Юбилей Победы в «Росфото»: «Знамя Победы» Евгения Халдея и «Письмо домой»
В выставочном центре «Росфото» к семидесятилетию Победы подготовились основательно. Помимо экспозиции, посвященной весеннему Берлину 1945 года, о которой уже писала «Фонтанка», здесь в конце апреля были открыты еще две выставки. Одна, «Знамя Победы», рассказывает о боевом пути одного из главных фронтовых фотолетописцев Евгения Халдея, чьи работы стали хрестоматийными. Вторая посвящена работе военной почты, которая обеспечивала связь бойцов с родными и близкими.
Евгений Халдей – это не только «те самые» снимки знамени над горящим Рейхстагом и поверженных нацистских штандартов на Красной площади. В первую очередь – это ежедневные фотоотчеты, зафиксировавшие на пленке лицо самой войны. Это многочисленные свидетельства человеконенавистничества, некоторые из которых были предъявлены на Нюрнбергском трибунале. Если не смерть – то выжившие, изможденные жители, оказавшиеся на оккупированных территориях. Каждодневный солдатский труд и редкие, очень редкие поводы для радости. А еще – снимки мировых лидеров: Сталина, Черчилля, Рузвельта.
Родившийся в 1917 году в Юзовке – будущем Донецке – Юхим Халдей столкнулся со смертью сразу после появления на свет. На Украине бушевали еврейские погромы, молодчики ворвались и в жилище Халдеев. Перед смертью мать успела заслонить сына своим телом, но малыш все равно оказался тяжело раненным прошедшей насквозь пулей.
Дальнейшее жизнеописание фотографа полностью укладывается в рамки канонов людей, «сделавших себя сами». Первая фотокамера, смонтированная мальчиком из бабушкиных очков и картонной коробки. Первый настоящий фотоаппарат, купленный в кредит на зарплату рабочего в паровозном депо. Сотрудничество с украинским, а позже и всесоюзным фотоагентством, съемки социалистических строек и стахановцев, работа в «Фотохронике ТАСС».
Евгений Халдей прошел с фотоаппаратом все 1418 дней войны. Его фотография «Первый день войны», на которой изображены москвичи, слушающие на улице радиообращение Молотова, стала единственным профессиональным кадром, запечатлевшим события 22 июня 1941 года.
Среди работ Евгения Халдея запоминается страшный и чудовищный снимок, сделанный в Вене в апреле 1945 года. На садовых скамьях, запрокинув головы, сидят женщина и юноша. Тут же примостилась девочка – все они мертвы. Это нацист расстрелял свою семью, а после покончил с собой – он лежит на земле неподалеку. Во время просмотра фотографии мысли о справедливом возмездии уступают место осознанию всей трагичности событий Втором мировой войны, а фотоконстатация произошедшего на наших глазах становится эпосом.
Первые послевоенные годы вовсе не стали для Евгения Халдея временем пожинания лавров. Его уволили из ТАСС – скорее всего, причина крылась в том, что конец сороковых годов плохо рифмовался с этническим происхождением фотографа. Спустя годы, Халдей сумел возвратиться в профессию, сотрудничая с центральными изданиями.
Присутствовавшая на открытии выставки дочь фотографа Анна Халдей продемонстрировала Знамя Победы: именно такое было использовано Евгением Халдеем для постановочного кадра. Полотнище было изготовлено из красной скатерти, а серп и молот – из простыни. Снимок «Знамя над Рейхстагом» фотографу помогли сделать бойцы – киевлянин Алексей Ковалев, дагестанец Абдулхаким Исмаилов и Леонид Горычев из Минска.
Выставка «Знамя Победы» продлится в «Росфото» до 25 июня. Для того, чтобы познакомиться с еще одной «военной» экспозицией – «Письмо домой. Корреспонденция Великой Отечественной войны» – времени осталось меньше, она будет открыта только до 24 мая.
Посетители увидят подлинные образцы фронтовой переписки и цифровые копии открыток, писем-треугольников, закрытых писем-секреток и т.д. Примечательно, что в военные годы письмооборот на фронт достигал 70 миллионов писем в месяц. При этом сроки доставки корреспонденции были сопоставимы с нынешними скоростями «Почты России»: открытки на передовую поступали на 5-7 день, письмо шло около двух недель. Художественное и агитационное оформление конвертов и открыток, примеры перлюстрации писем, детские послания – представленные экспонаты наглядно демонстрируют эту «техническую» сторону военных лет, без которой образ нашей Победы был бы неполным.
Евгений Хакназаров,
«Фонтанка.ру»
Лицом к лицу с историей. На выставке в Эрмитаже показывают портреты за 4000 лет от погребальных масок до фото
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 24 декабря 2025 - В Петербурге взошла частная Луна. Ее позвали на день рождения
- 24 декабря 2025 - Музей-заповедник «Царское Село» бесплатно примет тезок веселой императрицы
- 15 декабря 2025 - Эрмитаж рассказал, в каких залах держали и допрашивали декабристов, и показал на выставке их вещи и картечь
- 15 декабря 2025 - В Царском Селе завели общительного Сережу, но на самом деле он — Каприз
- 14 декабря 2025 - Умерла Евгения Петрова, много лет работавшая замдиректора по науке Русского музея
Статьи
-
26 декабря 2025, 08:00В последние выходные этого года культурные площадки Петербурга окончательно переключаются на новогодний лад. Рассказываем, где искать выставки на рождественские темы, как попасть в «волшебный лес» Фонтанного дома и стать участником карнавала и с какой новинкой театр «Мастерская» входит в 2026 год.
-
25 декабря 2025, 15:30Как известно, книга — лучший подарок, особенно на Новый Год и Рождество. Но что делать, если «Гарри Поттер» уже перечитан и пересмотрен десять раз, «Рождественская История» и прочая святочная классика тоже, а в сторону списка школьного чтения пока не хочется смотреть? «Фонтанка» попросила писателей, художников, переводчиков и издателей (в основном, петербургских) порекомендовать детские книги. А заодно узнала, что они думают о ситуации в детской литературе сегодня.
-
20 декабря 2025, 17:30
-
18 декабря 2025, 15:00
-
15 декабря 2025, 11:29