Как правильно любить родину

С 21 по 24 мая в Санкт-Петербурге проходит юбилейный десятый Международный книжный салон. Большинство мероприятий по традиции состоятся в здании Михайловского манежа и в многочисленных павильонах, расположенных вокруг Манежной площади. Ключевое событие первого дня – пленарное заседание «Великая Победа великой литературы» – в репортаже корреспондента «Фонтанки».

Открывая десятый Международный книжный салон, посвященный в этом году 70-летию Победы, губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко сказал: «Сегодня, когда мы с вами видим попытки переписать историю, как никогда важен голос писателя, и мы очень надеемся, что писатели скажут свое резкое слово в защиту правды и справедливости».

По большей части, именно этим двум темам – переиначиванию или же замалчиванию событий прошлых лет и, как следствие, невозможности нащупать правду в том, что происходит сегодня, было посвящено пленарное заседание «Великая Победа великой литературы», прошедшее сразу после официального открытия.

Помимо губернатора, взявшего приветственное слово, среди участников дискуссии – председатель Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Вячеслав Макаров, президент Российского книжного фонда Сергей Степашин, председатель Центризбиркома, руководитель научного совета Российского военно-исторического общества Владимир Чуров заместитель руководителя Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Владимир Григорьев, писатели Александр Проханов, Валерий Попов, Андрей Константинов и другие. Правда, на все мероприятие был выделен ровно час, так что времени хватило лишь на то, чтобы попытаться сформулировать основные вопросы.

По мнению президента Российского книжного клуба Сергея Степашина, сегодня необходимо создать внятную идеологию, основанную на знании истории и поддерживаемую современной литературой. «Нам не нужно стесняться некой идеологии книги. В США, Западной Европе люди не стесняются по-своему трактовать историю… они представляют события так, как считают нужным». Эта мысль (весьма спорная, чтобы не сказать циничная) перекликалась с заявлением писателя Александра Проханова: «Литература – постоянный орган, который вырабатывает идеологию». Но именно что перекликалась. По словам Степашина, идеология формирует литературу, тогда как по мысли Проханова, дело обстоит ровно наоборот. То есть, говорили вроде бы об одном и том же, а в показаниях разошлись уже на уровне идеи.

Немного позже Проханов и Степашин примерно в одних и тех же выражениях будут говорить о том, что Россия фактически теряла Украину все последние 20 лет, в течение которых туда не «доходила русская культура». Степашин посетует: «Если будете беседовать с людьми 18-19-ти лет на Украине, то увидите, что они совершенно по-другому представляют себе историю нашей страны и своей страны». Проханов считает, что именно в отсутствие русской литературы на Украине – причина того, что там целое поколение молодых людей выросло враждебным к нашей истории и культуре.

Вячеслав Марков и Георгий Полтавченко вспоминали литераторов военных лет, наравне с солдатами приближавших победу посредством той силы, которой обладали, а именно – силы слова. Слова, ставшего «колоссальным воспитательным уроком», «формировавшего честь», пронизанного «любовью к солдату и отечеству». Эти реплики, несмотря на кажущийся пафос, звучали вполне искренне, ряд участников и, в частности, сам губернатор, начали разговор с частных воспоминаний о собственных родных и близких людях.

Тема Великой Отечественной войны, звучавшая лейтмотивом в течение беседы, неизбежно рифмовалась с темой другой войны. Той самой, сегодняшней, которую многие, в том числе многие из присутствующих в зале, упорно не хотели называть по имени. Той самой, в состоянии которой мы живем. Эта мысль, ни разу не высказанная напрямую, так и гуляла от кресла к креслу, пружинила от спикера к спикеру, как мячик для пинг-понга.
Владимир Чуров высказал убеждение, что очевидный путь к чему бы то ни было, будь то новая идеология или новая литература, только один. Необходимо продолжать поиски правды, рассекречивать архивы, доносить подлинную историю до людей. История – наука, состоящая из трактовок. Любые трактовки должны основываться на фактах, а знаний этих самых фактов нам как раз и не хватает, особенно подрастающему поколению. Сам Чуров ведет в этом направлении активную работу и поддерживает всевозможные начинания. Так, например, некоторое время назад при его содействии были выпущены два тома мемуаров времен Великой Отечественной войны. На церемонии открытия Владимир Евгеньевич представлял недавно переизданную книгу документальных рассказов Нисона Ходзы «Дорога жизни».

«Я думаю, что больше не появится серьезных работ о Великой Отечественной войне. Может быть, и хорошо. Чтобы она не была осквернена дилетантским и конъюнктурным подходом», – резюмировал под конец Александр Проханов. По его мысли, нельзя бесконечно использовать память о той войне для прививки патриотизма. После той войны было еще много войн и о них тоже надо помнить и писать.

Пожалуй, при всей неоднозначности многих высказанных мыслей, нельзя не согласиться с тем, что жизнь в состоянии войны требует взвешенных слов и сам по себе патриотизм не порок. Но литература и идеология, по большому счету, лежат в двух совершенно разных плоскостях. Идеология подразумевает определенную массовость – дружное «мы». Литература же всегда персонифицирована – вечное «я». Вопрос – как свести два эти полюса? Вот тут-то и должна была бы начаться самая активная и острая часть дискуссии. Но время, отведенное по регламенту, вышло.

Дарья Мохова, Фонтанка.ру

«Он жил как рок-звезда, он ушел точно так же». В Мариинском театре простились с Владимиром Шкляровым

Белые цветы — букеты лизиантусов, роз, лилий — держали в руках зрители, выстроившись в очередь у входа в исторической здание Мариинского театра, где утром 21 ноября прощались с его погибшим премьером Владимиром Шкляровым. Мимо проносили большие венки — от семей, организаций… Задолго до назначенного часа прощания очередь доросла до ближайшего светофора — в основном, стояли женщины, молодые и постарше, кто-то даже с коляской. Сбоку у входа переминался с ноги на ногу мужчина в спортивном костюме с белой корзиной белых роз и лентой, на которой виделись слова «Дорогому Владимиру… красивому человеку…».

Статьи

>