Информация минкульта о поддержке руководителями театров его позиции по «Тангейзеру» недостоверна

10 апреля на сайте министерства культуры появилась информация о том, что руководители театров поддержали минкульт в конфликте вокруг «Тангейзера». «29 марта директор театра Борис Мездрич был уволен «за невыполнение указаний учредителя», – утверждает один из новостных материалов на сайте. – Новый директор театра, Владимир Кехман, заявил о снятии постановки из репертуара театра. Все это вызвало в обществе и театральной среде, в частности, бурную дискуссию о свободе художественного самовыражения. Обсуждению сложившейся ситуации была посвящена и закрытая встреча Министра культуры Владимира Мединского с руководителями ведущих театров страны. Присутствовавшие на встрече полностью поддержали позицию Министра в данном вопросе».
Однако, интернет-ресурс «Открытая Россия» приводит свидетельства двух директоров, которые иначе трактуют произошедшее на закрытой встрече с министром Владимиром Мединским.
- Нас никто не спрашивал о назначении Кехмана, согласны мы ли с ним и с тем, что министр принимает решение самостоятельно, – говорит Мария Ревякина, генеральный директор «Золотой маски» и директор Театра наций. – О ситуации вокруг «Тангейзера» не говорилось, мы не обсуждали этот вопрос. Кехмана подключили по скайпу, особого желания говорить с ним ни у кого не было. Мы обсуждали вопрос диалога и конструктивной работы с министерством, какие-то текущие вопросы. Да, министр сказал, что никаких худсоветов не будет, если вы сами этого не хотите, никаких предпросмотров не будет.
В свою очередь, директор РАМТа Софья Апфельбаум утверждает: «Мединский сказал, что ответственность за художественное состояние театра лежит целиком и полностью на руководителе. Это и была основная мысль. Вопрос о «Тангейзере» напрямую не звучал. Подспудно этот вопрос поднимался, но, более того, даже когда к концу встречи министр предложил обсудить «Тангейзера», Олег Павлович Табаков сказал, что после всего сказанного мусолить еще раз и обсуждать ситуацию нет смысла. Поэтому как такового обсуждения и дискуссии о позиции министерства по «Тангейзеру» не было, на голосование вопрос никто не ставил. Фраза о том, что нужно повысить роль директоров в разрешении конфликтов, действительно звучала».
Заметим, что фраза о повышении роли директоров в данном случае выглядит довольно странно, потому что в большинстве театров директора находятся на второй позиции и подписывают договор не с минкультом, а с худруком. Таким образом, голос директора остается лишь совещательным. И уж точно директор, работающий в театре, где есть художественный руководитель, никак не может влиять на художественную политику театра. Между тем, звать на совещание худруков и рассчитывать на их поддержку министр Мединский не мог ни при каких обстоятельствах, ибо почти все худруки федеральных театров – а именно, Валерий Фокин, Олег Табаков, Андрей Могучий, Константин Райкин, Лев Додин, Евгений Миронов и ряд других – месяц назад высказались в поддержку спектакля «Тангейзер» и тогдашнего директора Новосибирского театра оперы и балета Бориса Мездрича. Некоторые из директоров в связи с ситуацией вокруг «Тангейзера» также высказались за свободу художника. В частности, директор Вахтанговского театра Кирилл Крок, присутствовавший в минувшее воскресенье на встрече с министром, чуть более месяца назад написал: «Постановка оперы «Тангейзер» в Новосибирском театре оперы и балета – факт искусства. Какие бы страсти ни кипели вокруг работы молодого талантливого режиссера, важно помнить, что театр – искусство интерпретации. Театр рождается здесь и сейчас, он возникает на стыке классического сюжет и авторского видения художника, вступающего с этим сюжетом в творческие взаимоотношения. Театр – живое искусство, попытки встроить его в навеки отлитые формы чуждо его природе». И далее: «Использование репрессивных рычагов в сфере искусства неминуемо ведет к цензуре, к деформации художественных процессов, к обеднению культуры».
Фонтанка.ру

Приключения души. Каким получился новый роман Виктора Пелевина «A Sinistra»
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 17 сентября 2025 - «Голографическая магия», цифровая вьюга и робо-протезы. Фестиваль Digital Rain рассказал о программе
- 15 сентября 2025 - Пиотровский рассказал о переговорах по Пальмире и фиксации христианских памятников Сирии и Африки
- 15 сентября 2025 - Михаил Пиотровский перечислил дни, когда Эрмитаж можно посетить бесплатно
- 15 сентября 2025 - «Дракула» Люка Бессона возглавил российский прокат с третьим результатом для иностранного кино за год
- 13 сентября 2025 - В Петербурге вручили Эрмитажную премию — но Курентзис срочно вылетел к семье
Статьи
-
16 сентября 2025, 11:32Произведения искусства принадлежат не только вечности, но и своему времени. И иногда больше говорят о сути эпохи, чем хроники или сводки новостей. «Фонтанка» рассказывает о петербургских музейных экспонатах, которые отражают бурные и страшные времена — а посетители могут этого и не знать.
-
13 сентября 2025, 19:00«Иллюзия света» Архипа Куинджи расположилась залах № 106 — 109 Корпуса Бенуа, и помимо света, это иллюзия пространства. Из четырёх залов архитектор Юрий Аввакумов, который работал над «Нашим авангардом», сделал шесть. Изменились и пропорции: внутри залов, спроектированных Леонтием Бенуа, появились аккуратные почти квадратные «комнаты», потолки стали ниже. Хорош как никогда ровный рассеянный свет, который отсылает к мастерской художника в Биржевом переулке (и напоминает залы Третьяковской галереи). На выставке больше 150 работ, из них 134 — из собрания Русского музея. Девять вещей приехали из Третьяковки, а «Христос в Гефсиманском саду» (1901) — из Алупки (картину впервые привезли в Русский музей).
-
12 сентября 2025, 14:26Здание кинотеатра «Прибой» — вернее, его реинкарнация после разрушения и долгого кропотливого строительства, — наконец, открылось в качестве долгожданного Центра современного искусства имени Сергея Курехина. И хотя это абсолютно новое строение, только по общим чертам планировки которого можно угадать его былые контуры, оно вызывает ностальгические воспоминания о многих часах, проведенных на SKIFах, — бесшабашных, драматичных и доходящих до предела эмоций нойзовых музыкальных выступлениях, показах разных причудливых мод и многом другом.
-
10 сентября 2025, 18:47
-
08 сентября 2025, 12:35