Шарль Азнавур: «Я еще слишком молод для пенсии…»

17 апреля 2015, 03:24
Версия для печати Версия для печати

Выдающийся французский шансонье Шарль Азнавур после долгого перерыва посетит петербургский БКЗ «Октябрьский» в рамках своего мирового тура – 20 апреля. В эксклюзивном интервью нашему изданию Азнавур рассказал о том, чем именно его внешность не угодила критикам, дал несколько советов молодым артистам, а также раскрыл, наконец, тот маленький секрет, который объединял его и великолепную Эдит Пиаф.

- Месье Азнавур, я понимаю, что это банальный вопрос, но вы столько путешествуете по миру, столько видели за годы творческой деятельности. При этом все равно называете себя «русским»! Поэтому не могу не поинтересоваться, что вы думаете о самом европейском городе России? Тем более, вы не первый раз в Петербурге.

- Да, мне повезло побывать в вашем замечательном городе несколько раз. Правда, я был в нем несколько меньше, чем в Москве, но у вас все равно прекрасный и необыкновенно красивый город. Он как музей под открытым небом. А споры между Москвой и Петербургом, о которых я так часто слышал в свое время, весьма надуманны.

- Многие артисты признаются, что в Петербурге публика более требовательная, мол, сказывается статус «культурной столицы». Вы ощутили это на себе?

- Для меня уже давно не существует разницы между зрителями не только в разных городах, но и в разных странах. Разве что в одной поклонники знают слова и поют каждую песню вместе со мной, а в другой – я слышу их голоса, только когда исполняю свои самые известные хиты, такие как «Вечная любовь» или «Богема».



Фото: предоставлено организаторами

- Желтая пресса утверждает, что ваши частые визиты в Россию связаны с тем, что вы подыскиваете себе жилье и хотите перебраться к нам. Так ли это?

- Нет, такого быть не может, потому что я, к сожалению, не говорю по-русски. Конечно, в моем словарном запасе присутствует пара десятков самых элементарных русских слов, но, даже зная их, я бы не смог жить ни в Москве, ни в Санкт-Петербурге. Потому что для меня очень важно иметь возможность свободно общаться на языке страны, в которой я живу.

- Для женщин разных поколений вы – безусловный кумир. А один из голландских журналов внес вас в список «100 самых привлекательных мужчин мира». Вам это льстит?

- Как вы сказали – привлекательных…? (после долгого смеха). Вы знаете, в начале моей карьеры музыкальные критики не жалели слов, чтобы после каждого моего выступления комментировать отсутствие таланта, мой небольшой рост и, самое главное, нос «маленького армянина, которому не место на сцене»! Критики были беспощадны ко мне, к моим песням и к моей внешности. Но, сейчас, я могу смело сказать: «И кто же из нас был прав?»

- Про вашу дружбу с Эдит Пиаф написано много статей, вы уже дали по этому поводу много интервью. Но я где-то прочитал о том, что у вас с ней есть некий секрет, который был только для вас двоих. Осмелюсь спросить, что же это за секрет?

- Во время гастролей мы много разговаривали с Эдит и сошлись во мнении, что нас обоих воспитала улица. Мы особо не афишировали это, потому что хотели, чтобы это стало нашим маленьким секретом, чтобы у нас было что-то свое, личное. Ведь дети, которые выросли на улице, всегда хотели доказать себе и другим, что они чего-то стоят. Конечно, мне повезло, меня воспитали великолепные родители, которые всегда заботились о нас с сестрой. Но, в первую очередь, они всегда думали, как нас прокормить, а вот выкладывать деньги за школу, которая в те времена была платной, у них возможности уже не было. Поэтому мы с сестрой были представлены сами себе. У Эдит была похожая история и я рад, что мы смогли доказать всем, что чего-то стоим в этой жизни, и смогли добиться успеха.

- Много раз вы говорили о том, что хотите оставить сцену и отдохнуть, но периодически все равно возвращаетесь с концертами. Разговоры об уходе – это шутки?

- Я никогда не говорил, что хочу оставить сцену. Чаще всего, это уловки продюсеров, которые последние лет пятнадцать каждый мой концерт называют «прощальным», чем я очень возмущаюсь и огорчаюсь. Я пока не собираюсь уходить на пенсию. По крайней мере, я еще слишком молод для этого (смеется).

- Вот в анонсах нынешних российских концертов написано: «Месье Азнавур завершает концертную деятельность».

- Скрывать не буду, когда я собирался в это турне, в моей голове не раз мелькали вопросы: «Смогу ли я выступить на сцене без антракта? Не подведет ли меня голос?» Вы не думайте, что я всегда в себе уверен, сомнения посещают и меня, но мой внутренний оптимизм всегда побеждает.

- Вас ставят в один ряд с великими исполнителями XX века – Фрэнком Синатрой, Эдит Пиаф, то есть вы – представитель старой школы. А молодежную музыку вы часто слушаете, следите за современными музыкальными тенденциями?

- Да, я активно слежу за новыми исполнителями и вижу, что среди них есть много талантливых ребят. Но, если говорить честно, сегодня сценой правят реклама и точный расчет. Что касается французской сцены, то прощайте Генсбур, Ферре, Трене! Прощайте оригинальные тексты! Что делают молодые сегодня? Пытаются походить на уже существующих звезд. Но они не понимают одного – копии никогда не будут лучше оригинала. К тому же, надо помнить, что в любом искусстве есть только два фактора, по которым вас признают: первый – создайте то, чего еще никто до вас не создавал, второй, вытекающий из первого, – тогда вы будете лучше других. Когда я работаю с молодыми артистами, стараюсь донести до них эти мысли.

- Я заметил, что современные исполнители в большинстве своем делают упор на музыкальную составляющую, подчас забывая о словах в песнях. А что важнее для вас – музыка или слова?

- Для меня правильное слово в том или ином тексте – определяющий фактор. И я могу провести несколько часов в поисках именно того, нужного слова. Я хочу, чтобы каждая из моих песен содержала только то количество слов, которое будет идеальным в этом контексте, потому так скрупулезно работаю над своими песнями и по сей день. Для меня важно, чтобы каждое слово стояло на своем месте и передавало в полном объеме смысл, который я в него вкладываю.

Михаил Садчиков-младший
Фото предоставлено организаторами

 

 

37 000 поражающих элементов и раскуроченный холст: как в Русском музее восстанавливали работы из Таганрога

В Мраморном дворце открылась выставка живописи, графики и одной скульптуры из Таганрогского художественного музея «Спасённые шедевры. Русский музей — Таганрогу». Петербургские реставраторы трудились восемь месяцев после ракетной атаки по южному городу 28 июля 2023 года.

Статьи

>