Не верьте глазам своим: новый Музей иллюзий в Петербурге

В пространстве «Скороход» открылся, как его представляют, «первый интерактивный Музей иллюзий». На самом деле Музей иллюзий есть на Большой Морской, 5; есть что-то подобное в ЛабиринтУме, в Зеркальном лабиринте. Но этот, «скороходовский», позиционирует себя как «не просто развлекательный; поближе к науке». Возрастная аудитория определена как «0-99 лет».

Площадка «Скороход» будто создана для таких штуковин. Второй этаж пятого корпуса дома № 107 по Московскому проспекту, черные коридоры, у входа толпится коллектив детей, большей частью младше шести лет, – таким вход бесплатный.

Алена Мадянова (вообще-то она пиар-менеджер музея, но тут взяла на себя роль экскурсовода) подводит снующих детей к обычной такой комнате, дети исчезают в дверном проеме – и тут же музей оглашают жизнерадостные вопли. Заглядываем в проем и видим: комната как комната, полки с цветами, диван. Но пол скошен. Детвора слегка пьяной походкой, но уверенно перебирается от предмета к предмету. Табличка рядом с «Антигравитационной комнатой» поясняет: мозг крепко запоминает расположение предметов в пространстве нашего мира, и потому мы автоматически оцениваем, скажем, расстояние от одного предмета до другого. И мозг дуреет, когда теряет ориентацию. Алена предупреждает: дети с такими «навигационными» переменами справляются гораздо легче – взрослые, бывает, падают в этой комнате, хотя угол наклона пола не так уж велик.

Вообще-то этот музей иллюзий сделали музеем иллюзий сами посетители. Была фотостудия; ее создатели – Ирина и Андрей Филевские – старались разнообразить прилегающее пространство и соорудили при студии нечто вроде галереи с периодическими выставками. Однажды в качестве экспоната взяли да смастерили комнату Эймса (про которую полагается говорить «знаменитая»). Американский офтальмолог Альберт Эймс-младший в 1930-х годах сконструировал комнату, которая в глазок кажется совершенно обычной, прямоугольной, с ровным шахматным рисунком на полу, но люди в разных концах комнаты для наблюдающего в глазок кажутся необъяснимо разного роста. И за доли секунды человек, проходя из одного угла комнаты в другой, вырастает или уменьшается на глазах.

В скольких голливудских, да и прочих фильмах применялся этот эффект, чтобы без лишних заморочек показать актера нормального роста гораздо больше или гораздо меньше других.

- Андрей, наверное, с месяц эту комнату делал, – вспоминает Ирина. – Там ведь нужно всё рассчитать – на какой высоте должно быть окошко-глазок, какой должна быть разлиновка пола, чтобы получился нужный эффект.

Этот музей – в общем-то, хэнд-мейд, сделан их собственными руками. Покупать готовые экспонаты, говорят, неинтересно – они везде одинаковые, а тут сами прошерстили даже советские учебники физики. Оттуда, например, взяли большой перископ. В трубу видишь то, что происходит на другом ее конце, а потом тебе демонстрируют, что обзор-то был закрыт сплошной доской, ну и как ты мог видеть?

Да, так вот публика, побывав в комнате Эймса и полюбовавшись на галерейные 3D-фотографии стала называть фотостудию музеем (тогда еще не было Музея иллюзия на Большой Морской).

- А потом ребята решили: раз называют музей – может, и сделать музей? И стали собирать идеи, экспонаты, архивы поднимать, – говорит Алена. – Музей предполагает некую историческую часть, поэтому и мы старались показать, как менялись со временем иллюзии.

На стенах – уже классические образцы обмана зрения. «Решетка Германа» (1870) – где на пересечении белых линий вы видите несуществующие серые пятна; иллюзия У. Эренштейна (1921) – как штриховка делает геометрические фигуры не такими, какие они есть на самом деле. Над картинками «зависла» немецкоязычная молодая пара. Одни рисунки вдруг наполняются объемом, другие начинают пульсировать. В одной из шести комнат – основательная конструкция «человек-паук» (тело-паука, голова – ваша) – такие декорации применялись в театре еще в XVIII веке.

Беседуем, сидя на диване; рядом со мной, помимо Алены, нижняя половина чьего-то туловища. Аттракцион предполагает, что я должна высунуть верхнюю половину своего туловища из дырки в диване – можно в таком расчлененном виде сфотографироваться на память.

На окне стоит Дракон Гарднера (или Джерри Эндрюса, по разному называют) – объемная конструкция из бумаги; всюду следит за вами взглядом и даже поворачивает голову.

Дети осаждают повисший в воздухе здоровенный кран, из которого льется непонятно откуда взявшаяся вода. Тоже довольно известный аттракцион, впервые «парящий кран» появился в Испании в Пуэрто де Санта Мария, с тех пор много где появлялся – но до сих пор «это работает».

Неподалеку барышня-подросток усаживается на стул, три ножки которого отпилены. Барышня начинает ерзать, чтобы проверить стул на устойчивость – порядок.

Вопросы «а как это сделано?», разумеется, звучат. Алена говорит, что школьникам (в музее уместно провести урок физики) объяснять, то есть развенчивать чудеса, пожалуй, придется.

… «Звук для тех, кому нет двадцати», – сообщает экран в большой рыжей коробке. Надеваю наушники, нажимаю на «плей». Инструкция на экране подсказывает: звук на частоте 18000 Гц большинство людей старше 20 лет уже не слышит. И будто бы даже некоторые подростки ставят себе такой звук рингтоном на мобильник, чтобы родители не улавливали. «Проверьте, сколько лет вашим ушам», – предлагает экран. Ну, мои уши значительно моложе остального моего организма – звук я слышу.

- Когда муж программировал эти звуковые иллюзии, я понять не могла, что за звук такой идет, – рассказывает Ирина. – Ну уже невозможно было его слышать, неприятный он. А Андрей вообще его не слышал.

Рыжие автоматы отвечают за звуковые иллюзии. Там есть несколько от американского психолога Дианы Дойч, известной мастерицы на такого рода фокусы. Например, вот один: идет чередующаяся невнятная последовательность звуков, но мозг постепенно пытается придать ей смысл, и вы улавливаете какое-то слово или фразу (которые на самом деле – плод вашего воображения). Считается, что человек услышит то, о чем сейчас думает. Разработка английская – стало быть, идут звуки, характерные для английского произношения, но мое ухо улавливает безнадежное «no way», то бишь «бесполезняк» или «ни в коем случае». Решаю, что послышалось все же «Norway» – Норвегия как-то повеселее.

Есть еще «Кричащая коробка» – что-то вроде стиральной машинки, в которую надо засунуть голову и крикнуть. Разноцветные кнопочки сбоку покажут, на сколько децибел вы наорали. Девочка лет семи гаркнула на 97 дБ. «Это почти раскат грома», – сверяется Алена по таблице. Сводная таблица инструктирует: Мария Шарапова выдает на корте 101 дБ.

- Что хочется донести: иллюзии встречаются везде, в том числе в повседневной жизни, – говорит Алена. – И стоит относиться ко всему внимательнее. И, в общем, не очень верить тому, что кажется.

Так что и у себя дома вы можете ощутить, скажем, «иллюзию Вебера»: холодные предметы кажутся тяжелее, чем теплые того же веса. Или «иллюзию Луны»: Луна и Солнце кажутся в 1,5 раза больше, когда расположены низко над горизонтом, чем когда высоко в небе. А вот замечательная, метафоричная, «иллюзия Мюллера-Шумана»: предмет кажется легче, если до того поднимать более тяжелые. Если дело кажется проблемным – возьмитесь за более неприятные дела, и то, первое, покажется пустяком.

К открытию музея еще не все экспонаты успели поставить, так что грядет пополнение коллекции.

Анастасия Долгошева, специально для «Фонтанки.ру»

 

 

Куда пойти 29 — 31 марта: MELANCHOLIA в KGallery, ода хлебу в танце и пластилиновые солдатики

В последние выходные марта поддержку и положительные эмоции можно получить на первом проекте из серии событий Context. Diana Vishneva или на ностальгическом фестивале «Брат-2: Живой Soundtrack». В Фонтанном Доме проходит встреча с первым директором музея Анны Ахматовой, а в театрах говорят о любви.

Статьи

>