «Фонтанка» проверила сайты сетей и отдельных кинотеатров, обычно показывающих петербуржцам западное кино без прокатных удостоверений, и, действительно, не нашла таких показов.

Статьи

>