DANCE OPEN 2015: танцы будущего

22 апреля 2015, 03:13
Версия для печати Версия для печати

На период с 21 по 27 апреля Санкт-Петербург в буквальном смысле становится центром мирового балета. Международный фестиваль балета Dance Open, который проходит в нашем городе в четырнадцатый раз, собрал три выдающиеся балетные труппы — Dutch National Ballet, Wiener Staatsballett и балет Большого театра. Петербургские ценители балетного искусства увидят все самое актуальное, что есть в современном танце."Фонтанка" предлагает читателям путеводитель по фестивалю.

В то же время, одной из целей смотра, по словам ведущего российского балетного критика Татьяны Кузнецовой, станет опровержение постулата о том, что «современный танец — маргинальное, труднопостижимое искусство».

Программа фестиваля предусматривает мастер-классы ведущих педагогов мира, в которых примут участие более ста российских и зарубежных студентов. Но все же для зрителей важны сами выступления балетных звезд. Dance Open дает зрителю возможность как увидеть работы признанных мастеров, так и присмотреться к творческим поискам не столь известных в России хореографов. Кроме того, программы Венского и Нидерландского балета, охарактеризованные исполнительным директором фестиваля Ольгой Беленкис, как «сшитые вручную», подготовлены специально для петербургского смотра — ни в Вене, ни в Голландии эти вечера в таком виде и составе не идут.

21 апреля на сцене Александринского театра фестиваль Dance Open открыл Национальный балет Нидерландов. Программа «Возвращение к Баху» – это шесть хореографических зарисовок, созданных очень разными мастерами. Самое громкое имя — Ханс Ван Манен, икона современного балета, с чьей «Фантазии» под музыку Баха вечер начался. Кристофер Уилдон, запомнившийся отечественному зрителю постановкой «Misericordes» в Большом театре и только что переживший успех мюзикла «Американец в Париже», который он поставил на Бродвее, в театре Palace, представил «Дуэт» на музыку Равеля. Художественный руководитель Dutch National Ballet Тед Брандсен для спектакля «Повтор» выбрал музыку композитора-минималиста Филипа Гласса. Хуанхо Аркес в своем дуэте из «Миноса» переложил древнегреческий миф, опираясь на скрещение и гибридизацию классических балетных форм. Американский певец Джонни Кэш вдохновил немецкого хореографа Марко Гёке на создание балета «Оффи». Завершилась программа, как и было обещано, возвращением к Баху: Кшиштоф Пастор, создавая «Свет и тень», стремился следовать методу Микеланджело, который в знаменитых фресках Сикстинской капеллы сочетал нарочитую роскошь и негромкую камерность.

Продолжит программу фестиваля Большой театр, который привозит в Петербург свежеувенчанный тремя «Золотыми масками» балет «Укрощение строптивой». Жан-Кристоф Майо, творит исключительно в Балете Монте-Карло, допуская лишь экспорт своих постановок. Но для Большого было сделано исключение: «Укрощение» стало первым спектаклем, созданным хореографом за рубежом. Этот балет представлен в афише Dance Open дважды: 24 и 25 апреля в Александринском театре.

Венская труппа дебютант не только в Dance Open: она вообще впервые за почти четырехсотлетнюю историю существования приезжает в Россию. Художественный руководитель Венского государственного балета, этуаль балета Опера де Пари, получивший это звание из рук Рудольфа Нуреева, обладатель Приза Нижинского Манюэль Легри устроил в труппе настоящий переворот. Wiener Staatsballett, свято хранящий академические традиции, никак не мог тягаться популярностью с Венской оперой. С 2010 года, после прихода на руководящий пост Легри, многое изменилось: Венский балет встрепенулся и, более того, стал одним из лидеров в современном хореографическом искусстве.

Австрийцы покажут три балета, один из них – «Обратный отсчет», поставленный Наталией Хоречна, дал название всему вечеру. Наталия Хоречна привлекла к себе внимание еще будучи балериной Театра танца Нидерландов, в качестве хореографа она впервые выступила всего лишь в 2012 году и за это время уже успела снискать благосклонность критиков. Хэлен Пикетт, танцевавшая во Франкфуртском балете Уильяма Форсайта, представит балет «Сумерки», а Патрик де Бана, бывший премьером у Бежара и Дуато, поставил «Игры ветра» на музыку Чайковского. Сравнить почерк и манеру всех этих еще молодых хореографов можно будет 25 апреля в БДТ имени Товстоногова.

Кульминационной точкой станет Гала-концерт, который пройдет в Александринском театре 27 апреля. По традиции организаторы стараются сделать его роскошным подарком для купивших билеты. На сцену, помимо танцовщиков из Мариинского, Михайловского и Большого театров, выйдут представители Королевского балета Ковент Гарден, Американского балетного театра, Национального балета Нидерландов (специально для выступления в гала приезжает премьер труппы Реми Вортмейер), Датского королевского балета, Норвежского национального балета, Гамбургского балета Джона Ноймайера, Балета Сан-Франциско. Несомненно, этот гала-концерт является событием из ряда вон выходящим — организаторы фестиваля смогли собрать в одно время и в одном месте тех, кто не довольствуется уже собранными лаврами, но стремится уже сегодня создавать будущее современного балета. Президент Dance Open Екатерина Галанова, говоря программе-2015, отметила: «Все наши планы на этот год осуществились». В трудных условиях сегодняшнего дня, иначе, как чудом, это назвать нельзя.

Евгений Хакназаров,
«Фонтанка.ру»

«Зритель будет получать опыт совершенно другого уровня». Как ремонт изменит жизнь Дома Радио

Одно из самых модных мест культурного Петербурга — Дом Радио — вот-вот закроет двери на продолжительную реставрацию. «Фонтанка» уже беседовала с главным архитектором проекта о том, что изменится. Теперь о том, как будут жить это время творческие коллективы и просветительские проекты, что в Доме Радио останется от радио, а главное, ради чего это все затевается, — нам рассказала Кристина Галько, куратор культурных программ Дома Радио.

Статьи

>