Даниил Гранин представил в Петербурге новое издание легендарной "Блокадной книги"

16 января 2013, 04:15
Версия для печати Версия для печати

В Петропавловской крепости состоялась презентация нового издания «Блокадной книги» Алеся Адамовича и Даниила Гранина. К 70-летию со дня прорыва блокады Ленинграда ее выпустило возрожденное из пепла издательство «Лениздат». У книги, в основе которой лежат документальные воспоминания двухсот блокадников, своя героическая судьба.

До 1984 года, в пору властвования Г.Романова, на эту книгу был наложен негласный запрет – тогдашним партийным властям казалось, что книга слишком откровенная, даже натуралистичная, и этим она снижает накал подвига блокадников. Впервые книга о Ленинграде вышла в Москве, изувеченная цензурной правкой. В годы перестройки «Блокадная книга» выходила стотысячными тиражами, а потом книгоиздательство стала насквозь коммерческим, и труд Адамовича и Гранина стали забывать. Книга не переиздавалась почти два десятка лет, хотя все эти годы в каждую блокадную дату власти клялись, что никто не забыт и ничто не забыто.

Но, к счастью, нашлись люди с настоящей памятью, что и выпустили в свет обновленную, дополненную, очищенную от цензурных вмешательств, отлично изданную (по вполне приемлемой для нынешних рыночных законов цене 400 рублей) «Блокадную книгу». Новое издание предварено главой «История создания «Блокадной книги», написанной Даниилом Граниным, а завершается главой «Ленинградское дело», которую в советское время не удалось опубликовать. Появились и блокадные фотографии из фонда Государственного музея истории Санкт-Петербурга, фотографии из личного архива Гранина, впервые показаны фрагменты верстки журнала «Новый мир» с изуродованной цензурой главами.

Презентация в Петропавловской крепости собрала писателей, историков, критиков, деятелей кино, театра, журналистов, а также простых петербуржцев – от блокадников до курсантов и студентов. Вице-губернатор Петербурга Василий Кичеджи подчеркнул, что переиздание «Блокадной книги» не просто приурочено к славной дате 70-летия прорыва блокады, а это событие куда большего масштаба, доказательство того, что настоящее без прошлого лишено будущего. После двух десятков лет паузы «Блокадная книга» вернулась в Петербург. Пусть не прежним, а пятитысячным тиражом, но нынче и это немало.

На петербургской презентации говорили многие, но все ждали слова Даниила Гранина, отметившего на днях 94-летие. Патриарх отечественной литературы находился в приподнятом настроении и произнес интереснейшую 20-минутную речь, в то время как в декабре в Москве на подобной презентации ограничился буквально двумя-тремя фразами.

- Сегодня блокада – это не чисто историческое событие, которое зачем-то и почему-то надо вспоминать, которое для молодежи может звучать примерно так же, как Троянская война. Блокада показала всему миру, что может человек, какие запредельные ресурсы духа имеют люди. Мы сами удивлялись тому, что происходило с людьми. Так, выживали не те, кто лежал дома, а те, кто работал, заботился о других. Мы себе не представляли, что значило тогда идти на работу, и что значило не ходить на работу, потому что это жестко преследовалось законом. Органы госбезопасности работали энергично и жестоко в течение всех этих 900 дней…

В завершении Даниил Гранин сказал, что благодарен издательству, которое выпустило книгу в достойном оформлении, всем тем, кто пришел на презентацию, всем, в ком жива память о блокаде. Презентация продолжалась почти два часа, уже потихоньку ушли многие официальные лица и важные гости, а Даниил Александрович все сидел со своей тросточкой в руках и подписывал книжки, давал автографы, фотографировался на память, устало, но счастливо улыбался. А напоследок на вопрос Фонтанки улыбнулся немножко лукаво: «Да, я сейчас пишу новую книгу. Историческую, военную? Извините, но это тайна. Но я пишу, и активно!»

Михаил Садчиков, «Фонтанка.ру»
Фото Михаила Садчикова-младшего

«Он жил как рок-звезда, он ушел точно так же». В Мариинском театре простились с Владимиром Шкляровым

Белые цветы — букеты лизиантусов, роз, лилий — держали в руках зрители, выстроившись в очередь у входа в исторической здание Мариинского театра, где утром 21 ноября прощались с его погибшим премьером Владимиром Шкляровым. Мимо проносили большие венки — от семей, организаций… Задолго до назначенного часа прощания очередь доросла до ближайшего светофора — в основном, стояли женщины, молодые и постарше, кто-то даже с коляской. Сбоку у входа переминался с ноги на ногу мужчина в спортивном костюме с белой корзиной белых роз и лентой, на которой виделись слова «Дорогому Владимиру… красивому человеку…».

Статьи

>