Евровидение-2015: музыкальная оттепель

«Евровидение» отметило 60-летие в Вене на пафосной ноте любви, сострадания и политкорректности. Главный итог: мы увидели, что Европа относится к России не так плохо, как нам нарисовали в мозгах. Ведь второе место Полины Гагариной – это гораздо больше, чем заслуживала певица со своим номером.

Сама же Россия впервые голосовала не по ставшему неприличным «географическому» принципу, а по сути. Несмотря на все плюсы, есть серьезные опасения, что прямой трансляции 61-го «Евровидения» мы можем и не дождаться: на экране мы увидели столько нетрадиционных моментов, что в голове пульсировало одно – лишь бы депутат Милонов не оказался в этот момент у голубого экрана. А то запретит.



Фото: Elena Volotova (EBU)

Ведущим от «Первого канала» Яне Чуриковой и Юрию Аксюте (он же директор дирекции музыкального вещания телеканала и большой дока по части «Евровидения») было не позавидовать: когда на экране фигурировала окаянная с точки зрения скреп Кончита Вурст (а она, как на грех, была одной из ключевых фигур праздника – прошлогодняя победитель(ница), как-никак), наши комментаторы натужно говорили обо всем, чём угодно – только не о том, что показывали в этот момент на экране. «Много Кончиты», – мрачно резюмировал Аксюта, оценивая драматургию церемонии. А ведь еще нехорошие примеры сексуального поведения порой фигурировали в роликах-представлениях исполнителей – беда, да и только!



Фото: Elena Volotova (EBU)

Отвлечемся от нравственных неудобств, и обратимся к статистике и географии. В юбилейном конкурсе участвовали представители 27 стран, голосовали за участников зрители из 40 стран. Впервые конкурс транслировался на Китай и опять-таки впервые среди участников оказался представитель Австралии: дебют Гая Себастьяна с динамичным номером в стиле «роуд-муви» был по достоинству оценен. Пятое место – это отличный результат для новобранца, пусть даже и выдан он авансом и по причине всеобщей симпатии к заморским участникам.

Среди традиционных участников конкурса в этом году мы не досчитались Турции и Украины. Турки сослались на экономические трудности, а Украина решила сделать скорбный и обиженный вид по поводу донбасских затруднений. Хуже наши соседи сделали лишь самим себе, не воспользовавшись лишним шансом заявить о своей стране и представ в глазах европейской публики обществом, погрязшим в державостроительных комплексах. Для России же отсутствие братских спиваков и спивачек обернулось благом: россияне впервые не были скованы чувством ложного долга голосовать за «своих» – их просто не оказалось в финале (Белоруссия вылетела в полуфинале) и в итоге сделали европейский выбор. Три высшие оценки наша страна отдала Швеции, Бельгии и Италии – публика в Вене оценила наше беспристрастное голосование возгласами одобрения, а не привычным по прежним годам свистом. Кстати говоря, другим странам также удалось оторваться от «географического» принципа. Например, Ирландия отдала 12 баллов Латвии, Чехия – Азербайджану, Израиль – Италии. Девиз «Евровидения» – «строим мосты» – был с успехом воплощен в жизнь.

Еще одним общественным посылом конкурса стала подчеркнутая толерантность: всеобщей приязнью были окружены не только меньшинства, но также инвалиды и вообще выделяющиеся из общей массы индивидуумы. От Польши выступила Моника Кушинска, прикованная к инвалидному креслу (правда, результат в финале оказался очень невысок – уж больно нудная песня). А Финляндию и вовсе представляли объединившиеся в панк-группу Pertti Kurikan Nimipäivät музыканты с синдромом Дауна (не оказались в финале). То, что справедливая оценка зрителей не уступила место толерантной – еще одно несомненное достижение конкурса.

Большую симпатию публики снискала сербская певица Бояна Стаменов с песней «Красота не умирает никогда» и 159 килограммами живого веса. Как бы ни хвалили вокал конкурсантки и ее энтузиазм, зрелище было на большого любителя. Из отрицательных моментов еще отметим выступление итальянского трио Il Volo: нет ничего неприятнее, чем исполнители с «оперными» голосами среди попсы – кому велено чирикать, не мурлыкайте. Тем более, что ансамбля у певцов не получилось – каждый орал как не в себя, не обращая внимания ни на тональность, ни на синхронность исполнения. Публика любит, когда «красиво», но, слава богу, только третье место.

Большое уважение вызвали номера черногорца Knez и румынской группы Voltage, которые исполнили на своих языках красивые песни с социальным подтекстом, но для «Евровидения» это абсолютный неформат. Яркими выступлениями порадовали Эльнур Гуссейнов из Азербайджана (ему очень мешала нелепо одетая подтанцовка), готическая грузинка Нина Сублатти, очаровательная молоденькая мулатка из Латвии Амината с роскошным голосом.

Из непонятных моментов конкурса хочется выделить абсолютную недооцененность британского дуэта Electro Velvet, представившего стилизованный под тридцатые годы мюзик-холльный номер с обилием неонового света, а также эстонцев Элины Борн и Стига Рясты: их невероятно стильное выступление заслуживало не седьмого, а едва ли не второго места. Кроме того, мелодию их песни можно было вспомнить на следующее утро, что для «Евровидения» в редкость.

Теперь о Гагариной. Если отвлечься от нагнетаемого патриотизма с ожиданием Великой Победы и определений, которые раздавали в ее адрес хвалильщики из студии Андрея Малахова – «практически святое лицо», «не бородатая женщина, не биологическая субстанция» – то да, очень хорошее выступление, заслуживающее попадания в пятерку. Но в студию «Первого канала» приволокли и бывшего мужа певицы, и владелицу любимой кофейни Гагариной, и по недоброй нашей традиции принялись фетишизировать российское участие в конкурсе. Какая гадость все-таки этот российский телевизор.



Фото: Elena Volotova (EBU)

Но, несмотря на все опасения, связанные с политической ситуацией, в Вене Полину Гагарину поддержали. Одним из трех высших баллов российскую участницу отметили Финляндия, Греция, Румыния, Белоруссия, Албания, Молдавия, Азербайджан, Латвия, Сербия, Дания, Бельгия, Франция, Армения, Ирландия, Германия, Австралия, Чехия, Испания, Австрия, Израиль, Италия, Португалия и Эстония. Проигнорировали же Россию и пожалели хотя бы один балл Сан-Марино (знают ли там вообще о России?) и чванная Литва. Здесь мы кстати вспомним, что в номере представителей этой державы были продемонстрированы лесбийский и мужеложский поцелуи – так что с них после этого взять?

Так что, если не принимать во внимание эти досадные шероховатости, очевидно, что ни о какой изоляции России на общеевропейской сцене речи не идет. До такой степени, что победитель конкурса швед Монс Зелмерлёв еще в середине голосования не был уверен, что обойдет россиянку. Но он все-таки победил – и победил заслуженно. Монс оказался самым харизматичным, его выступление было выверенным до йоты, хорошо задуманным и воплощенным – в общем, он симпатяга и большой молодец. «Евровидение»-2015 удалось.

Евгений Хакназаров,
«Фонтанка.ру»
 

Куда пойти 19 — 21 апреля: «Тотальный диктант», «Библионочь» фестиваль LOFT и виртуозная «Золушка» в Мариинском

В наступающие выходные город кипит: петербуржцы будут соревноваться в грамотности и допоздна засидятся в библиотеках. Музеи представят новые выставки, а музеи — работы художников разных эпох.

Статьи

>