
Вой в сторону Кремля: украинское телевидение запускает сериал «Последний москаль»

«Привет, Хохляндия!» Это первое, что услышат украинские телезрители от Валеры Петрука – главного героя 16-серийного сериала «Последний москаль», показ которого стартует 14 апреля на телеканале «1+1». На фоне кровавых событий, все больше разделяющих Украину и Россию, в эфир выходит сериал, жанр которого создатели определили как «файна (классная) патриотична комедия».
Впрочем, предварительная информация позволяет предположить, что речь идет не столько о чистом пропагандистском продукте, сколько об очередной попытке понять самих себя и соседей, и как «бандеровцам» и «москалям» жить вместе – если такой маловероятный случай все же произойдет.
Сериал «Московский родственник» снимался в Карпатах в 2014 году. За последние месяцы все стало гораздо напряженнее, поэтому эпическое название «Последний москаль» показалось создателям более уместным, да и внимание зрителей с ним будет привлечь легче. Режиссером ленты стал украинский режиссер российского происхождения Семен Горов, прославившийся своими телемюзиклами, которые демонстрировались на российских и украинских телеканалах в новогодние праздники («Вечера на хуторе близ Диканьки», «Безумный день или Женитьба Фигаро», «Золушка»), так что стилистика нового сериала предсказуема. Сложнее с сюжетом – что бы делал житель Москвы на Гуцульщине в наше время?

Фото: скриншот с сайта moskal.1plus1.ua/#valera
Объяснение нашлось, правда, москаль оказался не совсем настоящим – об этом красноречиво свидетельствует фамилия главного героя. По синопсису Валера Петрук (российский актер Игорь Скрипко) – «обычный сын обычного московского миллионера», беззаботно проводивший время в ночных клубах с красивыми девочками. Но все хорошее когда-нибудь заканчивается: отец Валеры, обвиняемый в «освоении фондов», сбегает от российского правосудия в Великобританию, а сам Валера не успел и теперь вынужден спасаться в живописнейшем карпатском захолустье, у дяди в селе Великие Вуйки («вуйко» в переводе с западенского – «дядя»). У того самого дяди, у которого отец Валеры в свое время увел невесту и с ней «понаехал» в Первопрестольную. Вот такие они, украинцы – ну вы понимаете.
Село Великие Вуйки невелико: после приезда московского гостя насчитывает 256 людей и одного москаля. Люди занимаются овцами, выращивают картоплю-буряк-цыбулю, дудят в свои гуцульские дудки, в случае чего любят взяться за сокиры. Живой москаль вызывает у них интерес и спектр разнообразных эмоций. Как и полагается московскому гостю, Валера смотрит на туземцев свысока, позволяет себе пренебрежительно отзываться о кровянке, сале и прочих западноукраинских деликатесах эрмитажной красоты, и вдобавок ко всему уводит красавицу Ксению у местного парубка Дзюньо. Это ли не пример великодержавного коварства и подлости?
Реплики офигевших гуцул недвусмысленны: «Раньше у меня под окном соловейко пел, а теперь только и слышно: «Дядя, кагда будєт завтрак?», «А что будет завтра? Речку отравит, лес спалит, а послезавтра скажет, что здесь ущемляют русскоговорящие население». «Ему должно быть холодно, голодно и одиноко. Он должен тосковать по родине, а по ночам выть в сторону Кремля».
Шуточки, конечно, те ещё. Но абсолютно понятно, что в нашем случае идет речь о том, что должно было произойти давным-давно: отчалившая от общего советского прошлого Украина пытается избавиться от провинциальной закомплексованности и пытается продемонстрировать свою состоятельность. Причем, уже не на пропагандистско-пафосном уровне, а с помощью иронии и – что самое главное – самоиронии. И если создатели сериала «Последний москаль» смогли при этом не перейти тонкую грань, отделяющую добрую комедию и качественный телевизионный продукт от пропаганды в духе «Киселев -ТВ» (канал «1+1», к слову сказать, ещё то явленьице), значит, подвижки в украинской общественной ментальности в сторону «европейскости» действительно происходят. Убедиться или разочароваться в этом мы сможем очень скоро: показ сериала начнется уже в этот вторник. Вряд ли «Москаля» купят наши каналы, но для уверенных пользователей интернета нет пределов в стремлении познакомиться с теледостижениями братского народа.
Евгений Хакназаров,
«Фонтанка.ру»

Новая музыка мая: Garbage, Том Йорк, Майли Сайрус, Леонид Агутин и не только
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 31 мая 2025 - «В буднях великих строек». Артисты Театра имени Шаляпина с Фабио Мастранджело дали концерт у Дворцового моста
- 30 мая 2025 - «Классика на Дворцовой» закончилась «Хафананой» и Scorpions
- 30 мая 2025 - В Петербурге покорили «теноровый Эверест» и спели любимую арию Обломова: как открылась «Классика на Дворцовой»
- 29 мая 2025 - Стало известно, где и когда выйдет новый сериал Романа Михайлова про 90-е, показанный на ММКФ
- 27 мая 2025 - В Петербурге не будет салюта ко Дню города
Статьи
-
30 мая 2025, 13:27В российский прокат вышла китайская анимационная сказка «Нэчжа побеждает Царя драконов», установившая множество кассовых рекордов на международном рынке (общие сборы — свыше 2,2 миллиарда долларов). Коммерчески успешным был и первый фильм «Нэчжа» 2019 года, рассказывающий о мальчике демонической природы, который заводит дружбу с сыном Царя драконов, огорчает родителей-военачальников и вообще находится в эпицентре глобальной битвы добра и зла.
-
29 мая 2025, 19:53У многих произведений из Эрмитажа — богатая история, которую трудно осознать, глядя на сами вещи. Но даже среди них отдельные экспонаты выделяются уникальной судьбой. Например, «Мадонна во Славе» Яна Провоста, написанная в 1524 году (чтобы вы могли представить эту цифру — тогда даже старший Питер Брейгель еще не родился!). Она пережила разрушение главного собора Брюгге, будучи вмурованной в его стену. Сейчас ее и еще две нидерландские картины того же времени восстановили реставраторы — теперь посетители могут увидеть ранее неизвестные детали и пофантазировать, как мог выглядеть алтарь целиком. «Фонтанка» поговорила с куратором и реставратором.
-
26 мая 2025, 22:29
-
23 мая 2025, 15:36