«Безумный Макс: Дорога ярости»: Вперед в прошлое
С четверга в кинотеатрах начали показывать четвертую часть эпопеи о супергерое Максе Рокатански. Событие исторического масштаба — во-первых, потому что ленты ждали ровно тридцать лет. Во-вторых — что куда важнее – это самый значительный и необычный блокбастер последнего времени, воскрешающий «золотой век» жанра.
Последняя лента про гонщика Макса вышла на экраны в 1985 году — и последующие тридцать лет, так или иначе, прошли под бесконечные новости о том, на какой стадии сейчас проект. Уже в 90-е был готов сценарий — но не могли запуститься. Потом сценарий переработали и были готовы снимать — но началась война на Ближнем Востоке, где как раз должны были проходить съемки. Вот вроде бы согласился участвовать в четвертой части Мэл Гибсон. А вот его решили не приглашать — и заменили на более молодого и героического Тома Харди. Даже в последние годы новостей было много — например, что натурные съемки пришлось переместить в Намибию, потому что там, где они должны были проходить, начались ливневые дожди.
Добавить к этому всему хайпу стоит, что «Макс» – чуть ли ни единственная такая эпопея, снятая одним режиссером, Джорджом Миллером. Ну и, конечно, «Макс» – даже в традиции блокбастеров явление исключительное. При всей популярности, не раздерган на цитаты, не стал частью массовой культуры, остался просто набором культовых в буквальном смысле лент. Больше такого захватывающего кино про гонки в постапокалиптическом мире никто и никогда не снимал.
Ожидания оказались более чем оправданы. Для начала, конец света окончательно наступил. По пыльной пустыне воландается всеми забытый Макс (Том Харди), единственные его товарищи — воспоминания о преступлениях прошлого и призраки погибших близких и друзей. По той же пустыне гоняют «стервятники» – банда лысых головорезов под предводительством уродца по имени Бессмертный Джо (Хью Кияс-Бёрн). Эти истово верят, что всех их ждет лучший мир и прекрасная Валгалла, надо только побольше народу перерезать и загробастать под себя все энергоресурсы на планете. Макса эти стервятники хватают, делают своим рабом, а потом отправляются с ним же в виде талисмана в погоню за сбежавшим гаремом предводителя-злюки Джо.
И это только самая-самая завязка: при небольшом числе персонажей и не слишком большом размахе, более насыщенного сюжета давно не появлялось на экранах. Тут и гонки, и политические частушки, и бои на всех видах оружия. В общем, лучшее шоу на земле, безумноватое такое барочное зрелище, образец хорошей, крепкой, умной драматургии в остросюжетном кино. Но не это главное.
Главный эффект от нынешнего «Макса» – с такой свежей головой боевики и гонки очень давно не снимали. Годов с восьмидесятых, когда точно знали, кто враг, а кто друг — и это знание, в общем, обеспечило золотой век большого и зрелищного кино. Должны были, конечно, пройти эти тридцать лет, чтобы с таким энтузиазмом и бьющей через край фантазией Джордж Миллер придумывал всю эту орду карликов, гномов, уродцев, юных дев, лысую солдатню и жирных финансистов. Чтобы просто в голову пришел весь безумный автопарк, который гоняет по зыбучим пескам и солончакам в новом «Максе» (имеется, скажем, отдельная машина-сцена, с которой кадровый полковой музыкант злодеев рубит металлические риффы на гитаре).
Это даже не просто голод по конкретному сюжету или необузданная фантазия — хотя и они тоже. «Макс» действительно снят так, как будто последних тридцати лет как не бывало — в плане не столько формальном, сколько содержательном. Если угодно, идеологическом. Такого прозрачно-политического и одновременно убедительного кино об опасности войны, вражды, жажды наживы, пропаганды не было очень и очень давно. Миллер легко объединяет памфлет и цирковое шоу, аналитическую заметку и рок-концерт. И это не столько даже радует, сколько заставляет насторожиться. Нет, не по отношению к «Максу». Скорее, по отношению к сегодняшнему дню. Такое кино может появиться только в очень полярном мире, в котором слишком хорошо понятен образ врага и отчетливо ясно, чего стоит бояться прямо сейчас. И если кому-то еще нужны доказательства, что мы вернулись во времена «холодной войны» (то есть прошлых частей эпопеи), «Макс» - наиболее весомое из возможных.
Иван Чувиляев, специально для «Фонтанки.ру»
Богатые тоже горюют: сезон в Александринке открылся премьерой Богомолова
Новости
- 09 сентября 2024 - «Звери» все-таки выступят на Дворцовой — с Майдановым, Хабибом и Карауловой
- 08 сентября 2024 - Картина Педро Альмодовара взяла главный приз в Венеции
- 06 сентября 2024 - Премьеру фильма о Борисе Рыжем отменили и в других городах, названа одна из причин
- 05 сентября 2024 - В Петербурге отменили премьеру фильма о поэте Борисе Рыжем
- 05 сентября 2024 - «Эксмо» анонсировало новую книгу Виктора Пелевина. Названия пока нет, зато есть плейлист
Статьи
-
08 сентября 2024, 23:58На 81-м Венецианском кинофестивале «Золотой лев» достался фильму Педро Альмодовара «Комната по соседству». Тему режиссер выбрал не из легких: героиня пытается принять собственную скорую смерть. И некоторые другие призеры этого года тоже будто тронуты могильным холодком. Разбираемся, какие фильмы и за что нынче наградили на острове Лидо.
-
06 сентября 2024, 15:49Реставраторы Музея Академии художеств уже полтора года приводят в порядок масштабное полотно неаполитанского мастера эпохи барокко Луки Джордано «Избиение младенцев». Широко известна картина художника на аналогичный сюжет из Музея Прадо в Мадриде, а вещь из Музея Академии почти никто не видел больше ста лет. В 2025 году её покажут на выставке работ Луки Джордано и его учеников, которая пройдёт в ГМИИ им. Пушкина в Москве. «Фонтанка» побывала в реставрационной мастерской, увидела картину до «премьеры» и узнала захватывающую историю полотна.
-
02 сентября 2024, 19:04
-
01 сентября 2024, 19:24