Команда молодости нашей

23 апреля 2015, 13:29
Версия для печати Версия для печати

В прокат вышли «Мстители. Эра Альтрона» – продолжение саги о супергероях, спасающих Землю от нечистой силы. Про которую, вроде бы, все решили, что она сдулась и превратилась в детскую сказку без конца. А она – живехонькая и вполне новаторская.

Супергеройские саги студии Marvell десять лет назад перевернули мир блокбастеров — протащили в спокойное болото высокобюджетного кино новые лица, образы, темы. И все радовались, разглядывая супермена-скотину Тони Старка, сыгранного Дауни-младшим во всю мощь его отрицательного обаяния, выискивая политические намеки в «Халке», оценивая новый взгляд на историю двадцатого века в «Первом мстителе», наконец. Про марвелловские фильмы принялись писать диссертации и умные статьи в толстые журналы — что еще недавно представить себе было невозможно. «Мстители» в рамках этого явления, умных комиксов воспринимались как почетная пенсия для всех героев вместе и каждого в отдельности. Поэтому первый фильм, в котором скопом собрали суперменов, вызывал некоторую оторопь. Ну как так? После пиршества и аллюзий – просто кино с полетами и взрывами. Какой-то дауншифтинг. Нынешний выпуск – «Эра Альтрона» – показал, что и «в отставке» жизнь продолжается, пускай и другая и менее бойкая. 

Видео YouTube MARVEL Россия

Команда молодости нашей имеет все тот же состав – Тони Старк (Дауни-младший), Наташа Романофф (Скарлетт Йоханссон), Халк (Марк Руффало), Тор (Крис Хемсворт), Капитан Америка (Крис Эванс) и Соколиный Глаз (Джереми Раннер). По-прежнему пускают стрелы, кидаются огнем, рушат архитектуру и спасают человечество. В одной из битв банда отвоевывает странный предмет под названием Скипетр Локи, и добывают из него сверхсовершенный разум — рассчитывая с его помощью защитить человечество от всех напастей. Разум откликается на Альтрона, спасать людей не особенно хочет, а в итоге и вовосе с помощью двух подростков со сверхспособностями (девочка-ведьма и мальчик-скороход, герои Аарона Тейлор-Джонсона и Элизабет Ольсен) стремится уничтожить человечество.

Пространство для маневра в таком сюжете — невелико, успеть бы всё рассказать и показать. Ни тебе политических аллюзий, ни новых героев, все аккуратно и спокойно. Да и изобретательности по части изображения чудес и подвигов нет: все высочайше одобрено и проверенно. Девочка-ведьма гипнотизирует вражье племя, пуская огненные лучи, Мстители отпускают шуточки в адрес каждого встречного. Режиссер Джосс Уидон в «Эре Альтрона», тем не менее, находит место для новаторства. В соответствии с идеологией «эпохи малых дел», не выворачивает жанр наизнанку, а маленькими шажками вносит туда кое-какие изменения: очеловечивает машины и суперменов, придумывает героям семьи и влюбленности, делает злодеев и их прислужников метущимися душами, а не рыцарями тьмы, меняет их, в конце концов, местами.

Хотя самое радикальное, на что он решается, вполне стоит хулиганств «Марвелла» золотых времен. Два важных персонажа фильма — собственно, Альтрон и его антагонист — не имеют телесной оболочки. То есть это только актерский голос — в оригинале, соответственно, голоса Джеймса Спейдера и Пола Беттани. Есть даже чудесные эпизоды диалогов и поединков этих двух эфемерных существ — в них Уидон явно передает пламенный привет Кубрику с его «Одиссеей», ввинчивает в нормальное и бойкое кино элементы чистейшего футуристического видеоарта, на фоне которого машины обмениваются комплементами и оскорблениями.

В общем, главный итог нынешних «Мстителей» – не в том, что даже собранные скопом супермены остаются любопытными и примечательными, а в том, что нет такого сюжета, в котором не найдется места новаторству. Если студии, продюсерам, зрителям, актерам оно действительно нужно, если фильм сам по себе подразумевает нечто такое, чем взрывают мир. И вроде бы сиквел «Альтрона» снимать уже собираются. Правл Уидон им заниматься не будет. Его место займут братья Руссо — те, что работали над «Первым мстителем». То есть, в соответствии с идеологией перманентной революции, перемены прекращаться не будут — братья что-нибудь эдакое наверняка придумают.

Иван Чувиляев, специально для «Фонтанки.ру»

«Он жил как рок-звезда, он ушел точно так же». В Мариинском театре простились с Владимиром Шкляровым

Белые цветы — букеты лизиантусов, роз, лилий — держали в руках зрители, выстроившись в очередь у входа в исторической здание Мариинского театра, где утром 21 ноября прощались с его погибшим премьером Владимиром Шкляровым. Мимо проносили большие венки — от семей, организаций… Задолго до назначенного часа прощания очередь доросла до ближайшего светофора — в основном, стояли женщины, молодые и постарше, кто-то даже с коляской. Сбоку у входа переминался с ноги на ногу мужчина в спортивном костюме с белой корзиной белых роз и лентой, на которой виделись слова «Дорогому Владимиру… красивому человеку…».

Статьи

>