Quidam: слабонервным смотреть и чувствовать

29 апреля 2015, 12:04
Версия для печати Версия для печати

29 апреля в Петербурге стартует гастрольное шоу всемирно известного Cirque du Soleil. В этот раз на суд публики представят программу, выдержавшую проверку годами – Quidam — шоу для всех и про всех. Однако, готовясь к российскому турне, артдиректор Майкл Смит сформулировал главное ощущение: он заверил «Фонтанку», что «Некто» (именно так переводится с латыни название) — ни что иное, как «Петербург на сцене».

«Некто» отправился в путешествие по миру 18 лет назад и с успехом обошел все уголки земного шара. Некоторые артисты этого шоу признаются, что не знают, чего бы они хотели еще повидать. «Фантазии не хватает, — смеются, – были уже буквально везде». А в Россию добрались только сейчас. И только в две столицы. И это при том, что едва ли не большая часть труппы — выходцы из бывшего СССР.

На выступления Cirque du Soleil ходят за яркими костюмами, зрелищными номерами, сказкой. Все это тоже есть и за этим надо приходить на Quidam. Однако на этот раз сценическое действо буквально манипулирует эмоциями зрителей, дергая за ниточки и требуя достать из себя все и до последнего.

Смех — пожалуйста, клоун без глупых ужимок и гримас — зал смеется громко и искренне. Спроси, что было такого смешного — и не вспомнишь, момент просто сложился, мизансцена, вытащенные по-классике зрители из зала моментально вжились в придуманные роли. Только утерли слезы веселья и из тебя прямо вытаскивают то самое чувство, которое бывает в самолете после момента взлета — три секунды невесомости и «ах!»... Миниатюрная Джули Кэмерон срывается в высоты на пылающих красным воздушных полотнах. Сбросив с себя такое же алое платье, ее героиня остается, кажется, нагой — это костюм обнажает ее и ее образ — открытую материнскую душу. Вся постановка пронизана образами. И образы эти скорее печальные, чем радостные.



Фото: Ксения Потеева

Главный цвет шоу — серый и его многогранные оттенки. Не в смысле пошловатой книжки, а в смысле того, как этот цвет, наполняющий города и людей, все равно дает право на веру в чудо. Красный — цвет матери, жизни, любви. Души людей — алые, детские — красные воздушные шарики. Они рвутся из рук и они попадают в клетки. Тут уже совсем другая атмосфера. К концу первого действия, когда отпрыгали на скакалках, когда пронеслось рейнское колесо, закружили воздушные кольца, все обрывается — и игра на сцене, и звуки, заставляя уйти на антракт со смешанным чувством.



Фото: Ксения Потеева

За технической стороной у «солнечного цирка» всегда есть история. На этот раз «Некто» с зонтом, в шляпе-котелке и пальто по стечению обстоятельств оказался без головы. Но именно такой вот обезличенный герой становится проводником маленькой Зоуи в мир Quidam, где все могут стать теми, кем захотят, где нет уныния и одиночества, даже несмотря на то, что там все и никто. Родители забыли о дочери, мир отвернулся. Радости во всей этой истории мало, но всегда есть надежда.

А для зрителя — время подумать. «Легкие» по настроению, но никак не по сценографии и сложности номера, сменяются такими, когда не хочется дышать. Понимаешь, да, цирк — на сцене профи (от Кори, который играл Человека-паука и Бэтмена в парке Universal Studios, до чемпионки мира по прыжкам через скакалку Ката Банхеджи), все четко, годами оттренировано. Но «Скульптура» Александра и Натальи Пестовых — как раз то, что заставляет перестать дышать, а сердце биться. Это не люди — это настоящие Атланты. Те, что у Нового Эрмитажа. Только ради этого зрелища можно было бы пойти на Quidam. Хочется поискать на них скотч или магниты — глаза видят, а разум отказывается понимать, что такое возможно — невероятно медленно, пластично и за гранью физических возможностей.

И, если уж говорить про нарушение законов физики и гравитации, то это, несомненно, еще и заключительный номер «Банкин». По сюжету — на сцене ангелы, еще одно олицетворение детских душ. По «картинке» – летающие акробаты, которые творят в воздухе невероятные кульбиты. Так, кажется, невозможно, но нет — миниатюрная Анастасия Горбатюк буквально взлетает на вершину человеческой пирамиды. Считать метры и усилия бессмысленно. Только смотреть, затаив дыхание.



Фото: Ксения Потеева

Майкл Смит уверен: Quidam – "это не трюки, это история... над ней можно и нужно плакать, ей стоит восхищаться". В мире Quidam все связаны друг с другом, люди — единое целое, их жизнь — тончайшая материя, которую может разорвать безразличие или война. Главные жертвы нашего мира — дети, которые теряют невинность, беззаботность и ищут спасения в своих фантазиях. «Это печальный город, несмотря ни на что, – уверен Майкл. – Это больше театр, чем цирк, это настоящие эмоции. Мы помогаем преодолеть грязь повседневности».

После шоу остается только одно — закрыть глаза и включить саундтрек. Музыка Бенуа Жютра и невероятный голос Джемисона Линденбурга. Вот тут точно оказываешься дома, в Петербурге. Ты вспоминаешь не конкретные трюки, а ощущения и эмоции, ты открываешь глаза — и ты на Петроградской стороне, на стрелке, на берегу залива, в толпе на Невском.

Ксения Потеева, "Фонтанка.ру"

«Он жил как рок-звезда, он ушел точно так же». В Мариинском театре простились с Владимиром Шкляровым

Белые цветы — букеты лизиантусов, роз, лилий — держали в руках зрители, выстроившись в очередь у входа в исторической здание Мариинского театра, где утром 21 ноября прощались с его погибшим премьером Владимиром Шкляровым. Мимо проносили большие венки — от семей, организаций… Задолго до назначенного часа прощания очередь доросла до ближайшего светофора — в основном, стояли женщины, молодые и постарше, кто-то даже с коляской. Сбоку у входа переминался с ноги на ногу мужчина в спортивном костюме с белой корзиной белых роз и лентой, на которой виделись слова «Дорогому Владимиру… красивому человеку…».

Статьи

>