Команда молодости нашей
В прокат вышли «Мстители. Эра Альтрона» – продолжение саги о супергероях, спасающих Землю от нечистой силы. Про которую, вроде бы, все решили, что она сдулась и превратилась в детскую сказку без конца. А она – живехонькая и вполне новаторская.
Супергеройские саги студии Marvell десять лет назад перевернули мир блокбастеров — протащили в спокойное болото высокобюджетного кино новые лица, образы, темы. И все радовались, разглядывая супермена-скотину Тони Старка, сыгранного Дауни-младшим во всю мощь его отрицательного обаяния, выискивая политические намеки в «Халке», оценивая новый взгляд на историю двадцатого века в «Первом мстителе», наконец. Про марвелловские фильмы принялись писать диссертации и умные статьи в толстые журналы — что еще недавно представить себе было невозможно. «Мстители» в рамках этого явления, умных комиксов воспринимались как почетная пенсия для всех героев вместе и каждого в отдельности. Поэтому первый фильм, в котором скопом собрали суперменов, вызывал некоторую оторопь. Ну как так? После пиршества и аллюзий – просто кино с полетами и взрывами. Какой-то дауншифтинг. Нынешний выпуск – «Эра Альтрона» – показал, что и «в отставке» жизнь продолжается, пускай и другая и менее бойкая.
Видео YouTube MARVEL Россия
Команда молодости нашей имеет все тот же состав – Тони Старк (Дауни-младший), Наташа Романофф (Скарлетт Йоханссон), Халк (Марк Руффало), Тор (Крис Хемсворт), Капитан Америка (Крис Эванс) и Соколиный Глаз (Джереми Раннер). По-прежнему пускают стрелы, кидаются огнем, рушат архитектуру и спасают человечество. В одной из битв банда отвоевывает странный предмет под названием Скипетр Локи, и добывают из него сверхсовершенный разум — рассчитывая с его помощью защитить человечество от всех напастей. Разум откликается на Альтрона, спасать людей не особенно хочет, а в итоге и вовосе с помощью двух подростков со сверхспособностями (девочка-ведьма и мальчик-скороход, герои Аарона Тейлор-Джонсона и Элизабет Ольсен) стремится уничтожить человечество.
Пространство для маневра в таком сюжете — невелико, успеть бы всё рассказать и показать. Ни тебе политических аллюзий, ни новых героев, все аккуратно и спокойно. Да и изобретательности по части изображения чудес и подвигов нет: все высочайше одобрено и проверенно. Девочка-ведьма гипнотизирует вражье племя, пуская огненные лучи, Мстители отпускают шуточки в адрес каждого встречного. Режиссер Джосс Уидон в «Эре Альтрона», тем не менее, находит место для новаторства. В соответствии с идеологией «эпохи малых дел», не выворачивает жанр наизнанку, а маленькими шажками вносит туда кое-какие изменения: очеловечивает машины и суперменов, придумывает героям семьи и влюбленности, делает злодеев и их прислужников метущимися душами, а не рыцарями тьмы, меняет их, в конце концов, местами.
Хотя самое радикальное, на что он решается, вполне стоит хулиганств «Марвелла» золотых времен. Два важных персонажа фильма — собственно, Альтрон и его антагонист — не имеют телесной оболочки. То есть это только актерский голос — в оригинале, соответственно, голоса Джеймса Спейдера и Пола Беттани. Есть даже чудесные эпизоды диалогов и поединков этих двух эфемерных существ — в них Уидон явно передает пламенный привет Кубрику с его «Одиссеей», ввинчивает в нормальное и бойкое кино элементы чистейшего футуристического видеоарта, на фоне которого машины обмениваются комплементами и оскорблениями.
В общем, главный итог нынешних «Мстителей» – не в том, что даже собранные скопом супермены остаются любопытными и примечательными, а в том, что нет такого сюжета, в котором не найдется места новаторству. Если студии, продюсерам, зрителям, актерам оно действительно нужно, если фильм сам по себе подразумевает нечто такое, чем взрывают мир. И вроде бы сиквел «Альтрона» снимать уже собираются. Правл Уидон им заниматься не будет. Его место займут братья Руссо — те, что работали над «Первым мстителем». То есть, в соответствии с идеологией перманентной революции, перемены прекращаться не будут — братья что-нибудь эдакое наверняка придумают.
Иван Чувиляев, специально для «Фонтанки.ру»
Куда пойти 12–14 декабря: «Площадь Искусств», выставка Бенуа в Манеже, каток на Конюшенной, Earlymusic
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 11 декабря 2025 - Эрмитаж прокомментировал задержание Александра Бутягина в Польше
- 09 декабря 2025 - Русский музей рассказал, что покажет в 2026-м: ставка — вновь на Айвазовского, Кончаловского, женщин и энтузиастов
- 09 декабря 2025 - Панк-булавки и сурикаты: Эрмитаж в «Старой Деревне» открыл экспозицию петербургской моды за 30 лет
- 08 декабря 2025 - «Золотой глобус» назвал претендентов. Больше всего номинаций — у трагикомедии с Ди Каприо
- 08 декабря 2025 - В БДТ зависла гигантская сфера и реагирует на зрителей. Инсталляция станет площадкой для диалога о науке и искусстве
Статьи
-
11 декабря 2025, 14:39После интенсивного гастрольного тура по городам Китая Теодор Курентзис с оркестром musicAeterna вернулся в родные пенаты и без промедления выступил в Большом зале Филармонии, представив петербургской публике так называемое «Кольцо без слов» — «Der Ring ohne Worte»; симфонический дайджест циклопической оперной эпопеи Рихарда Вагнера «Кольцо нибелунгов».
-
10 декабря 2025, 15:21С 10 декабря в Государственном Эрмитаже для публики полностью открыта Галерея Петра Великого — проект, начатый в 2022 году. Последний зал постоянной экспозиции был представлен в рамках продолжающихся Дней Эрмитажа, и он рассказывает о культуре России второй четверти XVIII века в части развития производства фарфора, стекла и серебра.
-
09 декабря 2025, 23:46В Аполлоновом зале 9 декабря представили после реставрации одно из самых ценных произведений Рембрандта, что есть в коллекции Эрмитажа, — «Жертвоприношение Авраама». Картина пробудет здесь до 18 января, на информационных щитах справа от нее можно увидеть фотофиксацию изменений в процессе работы и прочесть, что открылось реставратору и хранителю и какие сложности вызвало. После выставки полотно вернется в основную экспозицию.