Аскольд Запашный: «Тигры – совершенно точно – различают форму и яркость»

Сегодня в Петербурге открываются двухмесячные гастроли Большого Московского Госцирка. Сибур Арена приютит 150 артистов, 15 «кошачьих» – африканских львов, белых и уссурийских тигров, 10 лошадей, а также собак и попугаев. Петербуржцы лично смогут оценить трюки, занесенные в книгу Гиннеса, и номера, награжденные высшими мировыми цирковыми наградами. «Фонтанка» побеседовала с художественным руководителем главного цирка страны – Аскольдом Запашным.

Золото – потому что Запашные, оранжевый – потому что тигры

- Шоу «Эмоци и…», которое вы везете в Петербург, выдержано в классическом стиле советского цирка? В нем нет единого драматического сюжета, а есть яркие номера с дрессировщиками, жонглерами, акробатами и клоунами?

- Не совсем так, оно основано на форме советского цирка, а вернее – классического русского цирка, когда работали именно в форме мозаики дивертисментов. Люди приходят, смотрят какие-то независимые друг от друга номера, а клоуны заполняют паузы каждый раз, чтобы успеть установить реквизит. Такая форма диктовалась системой ротации цирковых номеров: РосГосЦирк формировал программы и запускал их одновременно по разным городам. Важно было, чтобы не случались ключевые повторы: туда, где были только что медведи, медведи снова не приезжали. В несложную задачу режиссера входило создание парада, эпилога, выхода на поклон, но не было возможности делать целостную программу, потому что никто практически не ездил целыми коллективами.

- А как бы вы определили жанр шоу «Эмоци и…»?

- Как «цирковая постановка». Бывают «проекты» (это крупные какие-то вещи), есть просто «представления», есть «цирковые спектакли» – это все разные жанры. Цирковая постановка — это когда программа целостная, в ней есть единая история, в данном случае — это философия цвета в каждом отдельном номере и взаимоотношения черного и белого клоунов как основа.

- Неужели обошлись без традиционного рыжего клоуна?

- Да, но фактически рыжий был воплощен в цветном персонаже – Девочке, которая выступает с клоунами.

- Расскажите о тех двух уникальных номерах, в которых участвуют братья Запашные и которые занесены, благодаря вам, в книгу рекордов Гиннеса.

- Их действительно два. Первый – трехметровый прыжок на льве с одного колеса на другое – занесен еще в 2006 году. Второй – самая высокая колонна на движущихся лошадях — в 2011 году. Там я стою на спинах лошадей, ничем не зафиксированный, а у меня на плечах, одна на одной, еще две девушки. Для нас с братом занесение в книгу рекордов Гиннеса было определенным этапом, к которому мы стремились.

- Ваше шоу состоит из 12 номеров, каждый из которых купается в своем цвете. Какой цвет у номеров с вашим участием?

- Золото и оранжевый.

- Это ваши любимые цвета?

- Нет. Тут другие причины. Я как режиссер-постановщик распределял порядок цветов –
если, например, сделать холодные цвета подряд, то будет уныло, несмотря на то, что именно происходит на манеже. Что касается наших номеров, то «золото» – потому что это эпическое появление братьев Запашных. Нас ведь все равно ждут, хотят увидеть наши лица, и наше участие в номере «Эллада» – своеобразный вызывающий момент. А оранжевый — потому что тигры.

- А как тигры реагируют на цвет? У них есть приоритеты?

- Абсолютно спокойно. Кроме этого определения, не могу добиться ни у кого из специалистов ответа на вопрос, как они видят? Вплоть до того – дальтоники они или нет?

- Может быть, они, как кошки – лучше различают оттенки серого, хорошо видят в сумерках?

- Про кошек тоже нет единого мнения. Кто-то говорит, что они видят цвета, кто-то — что нет. Трудно определить — нет тестов однозначных. Не важно, суть не в этом, они – совершенно точно – форму видят, яркость различают.

- Как вы считаете, жизнь ваших цирковых тигров как таковая – радужна?

- Знаете что, это философский момент. Все относительно. Но я вам скажу точно, что наши животные не обижены ни в чем. У меня упитанные и абсолютно счастливые животные. Им хорошо. Хотел бы я, чтобы они носились по каким то просторам? Да, наверное, я хотел бы. Но в тех условиях, которые может предоставить город, они абсолютно счастливы.

"Мы постоянно повышаем градус интеллектуальности"

- Вы с братом являетесь представителями древнейшей и большой цирковой династии. Поправьте меня, если я ошибаюсь, более восьмидесяти Запашных сейчас работают в цирках по всему миру?

- Не могу вам сказать точно.

- Семьей не собираетесь? Династические вечеринки не устраиваете?

- У нас с семьей вообще очень сложные взаимоотношения. В семье все очень сильные и амбициозные. Кроме того, клан очень большой, есть родственники, с которыми я никогда в жизни не встречался. Есть родственники, которые ревнуют, потому что фамилия одна, с них спрашивают. Тем не менее, мы стараемся поддерживать отношения, но работать вместе с ними не очень-то получается. Я не задавался даже целью посчитать всех, и даже не понимаю, для чего это делать.

- Вы в каком поколении дрессировщик?

- Я не смог вытянуть из папы эту информацию. Мой отец любил говорить, что он – это четвертое поколение. Тем не менее, официально Запашные в цирке появились одновременно с декларацией о национализации цирка, подписанной Лениным в 19-м году, если я не ошибаюсь. Тогда же, кстати, Ленин произнес знаменитые слова: «В эпоху всеобщей безграмотности важнейшими из искусств для нас являются кино и цирк». И это заявление стало локомотивом для развития цирка.

- Насколько, на ваш взгляд, эта фраза актуальна сегодня?

- Я считаю, что цирк сегодня может и должен разговаривать на языке высокого интеллекта. Мы сейчас постоянно повышаем градус интеллектуальности и глубины цирковых представлений. И меня за это даже критикуют, говорят: «Давай-ка попроще». Потому что люди легче воспринимают чисто развлекательную форму. А я так не люблю, я во все спектакли без исключения закладываю мысль. Если общество будет эволюционировать, то можно будет еще более сложные спектакли показывать.

- А вы считаете, общество эволюционирует? Есть мнение, что оно тупеет с появлением гаджетов.

- Я бы не согласился с этим. Не считаю, что человек, получив гаджет, становится тупее. Если человек, получив гаджет, только гаджетом и занимается, безусловно, он тупеет. Вот я сейчас видел, например, интересное видео — над Дубаями человек летал на реактивном ранце, самостоятельно. И я отчетливо понимаю, что это страшно. Я также понимаю, что некоторые власть имущие сверху на общество смотрят, и они не всегда из злых побуждений сознательно держат общую планку пониже. Почему? Потому что, если перестать контролировать какие-то процессы и сделать их нормой, то вообще неизвестно, что будет при сегодняшнем уровне технологиях. Как сказал известный герой из кинофильма, есть люди, которые видят этот мир в огне.

- В чем секрет вашего успеха?

- В мотивации. Это вопрос исключительно отношения к жизни: ради чего ты живешь.

- Откуда вдохновение черпаете?

- Наверное, в первую очередь, от успешных людей. У меня белая зависть к тем людям, у которых получается что-то, что не получается у меня.

- Эти люди в современности или в героическом прошлом?

- В основном, наверное, в современности. Потому что про тех, кто в героическом прошлом, я все больше и больше осознаю, что многих из них просто идеализировали.

- Что бы вы посоветовали почитать мальчишкам в качестве примера для возмужания?

- Я хоть и идеалист в своей работе, но я не идеалист в таких вещах, о которых вы говорите. Все мальчишки разные. Мой папа безумно любил шахматы, он не смог мне привить любовь к этому делу. Важно уметь еще и каким-то образом преподносить информацию и вычислять природные склонности конкретного человека. Хотя я пять лет отучился в ГИТИСе и перечитал всю классику, я Чехова не понимаю, не воспринимаю его и не считаю, что это круто.

- А что круто для вас?

- Для меня? Ну, я с огромным удовольствием прочитал «Собачье сердце» Булгакова, я прямо проникся каждой буквой. Но базовый материал надо читать, и даже не обязательно, чтобы это тебе нравилось, понимаете? То есть Чехов, Булгаков, Гоголь, Пушкин, Лермонтов, Толстой — их надо прочитать обязательно всем без исключения, другое дело — в каком возрасте.

"Не вижу разницы между дрессурой и воспитанием"

- Среди молодых родителей популярна сейчас теория Прайор Карен о переносе методов дрессировки животных на отношения между людьми, в частности на воспитание своих детей. Как вы к ней относитесь?

- Я не вижу разницы между дрессурой и воспитанием. Дрессура определена как форма воспитания для животных. И воспитание, и дрессура — разговор на языке подопечных, упрощенный язык, а также направления в этом разговоре, которое ты определил для себя как важные. Есть принцип так называемого кнута и пряника, поощрения и наказания. С одной стороны, это можно сделать искусственно, с другой — жизнь научит. Задача родителей – чтобы жизненные уроки не оказались травматичными или смертельными.

- Недавно прошли новости о вашей благотворительной акции в детской больнице. Подобно тому, как в рассказе Александра Куприна к больной девочке пришел слон, с вами на поводке к больным детям отправился тигр. Расскажите , пожалуйста, об этом случае подробнее...

- Мне позвонил господин Павел Алексеевич Астахов. У него был разговор с покалеченным мальчишкой Ваней из Донецка, и он спросил мальчика про его мечту. Тот почему-то сказал, что хочет тигра потрогать. Ваня ослеп на оба глаза, ему оторвало три конечности. И мы, конечно же, сразу согласились, потому что у нас была возможность привести тигра, причем сделать это безопасно для человека. В результате акция состоялась.

- То что сейчас происходит на Украине и санкции как-то отразились на вашем бизнесе?

- Конечно! Все пострадали: и в Европе (я очень много езжу), и в Америке, и в Японии пострадали, потому что любая конфронтация с такой крупной державой, как Россия, эхом отзывается. Про нас я могу сказать следующее: мы сталкиваемся с рядом ситуаций, которые раньше бы просто не случились. Например, у нас в Ригу не поехало сейчас несколько артистов и ассистентов с украинскими паспортами, которые не смогли себе сделать визу. Кроме этого, есть проблемы с транспортировкой: раньше через Украину ехали. Сейчас хотим сделать в Болгарии гастроли, а ехать уже надо через Евросоюз, вот так вот.

- Вы постоянно гастролируете. И, видимо, космополитизм вам не чужд. Существует ли для вас при этом понятие «патриотизм»?

- Я очень большой патриот. Но я разделяю патриотизм на патриотизм полезный и безумный. Самое главное, чтобы патриотизм не превращался в национализм. Многие путают эти два понятия. Определение любых границ, формирование людей по принципу футбольного клуба, когда ненавидят всех тех, кто не в твоей группе – это не патриотизм. Патриотизм в моем представлении — это созидание на благо того места, где ты родился и где ты живешь. Проявлением патриотизма могут быть, в том числе, и гастроли за рубежом. Создать сеть, которая будет приносить прибыль твоей стране и развивать российский бренд по всему миру — это тоже патриотизм.

- Ваш брат обмолвился в телевизионном интервью, что есть мечта построить цирк в Канаде?

- Да, но не только в Канаде, вообще везде.

- Цирковое государство а ля Цирк дю Солей?

- Да. Цирк дю Солей сделал уникальные вещи, он сделал систему, которая была рождена в Советском Союзе, но сделал ее мировой, интернациональной. Они создали прокатную сеть по всему миру, объединив ее под единым флагом, под одним названием. И мы не видим, собственно, причины, почему мы не можем сделать то же самое. Но не так как они.

- Вы недавно снялись в сериале «Маргарита Назарова» про легендарную дрессировщицу, хотели бы вы продолжить свою кинокарьеру? Может быть, сняться в ремэйке «Итальянцы в России», погонять льва по улицам Петербурга?

- Вы знаете, мне интереснее сейчас самому снять кино.

- Вы по сути переезжаете в Питер на два месяца. Весь июнь-июль будете в городе. В Петербурге есть какие-то родные по духу места, где вам хорошо? Планируете ли куда-нибудь выбираться между представлениями?

- Я очень люблю Питер, планирую все еще раз пересмотреть всё, что я даже сто раз видел: и Петергоф, и Екатерининский дворец, и Эрмитаж...

- Многие люди в период белых ночей жалуются на бессонницу. Как вы переносите белые ночи?

- Я вообще мало сплю, много путешествую, поэтому не переживаю по этому поводу.

- А тигры?

- А тигры не поедут смотреть белые ночи — им будет просто всё равно!

Анна Кузнецова, «Фонтанка.ру»

Записка Мюллера: немец сражается с нервными русскими в «Особенностях национальной больницы»

В комедии «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина молодой режиссер Станислав Светлов тщетно пытается придать толику актуальности и чуточку реализма приключениям молодого преподавателя из Гамбурга, который приезжает преподавать немецкий в петербургской гимназии, но сначала проводит сутки в неврологическом больничном отделении в качестве волонтера.

Статьи

>