Неумирающий лебедь: памяти Майи Плисецкой

В грядущем ноябре Майе Михайловне Плисецкой исполнилось бы 90 лет. Безжалостному двадцатому веку она подарила гармонию и совершенство своих уникальных, выверенных до вздоха и при этом страстно одухотворенных партий в канонических балетах «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и «Умирающий лебедь». При этом, трудно назвать актрису балета более широкого амплуа: Кармен удавалась ей ничуть не хуже, чем Одетта-Одилия. Оставаясь великой Артисткой, она была еще и выдающейся женой: ее брак с композитором Родионом Щедриным стал одним из самых несокрушимых и красивых союзов российской, да и мировой богемы.

Свой жизненный путь Плисецкая закончила, увенчанная всевозможными лаврами. Перечислять все регалии неинтересно, отметим, что она – одна из пяти женщин, полных кавалеров Ордена «За заслуги перед Отечеством»: вместе с Плисецкой такого почета удостоились только Галина Вишневская и ныне здравствующие Президент музея имени Пушкина Ирина Антонова, главный режиссер театра «Современник» Галина Волчек, а также Валентина Матвиенко.

Но от Родины Майе Михайловне доставались не только розы корзинами и награды. Мы вполне могли бы и не узнать такую балерину – когда юной Майе было 12 лет, ее отец был арестован и расстрелян, а мать, киноактриса Рахиль Мессерер, была сослана в печально известный АЛЖИР – Акмолинский лагерь жен изменников Родины. От печальной судьбы дочери врага народа Майю спасла тетя, солистка балета Большого театра Суламифь Мессерер, которая удочерила племянницу.

Осознание принадлежности к большой артистической семье давало не только силы для жизни. Оно же требовало и неустанного труда, и неутомимости в завоевании балетных вершин – вопреки «запятнанной» биографии. В 1943 году Плисецкую принимают в труппу Большого театра, в 1959-м, в возрасте 33-х лет она получает звание «Народная артистка СССР». И с тех пор на многие годы вперед страна знала, что эталонные «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и «Умирающий лебедь» – только с ней, с Плисецкой.

Но главное событие в жизни, по признаниям самой балерины, случилось годом раньше, в 1958-м. Именно тогда она вышла замуж за композитора Родиона Щедрина. Союз оказался счастливым. Знакомство Щедрина и Плисецкой устроила femme fatale советского бомонда Лиля Брик, зазвав будущих супругов на демонстрацию чудо-техники той поры – магнитофона. Так состоялся один из самых блестящих артистических союзов страны, а, возможно, и мира. Родион Щедрин преподнес супруге лучшие дары: балеты «Анна Каренина», «Чайка», «Дама с собачкой». Хитом мирового масштаба стала знаменитая «Кармен-сюита» Бизе-Щедрина, поставленная великим Альберто Алонсо: после экранизации 1968-го года Кармен в исполнении Плисецкой полюбилась миллионам телезрителей СССР. Второй экранизации 1978-го года, в которой образ Кармен был создан Плисецкой с большим психологизмом и неизменной внешней эффектностью, повезло меньше: через год исполнитель партии Хозе Александр Годунов решил после гастролей остаться в США, и запись была надолго положена на полку.

Восьмидесятые годы – период новых открытий для Плисецкой и время творческой свободы. Майя Михайловна становится художественным руководителем Римского театра оперы и балета, а также Испанского национального балета. Плисецкую боготворят Морис Бежар и Пьер Карден.

С 90-х годов Плисецкая почти полностью посвящает себя супругу, вдохновляя Щедрина на покорение новых вершин. Оперы «Очарованный странник», «Боярыня Морозова» и особенно блистательный «Левша» – все они родились благодаря поддержке Плисецкой. Присутствующие при подготовке премьерных представлений «Левши» в Мариинском театре были тронуты той заботой, которой окружала композитора супруга. К сожалению, судьба внесла свои коррективы: премьеру «Левши» Плисецкая встретила не на почетном месте в зале, а в номере гостиницы – она подвернула ногу, когда спешила принести Щедрину стакан воды во время репетиции. А потом еще были счастливые вечера в театре «Санктъ-Петербургъ опера», когда в прямом смысле из забвения Юрием Александровым была воскрешена первая опера Щедрина «Не только любовь».

Звездные супруги любили Санкт-Петербург и часто приезжали в наш город. Но жить Плисецкая и Щедрин предпочитали в Европе – в Германии – или в постсоветской Латвии. Впрочем, и живя в советской России, они не отличались благонадежностью: Майя Плисецкая была в числе подписантов письма Брежневу с призывом не допускать реабилитации Сталина, Родион Щедрин двумя годами позже отказался поставить свою подпись под письмом, в котором деятели культуры высказывались в поддержку решения о вводе советских войск в Чехословакию.

Пусть такой она и останется в нашей памяти. Всегда со своей точкой зрения, всегда стремящаяся к независимости. Утонченная – как умирающий лебедь, и земная, страстно любящая пиво и черный хлеб с селедкой. Подарившая нам и стране свои талант и гениальность. Во многом благодаря балерине Майе Плисецкой из трех свидетельств нашей мощи – деланья ракет, покорения Енисея и области балета – с последним дела обстояли лучше всего.

Фонтанка.ру

«Он жил как рок-звезда, он ушел точно так же». В Мариинском театре простились с Владимиром Шкляровым

Белые цветы — букеты лизиантусов, роз, лилий — держали в руках зрители, выстроившись в очередь у входа в исторической здание Мариинского театра, где утром 21 ноября прощались с его погибшим премьером Владимиром Шкляровым. Мимо проносили большие венки — от семей, организаций… Задолго до назначенного часа прощания очередь доросла до ближайшего светофора — в основном, стояли женщины, молодые и постарше, кто-то даже с коляской. Сбоку у входа переминался с ноги на ногу мужчина в спортивном костюме с белой корзиной белых роз и лентой, на которой виделись слова «Дорогому Владимиру… красивому человеку…».

Статьи

>