Информация минкульта о поддержке руководителями театров его позиции по «Тангейзеру» недостоверна
10 апреля на сайте министерства культуры появилась информация о том, что руководители театров поддержали минкульт в конфликте вокруг «Тангейзера». «29 марта директор театра Борис Мездрич был уволен «за невыполнение указаний учредителя», – утверждает один из новостных материалов на сайте. – Новый директор театра, Владимир Кехман, заявил о снятии постановки из репертуара театра. Все это вызвало в обществе и театральной среде, в частности, бурную дискуссию о свободе художественного самовыражения. Обсуждению сложившейся ситуации была посвящена и закрытая встреча Министра культуры Владимира Мединского с руководителями ведущих театров страны. Присутствовавшие на встрече полностью поддержали позицию Министра в данном вопросе».
Однако, интернет-ресурс «Открытая Россия» приводит свидетельства двух директоров, которые иначе трактуют произошедшее на закрытой встрече с министром Владимиром Мединским.
- Нас никто не спрашивал о назначении Кехмана, согласны мы ли с ним и с тем, что министр принимает решение самостоятельно, – говорит Мария Ревякина, генеральный директор «Золотой маски» и директор Театра наций. – О ситуации вокруг «Тангейзера» не говорилось, мы не обсуждали этот вопрос. Кехмана подключили по скайпу, особого желания говорить с ним ни у кого не было. Мы обсуждали вопрос диалога и конструктивной работы с министерством, какие-то текущие вопросы. Да, министр сказал, что никаких худсоветов не будет, если вы сами этого не хотите, никаких предпросмотров не будет.
В свою очередь, директор РАМТа Софья Апфельбаум утверждает: «Мединский сказал, что ответственность за художественное состояние театра лежит целиком и полностью на руководителе. Это и была основная мысль. Вопрос о «Тангейзере» напрямую не звучал. Подспудно этот вопрос поднимался, но, более того, даже когда к концу встречи министр предложил обсудить «Тангейзера», Олег Павлович Табаков сказал, что после всего сказанного мусолить еще раз и обсуждать ситуацию нет смысла. Поэтому как такового обсуждения и дискуссии о позиции министерства по «Тангейзеру» не было, на голосование вопрос никто не ставил. Фраза о том, что нужно повысить роль директоров в разрешении конфликтов, действительно звучала».
Заметим, что фраза о повышении роли директоров в данном случае выглядит довольно странно, потому что в большинстве театров директора находятся на второй позиции и подписывают договор не с минкультом, а с худруком. Таким образом, голос директора остается лишь совещательным. И уж точно директор, работающий в театре, где есть художественный руководитель, никак не может влиять на художественную политику театра. Между тем, звать на совещание худруков и рассчитывать на их поддержку министр Мединский не мог ни при каких обстоятельствах, ибо почти все худруки федеральных театров – а именно, Валерий Фокин, Олег Табаков, Андрей Могучий, Константин Райкин, Лев Додин, Евгений Миронов и ряд других – месяц назад высказались в поддержку спектакля «Тангейзер» и тогдашнего директора Новосибирского театра оперы и балета Бориса Мездрича. Некоторые из директоров в связи с ситуацией вокруг «Тангейзера» также высказались за свободу художника. В частности, директор Вахтанговского театра Кирилл Крок, присутствовавший в минувшее воскресенье на встрече с министром, чуть более месяца назад написал: «Постановка оперы «Тангейзер» в Новосибирском театре оперы и балета – факт искусства. Какие бы страсти ни кипели вокруг работы молодого талантливого режиссера, важно помнить, что театр – искусство интерпретации. Театр рождается здесь и сейчас, он возникает на стыке классического сюжет и авторского видения художника, вступающего с этим сюжетом в творческие взаимоотношения. Театр – живое искусство, попытки встроить его в навеки отлитые формы чуждо его природе». И далее: «Использование репрессивных рычагов в сфере искусства неминуемо ведет к цензуре, к деформации художественных процессов, к обеднению культуры».
Фонтанка.ру
Куда пойти 12–14 декабря: «Площадь Искусств», выставка Бенуа в Манеже, каток на Конюшенной, Earlymusic
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 11 декабря 2025 - Эрмитаж прокомментировал задержание Александра Бутягина в Польше
- 09 декабря 2025 - Русский музей рассказал, что покажет в 2026-м: ставка — вновь на Айвазовского, Кончаловского, женщин и энтузиастов
- 09 декабря 2025 - Панк-булавки и сурикаты: Эрмитаж в «Старой Деревне» открыл экспозицию петербургской моды за 30 лет
- 08 декабря 2025 - «Золотой глобус» назвал претендентов. Больше всего номинаций — у трагикомедии с Ди Каприо
- 08 декабря 2025 - В БДТ зависла гигантская сфера и реагирует на зрителей. Инсталляция станет площадкой для диалога о науке и искусстве
Статьи
-
11 декабря 2025, 14:39После интенсивного гастрольного тура по городам Китая Теодор Курентзис с оркестром musicAeterna вернулся в родные пенаты и без промедления выступил в Большом зале Филармонии, представив петербургской публике так называемое «Кольцо без слов» — «Der Ring ohne Worte»; симфонический дайджест циклопической оперной эпопеи Рихарда Вагнера «Кольцо нибелунгов».
-
10 декабря 2025, 15:21С 10 декабря в Государственном Эрмитаже для публики полностью открыта Галерея Петра Великого — проект, начатый в 2022 году. Последний зал постоянной экспозиции был представлен в рамках продолжающихся Дней Эрмитажа, и он рассказывает о культуре России второй четверти XVIII века в части развития производства фарфора, стекла и серебра.
-
09 декабря 2025, 23:46В Аполлоновом зале 9 декабря представили после реставрации одно из самых ценных произведений Рембрандта, что есть в коллекции Эрмитажа, — «Жертвоприношение Авраама». Картина пробудет здесь до 18 января, на информационных щитах справа от нее можно увидеть фотофиксацию изменений в процессе работы и прочесть, что открылось реставратору и хранителю и какие сложности вызвало. После выставки полотно вернется в основную экспозицию.