В Театре.doc прочли стихи, запрещенные в России за последние 200 лет

В московском Театре.док – театре, недавно перед новым годом изгнанном из своего крошечного помещения в Трехпрудном переулке и обретшего новый дом на Разгуляе, во флигеле усадьбы XVIII века, прошла акция в поддержку митингующих в Новосибирске и Петербурге под лозунгами протеста против цензуры за свободу творчества, за возвращение в Новосибирскую оперу закрытого спектакля "Тангейзер" и отставки не только нового директора Владимира Кехмана, но и министра культуры Мединского.

Оксана Мысина прочла "Вольность" и "Во глубине сибирских руд" Пушкина
Фото: Джон Фридман/Театр.doc
Акция в Театре.doc носила творческий характер, но со вполне определенным подтекстоv: здесь читали только запрещенные в России за последние два столетия тексты. В качестве пролога на экране возникали краткие справки: "Горе от ума" было запрещено... "Борис Годунов" Пушкина был под запретом к постановке до 1866 года... "Маскарад" Лермонтова был запрещен как безнравственная пьеса. И так далее – список запрещенных в официально-цензурные времена на наших бескрайних просторах текстов, как известно, некороток.

Драматург Максим Курочкин прочел на украинском языке стихи Тараса Шевченко и репрессироманных в сталинские времена
Фото: Джон Фридман/Театр.doc
Затем начались "читки". Сначала Оксана Мысина прочла "Вольность" и "Во глубине сибирских руд" Пушкина. Затем драматург Михаил Дурненков выступил со знаменитым "Борис, Борис, все пред тобой трепещет"- заветом писателю свидетельствовать, несмотря ни на что. Андрей Родионов прочел "На смерть поэта" ("но есть и Божий суд, наперсники разврата"), и "Трамвай" Николая Гумилева, жертвы уже XX века. Драматург Максим Курочкин читал по-украински Тараса Шевченко и замученных уже прошлом веке украинских поэтов. Звучали также Ахматова и Цветаева, Мандельштам, Алексей Крижевский и Бродский.

Все участники акции "За свободу творчества" в Театре.doc
Фото: Джон Фридман/Театр.doc
Об этом самое время напомнить: всё эти произведения, многие из которых теперь вошли в школьные учебники, были под запретом, принесли не награды, а гонения создателям.
Елена Гремина, создатель, директор, драматург и режиссер "Театра.doc", по ее свидетельству, прочла стихи, которые хранились в ее доме в зеленой папочке, напечатанными на папиросной бумаге. Рядом с Пастернаком, Новым Заветом, Слуцким... "А эти стихи, – рассказывает Елена Гремина, – были переписаны от руки, незнакомым мне почерком. Имени автора не было на листочке. Вчера, готовясь к Акции, я нашла по гуглу его фамилию – Плисецкий. Но стихи помню как "безымянные из зеленой папочки":

Елена Гремина во время акции в поддержку митингующих в Новосибирске и Петербурге
Фото: Джон Фридман/Театр.doc
Поэты, побочные дети России,
Вас с черного хода всегда выносили
Толпились родные жалкою горсткой
В Тарханах, на Волковом, в Святогорском.
Я плачу, но слез не стыжусь и не прячу
Ведь я от стыда за страну свою плачу
Бывало мне трудно, бывало несытно
Сегодня мне хуже – сегодня мне стыдно.
Мы славу врагу отдаем и задаром:
Как будто она не по нашим амбарам
Как будто у нас ее край непочатый
Поэзии истинной, пусть непечатной.
...Лишь сосны с поэтами честно поступят:
Корнями обвив, никому не уступят".
Фонтанка.ру

Лампа Аладдина и не только: Эрмитаж открыл выставку светильников Востока
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 10 июля 2025 - «Сегодня ты, а завтра я». Михайловский театр анонсировал премьеру постановки Кехмана
- 09 июля 2025 - Скончалась актриса Галина Карелина — Александринскому театру она посвятила почти 70 лет
- 08 июля 2025 - Музей истории религии отправил на реставрацию один из знаковых экспонатов — можно ждать открытий
- 08 июля 2025 - В честь Дня Петра и Павла Русский музей бесплатно пустит в Михайловский замок
- 07 июля 2025 - С Двенадцати коллегий и Кунсткамеры сняли крыши — берега Васильевского стремительно пустеют: как пакуют Петербург
Статьи
-
10 июля 2025, 13:50Якова Чернихова называют «советским Пиранези» по аналогии со знаменитым итальянским создателем «бумажной архитектуры», чьи невоплощенные проекты стали самостоятельным направлением искусства. Судьба произведений архитектора-конструктивиста Якова Чернихова — также преимущественно виртуальна: единственное его здание в Петербурге — это и есть тот самый «Красный гвоздильщик», чей Канатный цех с водонапорной башней в свое время заинтересовал культового современного архитектора Заху Хадид.
-
05 июля 2025, 23:26
-
04 июля 2025, 08:30