«Золотая маска» в драме снова выбрала Льва Додина

19 апреля 2015, 15:40
Версия для печати Версия для печати

Решение драматического жюри «Золотой маски» оставило представителей театральной общественности в крайнем недоумении. В общем и целом результаты выглядят так, как будто выбор делали люди, не погруженные в театральный процесс, но зато решившие на всякий случай перестраховаться в нынешней социально-политической ситуации.

Невозможно объяснить, как пятнадцать профессионалов могли не наградить очевидного фаворита театрального сезона 2014-15 годов Константина Богомолова, выпустившего два очень разных, но без всякого преувеличения выдающихся спектакля: «Братья Карамазовы» в Московском художественном театра и «Гаргантюа и Пантагрюэль» в Театре Наций. Спектакли собрали блестящую прессу, продемонстрировали безупречную работу не только режиссера, но и всей театральной команды единомышленников, которую Богомолов собрал вокруг себя за последние годы и которая представляет собой практически готовый театральный организм.

Невероятно, чтобы люди, занимающиеся театром не первый год, не понимали, что спектакль «Алиса», поставленный Андреем Могучим в Большом драматическом театре им. Г.А.Товстоногова, – это гораздо больше, чем спектакль. И награждение «Золотой маской» актера второго плана Геннадия Богачева, который выходит на сцену на несколько минут, – тому бесспорный показатель. В БДТ, который десятилетие пребывал в состоянии стагнации, произошла маленькая революция: какие бы ни выдвигались претензии к драматургии, спектакль как целое стал событием, новым дыханием – на уровне пространства, театрального сознания, способа существования актеров-мастеров, театрального языка. Не отметить этот спектакль как явление – мягко говоря, непрофессионально.

Те, кого «Маска» сочла-таки достойными, выглядят сами по себе, возможно, и неплохо. Но на фоне ненагражденных – крайне странно. Притом, что все представляют себе, что игра в спектаклях Клима требует серьезных и актерских, и личностных усилий, но все же довольно сложно вообразить себе начинающую актрису, которая в номинации «Лучшая женская роль» обошла Ксению Раппопорт, Елизавету Боярскую и Алису Фрейндлих. Причем, это уже второй раз, когда Елизавета Боярская совершает очевидный актерский прорыв, который «Маской» остается неоцененным (Варя Боярской в «Вишневом саде» радикально меняет представления об этом чеховском образе вообще, как это было и с Ириной в «Трех сестрах»). Дело в том, что есть понятие несоизмеримых величин. Можно не наградить спектакль «Алиса», но не наградить «Алису», а наградить «Жизнь за царя» – милый спектакль про народовольцев, при этом практически самодеятельный по режиссуре, – это, простите, неприлично. Можно, наверное (хотя и очень странно), вообще не наградить ни Могучего, ни Богомолова, ни Серебренникова, ни Тимофея Кулябина, поставившего прекрасный спектакль KILL (по «Коварству и любви» Шиллера), но называть лучшим режиссером Бутусова за «Три сестры», которые местами любопытны, но поставлены практически по тем же лекалам, что и «Чайка», и «Макбет. Кино», – невероятно.

Словом, можно долго говорить, но поскольку, полагаю, мы никогда не узнаем, по какой причине итоги этого года оказались столь неадекватными, то просто перечислим тех, кому почему-то достались драматические «Маски-2015».

Да, главную «Маску» получил «Вишневый сад» Льва Додина. С этим решением спорить, конечно, сложно, но, может быть, если уровень мастерства этого мэтра столь стабилен и очевиден, что обойти его не представляется возможным (а это в самом деле так), стоит объявить его живым достоянием нации, построить, наконец, новое театральное здание, выделить дополнительную строку в госбюджете (какую имеют в Европе все театры, носящие титул «Театр Европы») и дать работать по максимуму – воспитывать молодых артистов и ставить спектакли. И регулярно устраивать в рамках «Золотой маски» фестиваль его спектаклей. Но награждать при этом те спектакли, которые не столь совершенны, но чьих создателей национальная награда может сильно подтолкнуть к новым профессиональным рубежам.

Итак, лауреаты драматической «Маски – 2015»:

ДРАМА/РАБОТА ХУДОЖНИКА ПО КОСТЮМАМ
Евгения ПАНФИЛОВА, «Золушка», Театр «Практика», Москва

ДРАМА/РАБОТА ХУДОЖНИКА ПО СВЕТУ
Сергей СКОРНЕЦКИЙ, «Мера за меру», Театр им. А.С. Пушкина, Москва и Театр «Cheek by Jowl», Лондон, Великобритания

ДРАМА/РАБОТА ХУДОЖНИКА
Мария ТРЕГУБОВА, «Алиса», Большой драматический театр им. Г.А. Товстоногова, Санкт-Петербург

КОНКУРС «ЭКСПЕРИМЕНТ»
ПЕТР И ФЕВРОНИЯ МУРОМСКИЕ, Театр «Практика», Москва

КУКЛЫ/РАБОТА АКТЕРА
Тарас БИБИЧ, Владек, «Когда я снова стану маленьким», Большой драматический театр им. Г.А. Товстоногова, Санкт-Петербург, и Творческое объединение «КультПроект», Москва

КУКЛЫ/РАБОТА ХУДОЖНИКА
Эмиль КАПЕЛЮШ, Наталья МИШИНА, «Когда я снова стану маленьким», Большой драматический театр им. Г.А. Товстоногова, Санкт-Петербург, и Творческое объединение «КультПроект», Москва

КУКЛЫ/РАБОТА РЕЖИССЕРА
Евгений ИБРАГИМОВ, «Когда я снова стану маленьким», Большой драматический театр им. Г.А. Товстоногова, Санкт-Петербург, и Творческое объединение «КультПроект», Москва

КУКЛЫ/СПЕКТАКЛЬ
«КУККАФЕ «У.ШЕКСПИРА»», Театр «Тень», Москва

ДРАМА/РОЛЬ ВТОРОГО ПЛАНА
Геннадий БОГАЧЕВ, Поросенок, который стал человеком, «Алиса», Большой драматический театр им. Г.А. Товстоногова, Санкт-Петербург

ДРАМА/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ
Ксения ОРЛОВА, «Возмездие 12», Центр драматургии и режиссуры, Москва

ДРАМА/МУЖСКАЯ РОЛЬ
Игорь МИРКУРБАНОВ, Федор Карамазов, «Карамазовы», Московский художественный театр им. А.П. Чехова

ДРАМА/РАБОТА РЕЖИССЕРА
Юрий БУТУСОВ, «Три сестры», Театр им. Ленсовета, Санкт-Петербург

ДРАМА/ СПЕКТАКЛЬ МАЛОЙ ФОРМЫ
ЖИЗНЬ ЗА ЦАРЯ, «Театро Ди Капуа», Санкт-Петербург

ДРАМА/СПЕКТАКЛЬ БОЛЬШОЙ ФОРМЫ
ВИШНЕВЫЙ САД, Малый драматический театр – Театр Европы, Санкт-Петербург

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРЕМИИ ЖЮРИ ДРАМАТИЧЕСКОГО ТЕАТРА И ТЕАТРА КУКОЛ

ДЕНЬ ГОРОДА, Камерный театр, Воронеж
Лаврентий СОРОКИН, Позднышев, «Крейцерова соната», Театр «Глобус», Новосибирск

ПРИЗ КРИТИКИ
КОРОЛЕВА ИНДЕЙЦЕВ, Театр оперы и балета им. П.И. Чайковского, Пермь

ПРЕМИЯ «ЗА ЛУЧШИЙ ЗАРУБЕЖНЫЙ СПЕКТАКЛЬ, ПОКАЗАННЫЙ В РОССИИ В 2014 ГОДУ»
«ТАРТЮФ», Театр «Шаубюне», Германия

ПРЕМИЯ «ЗА ПОДДЕРЖКУ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА РОССИИ»
Алексей ГОРДЕЕВ, Губернатор Воронежской области
Компания «Северсталь»

ПРЕМИИ «ЗA ВЫДАЮЩИЙСЯ ВКЛАД В РАЗВИТИЕ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА»
Армен ДЖИГАРХАНЯН
Майя ПЛИСЕЦКАЯ
Павел ХОМСКИЙ
Зоя ВИНОГРАДОВА
Исаак ШТОКБАНТ
Ольга СЕДЛЕЦКАЯ
Валерий ЯКОВЛЕВ
Валентина НАЙДАКОВА
Петер ШТАЙН

Жанна Зарецкая, «Фонтанка.ру»
 

Символ власти от Возрождения до Хусейна. Эрмитаж отреставрировал и показывает «Вавилонскую башню»

В Аполлоновом зале Зимнего дворца до 2 июня можно посмотреть небольшую, но интересную выставку «… и сделаем себе имя...». Она знакомит с итогами реставрации картины «Вавилонская башня», привезенной после Великой Отечественной войны из Германии, а также с экспонатами, раскрывающими канонический сюжет с разных сторон. Помимо самой работы, доселе неизвестной широкой публике и изображающей башню не такой, как обычно, посетители музея узнают, где Вавилонская башня стояла в реальности, как выглядела на самом деле, и почему в XVI-XVII веках в Европе на нее распространилась такая мода, что башню можно было увидеть в каждом богатом доме.

Статьи

>