
Quidam: слабонервным смотреть и чувствовать

29 апреля в Петербурге стартует гастрольное шоу всемирно известного Cirque du Soleil. В этот раз на суд публики представят программу, выдержавшую проверку годами – Quidam — шоу для всех и про всех. Однако, готовясь к российскому турне, артдиректор Майкл Смит сформулировал главное ощущение: он заверил «Фонтанку», что «Некто» (именно так переводится с латыни название) — ни что иное, как «Петербург на сцене».
«Некто» отправился в путешествие по миру 18 лет назад и с успехом обошел все уголки земного шара. Некоторые артисты этого шоу признаются, что не знают, чего бы они хотели еще повидать. «Фантазии не хватает, — смеются, – были уже буквально везде». А в Россию добрались только сейчас. И только в две столицы. И это при том, что едва ли не большая часть труппы — выходцы из бывшего СССР.
На выступления Cirque du Soleil ходят за яркими костюмами, зрелищными номерами, сказкой. Все это тоже есть и за этим надо приходить на Quidam. Однако на этот раз сценическое действо буквально манипулирует эмоциями зрителей, дергая за ниточки и требуя достать из себя все и до последнего.
Смех — пожалуйста, клоун без глупых ужимок и гримас — зал смеется громко и искренне. Спроси, что было такого смешного — и не вспомнишь, момент просто сложился, мизансцена, вытащенные по-классике зрители из зала моментально вжились в придуманные роли. Только утерли слезы веселья и из тебя прямо вытаскивают то самое чувство, которое бывает в самолете после момента взлета — три секунды невесомости и «ах!»... Миниатюрная Джули Кэмерон срывается в высоты на пылающих красным воздушных полотнах. Сбросив с себя такое же алое платье, ее героиня остается, кажется, нагой — это костюм обнажает ее и ее образ — открытую материнскую душу. Вся постановка пронизана образами. И образы эти скорее печальные, чем радостные.

Фото: Ксения Потеева
Главный цвет шоу — серый и его многогранные оттенки. Не в смысле пошловатой книжки, а в смысле того, как этот цвет, наполняющий города и людей, все равно дает право на веру в чудо. Красный — цвет матери, жизни, любви. Души людей — алые, детские — красные воздушные шарики. Они рвутся из рук и они попадают в клетки. Тут уже совсем другая атмосфера. К концу первого действия, когда отпрыгали на скакалках, когда пронеслось рейнское колесо, закружили воздушные кольца, все обрывается — и игра на сцене, и звуки, заставляя уйти на антракт со смешанным чувством.

Фото: Ксения Потеева
За технической стороной у «солнечного цирка» всегда есть история. На этот раз «Некто» с зонтом, в шляпе-котелке и пальто по стечению обстоятельств оказался без головы. Но именно такой вот обезличенный герой становится проводником маленькой Зоуи в мир Quidam, где все могут стать теми, кем захотят, где нет уныния и одиночества, даже несмотря на то, что там все и никто. Родители забыли о дочери, мир отвернулся. Радости во всей этой истории мало, но всегда есть надежда.
А для зрителя — время подумать. «Легкие» по настроению, но никак не по сценографии и сложности номера, сменяются такими, когда не хочется дышать. Понимаешь, да, цирк — на сцене профи (от Кори, который играл Человека-паука и Бэтмена в парке Universal Studios, до чемпионки мира по прыжкам через скакалку Ката Банхеджи), все четко, годами оттренировано. Но «Скульптура» Александра и Натальи Пестовых — как раз то, что заставляет перестать дышать, а сердце биться. Это не люди — это настоящие Атланты. Те, что у Нового Эрмитажа. Только ради этого зрелища можно было бы пойти на Quidam. Хочется поискать на них скотч или магниты — глаза видят, а разум отказывается понимать, что такое возможно — невероятно медленно, пластично и за гранью физических возможностей.
И, если уж говорить про нарушение законов физики и гравитации, то это, несомненно, еще и заключительный номер «Банкин». По сюжету — на сцене ангелы, еще одно олицетворение детских душ. По «картинке» – летающие акробаты, которые творят в воздухе невероятные кульбиты. Так, кажется, невозможно, но нет — миниатюрная Анастасия Горбатюк буквально взлетает на вершину человеческой пирамиды. Считать метры и усилия бессмысленно. Только смотреть, затаив дыхание.

Фото: Ксения Потеева
Майкл Смит уверен: Quidam – "это не трюки, это история... над ней можно и нужно плакать, ей стоит восхищаться". В мире Quidam все связаны друг с другом, люди — единое целое, их жизнь — тончайшая материя, которую может разорвать безразличие или война. Главные жертвы нашего мира — дети, которые теряют невинность, беззаботность и ищут спасения в своих фантазиях. «Это печальный город, несмотря ни на что, – уверен Майкл. – Это больше театр, чем цирк, это настоящие эмоции. Мы помогаем преодолеть грязь повседневности».
После шоу остается только одно — закрыть глаза и включить саундтрек. Музыка Бенуа Жютра и невероятный голос Джемисона Линденбурга. Вот тут точно оказываешься дома, в Петербурге. Ты вспоминаешь не конкретные трюки, а ощущения и эмоции, ты открываешь глаза — и ты на Петроградской стороне, на стрелке, на берегу залива, в толпе на Невском.
Ксения Потеева, "Фонтанка.ру"

Новая музыка мая: Garbage, Том Йорк, Майли Сайрус, Леонид Агутин и не только
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 31 мая 2025 - «В буднях великих строек». Артисты Театра имени Шаляпина с Фабио Мастранджело дали концерт у Дворцового моста
- 30 мая 2025 - «Классика на Дворцовой» закончилась «Хафананой» и Scorpions
- 30 мая 2025 - В Петербурге покорили «теноровый Эверест» и спели любимую арию Обломова: как открылась «Классика на Дворцовой»
- 29 мая 2025 - Стало известно, где и когда выйдет новый сериал Романа Михайлова про 90-е, показанный на ММКФ
- 27 мая 2025 - В Петербурге не будет салюта ко Дню города
Статьи
-
30 мая 2025, 13:27В российский прокат вышла китайская анимационная сказка «Нэчжа побеждает Царя драконов», установившая множество кассовых рекордов на международном рынке (общие сборы — свыше 2,2 миллиарда долларов). Коммерчески успешным был и первый фильм «Нэчжа» 2019 года, рассказывающий о мальчике демонической природы, который заводит дружбу с сыном Царя драконов, огорчает родителей-военачальников и вообще находится в эпицентре глобальной битвы добра и зла.
-
29 мая 2025, 19:53У многих произведений из Эрмитажа — богатая история, которую трудно осознать, глядя на сами вещи. Но даже среди них отдельные экспонаты выделяются уникальной судьбой. Например, «Мадонна во Славе» Яна Провоста, написанная в 1524 году (чтобы вы могли представить эту цифру — тогда даже старший Питер Брейгель еще не родился!). Она пережила разрушение главного собора Брюгге, будучи вмурованной в его стену. Сейчас ее и еще две нидерландские картины того же времени восстановили реставраторы — теперь посетители могут увидеть ранее неизвестные детали и пофантазировать, как мог выглядеть алтарь целиком. «Фонтанка» поговорила с куратором и реставратором.
-
26 мая 2025, 22:29
-
23 мая 2025, 15:36