Юбилей Победы в «Росфото»: «Знамя Победы» Евгения Халдея и «Письмо домой»

В выставочном центре «Росфото» к семидесятилетию Победы подготовились основательно. Помимо экспозиции, посвященной весеннему Берлину 1945 года, о которой уже писала «Фонтанка», здесь в конце апреля были открыты еще две выставки. Одна, «Знамя Победы», рассказывает о боевом пути одного из главных фронтовых фотолетописцев Евгения Халдея, чьи работы стали хрестоматийными. Вторая посвящена работе военной почты, которая обеспечивала связь бойцов с родными и близкими.

Евгений Халдей – это не только «те самые» снимки знамени над горящим Рейхстагом и поверженных нацистских штандартов на Красной площади. В первую очередь – это ежедневные фотоотчеты, зафиксировавшие на пленке лицо самой войны. Это многочисленные свидетельства человеконенавистничества, некоторые из которых были предъявлены на Нюрнбергском трибунале. Если не смерть – то выжившие, изможденные жители, оказавшиеся на оккупированных территориях. Каждодневный солдатский труд и редкие, очень редкие поводы для радости. А еще – снимки мировых лидеров: Сталина, Черчилля, Рузвельта.

Родившийся в 1917 году в Юзовке – будущем Донецке – Юхим Халдей столкнулся со смертью сразу после появления на свет. На Украине бушевали еврейские погромы, молодчики ворвались и в жилище Халдеев. Перед смертью мать успела заслонить сына своим телом, но малыш все равно оказался тяжело раненным прошедшей насквозь пулей.

Дальнейшее жизнеописание фотографа полностью укладывается в рамки канонов людей, «сделавших себя сами». Первая фотокамера, смонтированная мальчиком из бабушкиных очков и картонной коробки. Первый настоящий фотоаппарат, купленный в кредит на зарплату рабочего в паровозном депо. Сотрудничество с украинским, а позже и всесоюзным фотоагентством, съемки социалистических строек и стахановцев, работа в «Фотохронике ТАСС».

Евгений Халдей прошел с фотоаппаратом все 1418 дней войны. Его фотография «Первый день войны», на которой изображены москвичи, слушающие на улице радиообращение Молотова, стала единственным профессиональным кадром, запечатлевшим события 22 июня 1941 года.

Среди работ Евгения Халдея запоминается страшный и чудовищный снимок, сделанный в Вене в апреле 1945 года. На садовых скамьях, запрокинув головы, сидят женщина и юноша. Тут же примостилась девочка – все они мертвы. Это нацист расстрелял свою семью, а после покончил с собой – он лежит на земле неподалеку. Во время просмотра фотографии мысли о справедливом возмездии уступают место осознанию всей трагичности событий Втором мировой войны, а фотоконстатация произошедшего на наших глазах становится эпосом.

Первые послевоенные годы вовсе не стали для Евгения Халдея временем пожинания лавров. Его уволили из ТАСС – скорее всего, причина крылась в том, что конец сороковых годов плохо рифмовался с этническим происхождением фотографа. Спустя годы, Халдей сумел возвратиться в профессию, сотрудничая с центральными изданиями.

Присутствовавшая на открытии выставки дочь фотографа Анна Халдей продемонстрировала Знамя Победы: именно такое было использовано Евгением Халдеем для постановочного кадра. Полотнище было изготовлено из красной скатерти, а серп и молот – из простыни. Снимок «Знамя над Рейхстагом» фотографу помогли сделать бойцы – киевлянин Алексей Ковалев, дагестанец Абдулхаким Исмаилов и Леонид Горычев из Минска.

Выставка «Знамя Победы» продлится в «Росфото» до 25 июня. Для того, чтобы познакомиться с еще одной «военной» экспозицией – «Письмо домой. Корреспонденция Великой Отечественной войны» – времени осталось меньше, она будет открыта только до 24 мая.

Посетители увидят подлинные образцы фронтовой переписки и цифровые копии открыток, писем-треугольников, закрытых писем-секреток и т.д. Примечательно, что в военные годы письмооборот на фронт достигал 70 миллионов писем в месяц. При этом сроки доставки корреспонденции были сопоставимы с нынешними скоростями «Почты России»: открытки на передовую поступали на 5-7 день, письмо шло около двух недель. Художественное и агитационное оформление конвертов и открыток, примеры перлюстрации писем, детские послания – представленные экспонаты наглядно демонстрируют эту «техническую» сторону военных лет, без которой образ нашей Победы был бы неполным.

Евгений Хакназаров,
«Фонтанка.ру»

Самое важное на ярмарке Non/fictio№ 26: Иванов, Рубина, Сальников

Ярмарка интеллектуальной литературы Non/fictio№ — главное издательское событие года. Именно «к Нонфику» издательства торопятся выпустить ключевые новинки, там же возникают коллаборации, заявляют о себе новые игроки на рынке и, конечно же, проходят встречи с авторами. У входа на ярмарку всегда целый лабиринт витрин с книгами, которые специальная организаторская комиссия отобрала как достойные внимания. В этих витринах всегда за сотню наименований — отечественные и переводные, взрослые и детские, художественные и нехудожественные книги. Рассказываем, какие произведения именно российских писателей в этом году оказались самыми востребованными и обсуждаемыми

Статьи

>