Comic Con St. Petersburg: взрыв гик-культуры на берегах Невы и его последствия

В минувшие выходные в СКК «Петербургский» впервые прошел фестиваль Comic Con St. Petersburg. Это событие трудно переценить. Потому что вообще-то Comic Con – это один из самых мощных мировых фестивальных проектов, который аккумулирует все, что происходит в мире комиксов, аниме, манга, компьютерных и настольных игр, научной фантастики и фильмов. Стартовав 45 лет назад в Сан-Диего, он катится волной через весь мир, охватывая все новые города. «Фонтанка» исследовала перспективы вступления Петербурга в эру гик-культуры.

В данный момент Comic Con проходит более чем в 30 городах в разных странах мира − в Англии, Канаде, Индии, Арабских Эмиратах, Румынии. В США свой Comic Con существует в 16 штатах. Штаб-квартира фестиваля – Comic Com International – находится в Сан-Диего. Именно здесь в далеком 1976 году состоялась панельная дискуссия о «Звездных войнах», где впервые были представлены персонажи и сюжетные линии суперзнаменитого впоследствии сериала, а в 2000 году фестиваль привлек огромное внимание к себе, благодаря предпоказу фильма «Люди-Икс». Позднее здесь не раз проходили громкие премьеры и анонсы: эксклюзивные трейлеры фильмов «Железный человек» и «Темный рыцарь», позднее – кадры из «Аватар». Каждый год Comic Con готовит для поклонников что-то особенное и превосходит самые смелые ожидания поклонников. Особое очарование фестивалю традиционно придает конкурс косплееров – «оживших» персонажей комиксов, аниме, манги, компьютерных игр, фильмов и сериалов. Неудивительно, что купить билет на фестиваль, порой, совсем не просто. Для сравнения: билет на Comic Con в Сан-Диего стоит 50 долларов США для взрослых и 25 для детей, в Петербурге – 850 рублей для взрослых, детям до семи лет вход свободный, детям, начиная со школьного возраста, требовался билет за полную стоимость.

Эра гик-культуры в России

Еще пять лет назад говорить о гик-культуре (geek – фанат, англ.) в России было сложно. Помимо небольшого числа переводных комиксов индустрия испытывала много трудностей: где купить комиксы и их высокая стоимость, дефицит форумов и блогов для общения, тематических мероприятий.

Сегодня гик-культура ощущает явный подъем. Если говорить о переводной периодике, то ее количество значительно выросло за эти годы и практически всегда можно купить продолжение комикса. И, несмотря на то, что литературы по-прежнему не так много, тем не менее, сейчас на книжных полках представлены все комиксы, с которых рекомендуется начинать знакомство с фантастикой. В городе можно встретить комиксы и книги нескольких издательств, каждое из которых ориентировано на собственную тематику. Так издательство Zangavar делает ставку на супергеройские сюжеты, мангу и независимые произведения, среди которых, правда, есть по-настоящему полюбившиеся: «Малыш Немо в сонной стране», «Приключения Тинтина», «Муми-тролли. Полное собрание комиксов». «Олма Медиа Групп» выпустила «Скотт Пилигрим». Любителей манги достаточно регулярно радуют независимые издательства «Фабрика комиксов» и «Палма-пресс». Comix-Art, работая с «ЭКСМО», успело выпустить часть «Песочного человека» и «Люцифера». По-настоящему впечатляет переводная литература издательства «Комикс», которое выпустило не только большинство супергеройских историй, но также ежегодно пополняет детскую коллекцию комиксов. Также нельзя не упомянуть издательство Bubble, публикующее русских авторов. К слову, в этом году оно едет на Comic Con International в Сан-Диего, где наравне с западными «звёздами» индустрии представят свежие выпуски на суд требовательной публики.

Сегодня у поклонников фантастики всегда есть возможность найти любимые комиксы на английском или русском языке на тематических форумах и в социальных сетях. Практически у каждого издательства есть свой блог, посвященный выпускаемой ими периодике. Так, например, Comix-Art, "Истари комикс", "Фабрика комиксов" и другие издательства ведут собственные страницы в популярных социальных сетях, блогах или организуют пространства для общения на собственных сайтах. Также в интернете представлено много самостоятельных блогов и форумов, которые объединяют ценителей комиксов. Среди наиболее известных: Сhedrik.ru, Spidermedia.ru/mustread, Comicsboom.net, Geekster.ru, Forum.comics.com.ua, Geekcity.ru, Strangearts.ru.

В России и раньше проводились мероприятия для любителей поп-культуры – фестивали комиксов и косплея, отдельные презентации новинок компьютерных игр и фильмов. Многие из этих событий проходят ежегодно и уже хорошо знакомы аудитории: «ИгроМир», «Старкон», Geek Pickic, «Бумфест», comXfest и многие другие – каждый в своем городе.

Появление в России крупнейшего тематического фестиваля Comic Con можно считать новым и действительно важным этапом в развитии индустрии в нашей стране. Первый фестиваль прошел в Москве в прошлом году совместно с ежегодной выставкой «ИгроМир» и наглядно продемонстрировал крайне высокий интерес аудитории к тематике. За 4 дня работы мероприятие посетило более 157000 человек, а в его работе приняло участие более 200 компаний-партнеров. Среди первых «звездных» гостей – голливудский актер и режиссер Миша Коллинз (Misha Collins) и автор комиксов V for Vendetta, британский художник Дэвид Ллойд (David Lloyd). Также здесь состоялись громкие российские премьеры хоррора «Бивень» Кевина Смита, анимационного сериала «Звездные войны. Повстанцы», новинки комиксов от издательства Bubble.

Гики-петербуржцы давно ждали своего КомКона. Тут стоит пояснить, что Comic Con в каждом городе – отдельный, самостоятельный проект, который, хоть и обязан приобрести в головном американском офисе лицензию на использование названия и формата, но содержательно зависит исключительно от вкуса и опыта местных организаторов, которые учитывают специфику места и потенциальной аудитории. За 2 дня фестиваль в Петербурге посетило более 27500 человек. Первыми приглашенными гостями Comic Con St. Petersburg стали актеры Кен Стотт (Ken Stott) – Балин из киносаги Питера Джексона, Станислав Яневский (Stanislav Ianevski) – Виктор Крам («Гарри Поттер и Кубок огня»), и Дэниел Логан (Daniel Logan), сыгравший будущего охотника за головами Бобу Фетта в культовой саге «Звёздные войны». Встреча с любимыми персонажами вызвала огромную радость поклонников и непрекращающийся шквал вопросов.

Отдельного внимания заслуживают косплееры, которые помогают «ожить» любимым героям из фильмов, сериалов, комиксов, компьютерных игр. Предполагается, что на Comic Con каждый посетитель – косплеер. Профессиональных артистов, конечно, значительно меньше. Так, в это году официальные заявки на участие прислали не менее 1000 человек со всей страны, 300 из них прошли строгий отбор жюри и приняли участие в конкурсе косплея. Остальные могли представить свой образ в фойе выставки и во внеконкурсной программе.

О том, как прошел первый Comic Con St. Petersburg, в репортаже «Фонтанки.Live».

«Фонтанка» задала несколько вопросов Лоле, главному организатору Comic Con в Петербурге, о перспективах развития фестиваля и индустрии в целом в России. Она предпочитает, чтобы к ней обращались именно так, по никнейму.

Есть ли какие-то особенности именно у Comic Con St. Petersburg по сравнению с другими мероприятиями такого плана? Что вы можете назвать своим достижением?

- Это площадка. СКК был рожден для того, чтобы здесь проводили Comic Con. Помимо того, что это одна из самых авторитетных площадок в городе, у нас была возможность смонтировать сцену и сформировать выставочное пространство под себя. При этом СКК удобно расположен. У нас были другие варианты, например, "Юбилейный" и "Ленэкспо", но мы правильно сделали, что остановили свой выбор на СКК "Петербургский". Это наша победа.

Расскажите о команде Comic Con St. Petersburg.

- Наша команда полностью состоит из энтузиастов-косплееров и волонтеров от петербургской ассоциации волонтеров. Всего более 100 человек.

Какова главная цель Comic Con St. Petersburg и в чем его значение для города?

- Comic Con – это определенный формат мероприятия, который включает в себя общение, можно сказать, двух половинок одного целого – потенциальных производителей и потенциальных потребителей поп-культуры. Если проще, то речь идет о косплеерах, гиках-покупателях и тех, кто создает образы – художниках, писателях и так далее. Фестиваль – площадка, где косплеи могут найти себе поклонников, а люди творческие – свою публику и, возможно, издательства. То есть это делается для всех, чтобы свести все эти сегменты воедино.

В перспективе планируете ли вы показывать фильмы, как это принято на международном Comic Con?

- Да, конечно. В первый раз решили остановиться на презентациях. Представили совершенно эпический трейлер фильма «Кое-что задаром» режиссера Алексея Талызина и первый российский стимпанк триллер «Корсет». На стенде представлены костюмы и, мало того, пришли «звезды» фильма – Иван Ожогин и Вера Свешникова.

Давайте поговорим подробнее о косплеерах. Как шел отбор? По каким критериям?

- Это была битва титанов, потому что хотелось, чтобы косплеи были максимально интересные и яркие. К сожалению, были так называемые «шкафные» косплеи, но это несерьезно. Отбор был не сказать, чтобы особенно драконовским. Мы отобрали тех, по кому было видно, что они стараются, потому что иная позиция в современном мире нежизнеспособна. Сам отбор шел по нескольким критериям, основным из которых является screen accurate (прим. ред. – максимальное соответствие оригиналу), до дотошности. Также важно соответствие косплеера своему персонажу. Посмотрите на вот этого Порко Россо (прим. ред. – персонаж одноименного мультфильма Хаяо Миядзаки), насколько девушка постаралась сделать этот пятачок. Кроме того, человек оценил возможности своей внешности и не стал пытаться влезть в костюм Сейлормун (прим. ред. – персонаж японского мультсериала Sailor Moon).

Каких персонажей оказалось больше всего – из комиксов, аниме, видеоигр? Что особенно популярно среди косплееров?

- Персонажи компьютерных игр. Все, что с доспехами, например, DOTA. Также League of Legend, Mortal Combat, BioShok.

Существуют ли какие-то тренды в косплее?

- Да. В первую очередь, в расчет берутся самые актуальные тенденции в кино. Например, сейчас вышел фильм «Мстители. Эра Альтрона», и вот перед нами эти персонажи. Из сериалов это, конечно, «Игра престолов». «Доктор Кто» – это просто нетленка. На любом фестивале, если появляется «Доктор Кто», то можно считать, что успех уже обеспечен.

Как вы оцениваете перспективы развития самого фестиваля Comic Con в России?

- Перспективы очень хорошие. Есть, куда стремиться. Есть, что еще делать интересного с нашей стороны и со стороны экспонентов, косплееров и всех остальных, кто создает эту атмосферу. У ребят, которые делали стенд «Доктор Кто» и другие масштабные стенды, практически не было никаких ограничений по площади. Главное – чтобы было заполнение и чтобы было интересно. Возможно, что-то не получилось, но, честно говоря, и тематических событий такого масштаба в Питере тоже нет. Поэтому мы стараемся – на уровне человеческих возможностей и сверх того.

Сейчас активно переводят комиксы, а на мероприятии за два дня прошло несколько презентаций новых научно-фантастических книг. На какие издания делается особый упор и можно ли говорить о дальнейшем влиянии фестиваля на культуру чтения тематической периодики?

- Это вопрос, скорее, к издателям. Проблема ведь еще и в том, что самой культуры чтения комиксов, в отличие от Запада, в России нет. Она сейчас только зарождается. В США и Европе многие люди учились читать по комиксам – они и появились во многом для этого. Нам, конечно, очень хотелось бы, чтобы индустрия развивалась, достигла космических высот.

Какие у вас дальнейшие планы?

- Сейчас нам важно проанализировать это мероприятие: что было хорошо, что не очень, что мы можем улучшить? В следующем году хотим привезти Нила Геймана (прим. ред. – автор комиксов и сценариев к фильмам, среди которых «Песочный человек», «Звездная пыль», «Американские боги»). Очень хотим!

Александра Мельникова, «Фонтанка.ру»

 

 

Сериал «Старик»: Джефф Бриджес дает уроки невербальной коммуникации в роли пенсионера-црушника

На канале FX стартовал первый сезон шпионского триллера «Старик», основанного на книге Томаса Перри, корифея жанра «airport novel» — такие книжки хватают со стойки перед посадкой в самолет, чтобы пробежать одним глазом и выкинуть из головы по окончании полета. Единственное требование к этому чтиву — динамичный сюжет, однако в сериале есть весомый бонус в виде Джеффа Бриджеса, придающего главному герою психологическую глубину.

Статьи

>