Средство от депрессии: сериал «Что знает Оливия»

02 июня 2015, 15:59
Версия для печати Версия для печати

Популярность западных сериалов в России растет с такой скоростью, что сегодня достаточно поделиться впечатлнием от нового сериала, чтобы стать лидером мнений в самой взыскательной компании. Крупнейшие телекомпании из года в год выпускают многочасовые киноленты, которые способны дать фору экранному кино. Раз в неделю "Фонтанка" будет знакомить вас с лучшими образцами этого жанра. Начнем с мини-сериала одной из самых популярных американских студий HBO («Секс в большом городе», «Доктор Хаус») «Что знает Оливия?»

Прошли времена, когда сериалы были ванильным удовольствием для домохозяек. Исключения в виде «Твин Пикса» Дэвида Линча, снятого 25 лет назад, сейчас стали правилом. В сериалах играют звезды, да снимают их, частенько, известные кинорежиссеры. На вопрос, отчего так случилось, есть несколько ответов. Один из них заключается в том, что взрослые люди перестали ходить в кино, и сериал для них – своего рода замена. Мне же больше нравится такой вариант: сериалы – это книги XXI века. Вместо того, чтобы перед сном почитать несколько страничек многотомного романа, можно просто посмотреть новую серию любимого сериала. Человеку свойственно сопереживать себе подобным, и хороший сериал, в неменьшей степени, чем хорошая книга, помогает удовлетворить потребность эмпатии.

В какой момент в мире случился сериальный бум, сказать сложно. Ясно одно: на Западе это произошло значительно раньше, чем в России. И это притом, что в нашей стране многосерийное кино любили всегда, там снимались лучшие актеры советского кино и работали над ними лучшие режиссеры. Примеры очевидны и все памятны: «Семнадцать мгновений весны» «Место встречи изменить нельзя», «ТАСС уполномочен заявить» и другие. Однако с упадком отечественного кинематографа в постперестроечное время не устояло и многосерийное кино. Эту брешь на отечественных экранах стремительно заполняли бразильские и мексиканские мыльные оперы, рассчитанные на девочек-подростков и женщин пенсионного возраста. Что значительно притормозило развитие отечественной индустрии этого жанра. А когда русские сериалы все же появились, то погнались не за качеством, а за рекламных рублем – милицейскими «сагами» и отечественным «мылом» все, в основном, и ограничилось. Впрочем, продвинутый российский зритель давно – задолго до того, как на наши телеэкраны прорвались «Секретные материалы» и «Доктор Хаус» – разнюхал, где искать высококлассное многосерийное кино.

Однако, количество качественных сериалов растет так стремительно, что «Фонтанка» решила запустить новую рубрику – нечто вроде гида, который раз в неделю будет знакомить вас с лучшими образцами зарубежного многосерийного кино. Это может быть только что вышедший сериал, который имеет все шансы на высокий рейтинг популярности, но может быть и проект, который был снят несколько лет назад, но в силу не наступившей тогда еще в России моды на этот жанр, остался не замеченным.

Сегодняшний выбор «Фонтанки» – сериал «Что знает Оливия» – в оригинале «Olive Kitteridge». Это лучший вариант приобщения к жанру для тех, кто только начинает с ним знакомиться. Те же, кто «в теме», также его оценят, если, конечно, уже не сделали этого. В «Оливии» всего 4 серии, а литературная основа сериала более чем достойна – сборник рассказов американской писательницы Элизабет Страут о буднях провинциальной учительницы на пенсии, в 2009 году получивший Пулитцеровскую премию, после чего харизматичная голливудская актриса Френсис Макдорманд купила права на экранизацию. Жена одного из братьев Коэнов, главная звезда их фильма «Фарго», выступила в качестве одного из продюсеров сериала. Френсис несколько лет искала режиссера и нашла Лизу Холоденко, режиссера с украинскими корнями, которая и сняла мини-сериал.

 

 

Строго говоря, книга «Оливия Киттеридж», по который снят сериал, представляет собой 13 рассказов о жителях прибрежной глубинки штата Мэн, к слову – родины Стивена Кинга. И Оливия – главная героиня всего нескольких рассказов, но не всех. В остальных она появляется как эпизодическое лицо. Но структуру рассказов Страут изменила Джейн Андерсен. Благодаря ее сценарию, Оливия стала главным персонажем картины из четырех серий.

Российскому зрителю Оливия должна быть очень понятна. Ворчливая бывшая учительница математики, ни с кем не любезничает, не ходит в церковь, пилит своего мужа, характер которого иначе, как ангельским, не назвать. Сына любит, но любит примерно так, как бабушка из книги Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом». Наконец, у Оливии перманентная депрессия, и Оливия убеждена, что «умным она полагается». Немало шансов, что в Оливии многие увидят себя и своих близких и знакомых. И где же, как ни в нашей стране, могут понять женщину, которую никто не понимает. На «русскость» истории работает и стиль Элизабет Страут, которую называют американским Чеховым. В одной из рецензий Оливию даже сравнили с «человеком в футляре» из одноименного рассказа Антона Павловича. Ее абсолютный самоконтроль – то же «как бы чего не вышло» учителя Беликова, который зимой и летом носил перчатки, зонтик и калоши. Она любит свою семью, но не знает, как показать это чувство. За четыре часа экранного времени мы наблюдаем 20 лет жизни героини. Однако в какой-то момент Элизабет Страут, а за ней и Лиза Холоденко, разворачивает эту историю совсем не по-чеховски. И для многих финал картины, возможно, станет выходом из тупика.



Фото: кадр из сериала

Поэтому не стоит записывать сериал «Что знает Оливия » в список картин, которые способны ввести в меланхолию. Лучше следите за ружьем, которое, по словам многократно упомянутого русского классика, непременно должно выстрелить. Выстелит – не выстрелит, но оно, безусловно, сыграет свою роль в картине и в судьбе главной героини в блистательном исполнении Фрэнсис Макдоранд. Выступив в качестве исполнительного продюсера, она сделала верную ставку на это произведение и на эту роль. Премия гильдии киноактеров в США за Оливию у нее уже есть. И можете быть уверены, что номинация «Лучшая женская роль» в главном сериальном «Оскаре» – «Эмми» – в этом году без нее не обойдется.

Актерский ансамбль – еще одно преимущество «Оливии Киттеридж». Ричард Дженкинс (муж Оливии), попал в эту компанию совершенно не случайно. Френсис снималась с ним в картине братьев Коэнов «После прочтения сжечь», а Лиза Холоденко снимала его в другом, некогда очень популярном, сериале «Клиент всегда мертв». Наконец, небольшую, но важную роль в этом фильме сыграл Билл Мюррей. Его внезапное появление во второй серии сначала наводит на мысль, что это камео, однако потом Билл вернется и, практически как «Человек из Кемерово» Бориса Гребенщикова, «придет и молча поправит всё».

Русскому человеку свойственно полагать, что счастье достается только через страдание, создатели сериала «Что знает Оливии» предлагают другой путь.

Татьяна Троянская, специально для «Фонтанки.ру»
 

Символ власти от Возрождения до Хусейна. Эрмитаж отреставрировал и показывает «Вавилонскую башню»

В Аполлоновом зале Зимнего дворца до 2 июня можно посмотреть небольшую, но интересную выставку «… и сделаем себе имя...». Она знакомит с итогами реставрации картины «Вавилонская башня», привезенной после Великой Отечественной войны из Германии, а также с экспонатами, раскрывающими канонический сюжет с разных сторон. Помимо самой работы, доселе неизвестной широкой публике и изображающей башню не такой, как обычно, посетители музея узнают, где Вавилонская башня стояла в реальности, как выглядела на самом деле, и почему в XVI-XVII веках в Европе на нее распространилась такая мода, что башню можно было увидеть в каждом богатом доме.

Статьи

>